Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гессен В.М. Основы конституционного права. Петр...rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
3.09 Mб
Скачать

§ 4. Германская империя

В Германии современная система всеобщего избирательного права ведет свое происхождение от Франкфуртского сейма 1849 г.*(509). Проект избирательного закона, предложенный сейму конституционной комиссией под председательством проф. Вайца, основан на двух началах: на начале прямых выборов и ограниченного избирательного права.

Согласно § 1 проекта, избирателем является всякий самостоятельный, неопороченный немец, достигший 25-летнего возраста. К числу несамостоятельных § 2 относит лиц, состоящих под опекой, попечительством или конкурсом, призреваемых на общественный счет, прислугу, поденщиков, подмастерьев и фабричных рабочих. Проект конституционной комиссии переносит вопрос об избирательной системе на почву социального законодательства: всеобщности избирательного права проект противопоставляет лишение рабочего класса избирательных прав. Характер проекта предопределяет направление прений в заседаниях сейма. Основным возражением против ограниченности избирательного права является указание на то, что им устраняется от участия в государственной жизни многочисленный общественный класс. Необходимо включить рабочих в состав государства; признание за ними политического совершеннолетия убедит их в том, что никто не заинтересован больше в существовании и процветании государства, чем нуждающиеся люди, живущие трудом своих рук. Предоставлением всеобщего и равного избирательного права социальный вопрос лишен будет своего острия, осуществится солидарность рабочего и имущего классов. Нельзя трудовую жизнь считать обстоятельством, позорящим человека*(510).

Проект конституционной комиссии отвергается в plenum'е сейма подавляющим большинством (422 против 21). Одобренный сеймом имперский избирательный закон предоставляет избирательные права всякому гражданину, достигшему 25 лет, правоспособному и неопороченному по суду. Пассивное избирательное право предоставляется всякому избирателю, состоящему в течение 3 лет подданным одного из германских государств.

Вопреки мнению конституционной комиссии, национальное собрание признает совместимость всеобщего избирательного права с системой прямых выборов; поэтому, согласно избирательному закону, всякий избиратель непосредственно участвует в избрании народных представителей.

Законодательство Франкфуртского сейма, как известно, не имело практических последствий; им оказано было, однако, огромное влияние на дальнейшее правовое развитие Германии. Когда в 1866 г. правительству Пруссии удается осуществить соглашение между северогерманскими государствами по вопросу о созыве учредительного рейхстага Северогерманского союза, избрание народных представителей в этот рейхстаг, по инициативе Пруссии, происходит повсеместно на основе всеобщего избирательного права и прямых выборов, "согласно определениям имперского избирательного Закона от 12 апр. 1849 г.".

Не подлежит никакому сомнению, что всеобщим избирательным правом современная Германия обязана Бисмарку; его выступления в учредительном рейхстаге предопределили надолго политические судьбы Германской империи. В своей знаменитой речи, произнесенной 28 марта 1867 г. в учредительном рейхстаге, Бисмарк в защиту всеобщего избирательного права приводит соображения троякого рода*(511).

Во-первых, всеобщее избирательное право является, до некоторой степени, наследством, завещанным живущему поколению историческим развитием германских объединительных стремлений. Оно формулируется в имперской конституции Франкфуртского сейма; оно противопоставляется Пруссией австрийским предложениям 1863 г.

Во-вторых, всеобщее избирательное право должно быть признано относительно-лучшей избирательной системой ("ich kenne wenigstens kein besseres Wahlgesetz"). Сословная организация представительства невозможна. Трехклассная прусская система является "наиболее нелепым и наиболее жалким избирательным законом из всех, придуманных в каком-либо государстве". Система избирательного ценза всегда и необходимо произвольна и несправедлива.

И в-третьих, не всеобщие и косвенные выборы являются искажением выборов - общественного мнения наций. В общенародном чувстве заключается больше понимания, чем в размышлениях немногих выборщиков.

Каждый из приведенных аргументов нуждается в некоторых пояснениях.

Не подлежит никакому сомнению, что на защиту всеобщего избирательного права Бисмарк выступает не столько как социальный реформатор, сколько как государственный деятель, стремящийся к политическому объединению Германии: по его мнению, всеобщее избирательное право явится тем цементом, которым скреплено будет единство германского народа. В своем докладе королю (15 сент. 1863г.), по поводу австрийского проекта преобразования Германского Союза, Бисмарк, отвергая австрийский проект, признает "представительство, вытекающее из истинного и прямого участия всей нации", единственно целесообразным для Германии, ибо только такое представительство, "составленное no прямому голосованию из всех частей Германии в масштабе их населения", окажется противовесом и княжескому сепаратизму, и партикуляристическим тенденциям*(512).

С другой стороны, отрицательное отношение Бисмарка к буржуазным системам представительства - и, в частности, к прусской трехклассной системе - отчасти, по крайней мере,- обусловлено совсем еще свежими воспоминаниями о знаменитом в истории Пруссии бюджетном конфликте между парламентом и короной. Не подлежит никакому сомнению, что именно эти воспоминания являются источником скептического отношения Бисмарка к вопросам избирательного права: по его мнению, каков бы ни был избирательный закон, при одинаковых внешних обстоятельствах и условиях он даст одинаковые результаты.

И, наконец, нельзя отрицать, что, предлагая учредительному рейхстагу всеобщее и равное избирательное право, Бисмарк отдает себе ясный отчет в социальном значении этой меры. В 60-х гг. Бисмарк начинает интересоваться социальным вопросом. К этому времени относится его знакомство с Лассалем; вопрос о всеобщем избирательном праве несомненно является предметом их политических бесед*(513). В 1864 г. Бисмарк испрашивает у короля аудиенцию для депутации силезских ткачей, жалующихся на притеснения фабрикантов. По этому поводу в прусском ландтаге ему предъявляется запрос.- "Короли Пруссии,- отвечает Бисмарк,- никогда не были королями богатых. Уже Фридрих Великий, будучи кронпринцем, сказал: Quand je serai roi, je serai roi des gueux. Этот принцип утвержден последующими королями"...*(514). Всеобщее избирательное право является, по мнению Бисмарка, наиболее соответственным оружием в борьбе с оппозиционным настроением либеральной буржуазии. В циркулярной депеше от 24 марта 1866 г., обращенной к дипломатическим представителям Пруссии при германских суверенах, Бисмарк заявляет: "Искусственная система, непрямых и классовых выборов гораздо опаснее тем, что препятствует общению верховной власти с теми здоровыми элементами, которые образуют ядро и массу народа.

В стране с монархическими традициями и лояльными чувствами всеобщее избирательное право, устраняя влияние либеральных буржуазных классов, будет приводить и к выборам в монархическом духе... В Пруссии 9/10 народа верны королю и, лишь благодаря искусственному механизму выборов, лишены возможности проявлять свое мнение*(515).

Слова эти являются поистине наилучшим комментарием к имперскому избирательному праву.

Согласно избирательному закону 31 мая 1869 г., активное избирательное право обусловлено германским подданством, мужским полом, 25-летним возрастом. Кроме лиц, ограниченных в правоспособности и опороченных по суду, от участия в выборах устраняются нищие, призреваемые на общественные средства*(516). Пассивное избирательное право принадлежит всякому избирателю, в течение года состоящему подданным одного из германских государств*(517). С образованием Германской империи, на основании договоров между Пруссией и южно-германскими государствами, избирательное право союза становится действующим в настоящее время имперским избирательным правом.