Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КПЗС Иванов 2013 кр к 69 с к-10 для ЗО 13.08.1...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.23 Mб
Скачать

13 Форма правления в зарубежных странах –

федеративное государство

Федеративное государство (фр. federation от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, представляющая собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью, формально ограниченной правами самого союза.

В современном мире федеративные государства распространены меньше, чем унитарные. Это связано с тем, что федерация – более сложное по устройству государство.

Всего в мире насчитывается около 20 федераций:

на европейском континентеэто Австрия, Бельгия, ФРГ, Швейцария, Россия;

на американском континенте — США, Ар­гентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика (Мексиканские Соединенные Штаты);

в Азии — Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан; Филиппины,

в Африке — Нигерия, Танзания; Коморские острова,

Австралия.

Кроме того согласно Конституции 1994 г. в Эфиопии созданы 9 штатов, поэтому данная страна находится в стадии формирования у себя федерации.

И следует учитывать то, что ОАЭ скорее конфедерация, чем федерация.

Наилучшим образом статус федерации подходят для многонациональных государств с обширной территорией. Таким путем можно полнее реализовать националь­ные интересы, и в то же время сохранить целостность государства.

Признаки федерации:

– государство имеет свою конституцию, государст­венные органы, символику;

– субъекты федерации могут принимать собственные конституции;

– действует двухпалатный парламент (нижняя палата – общегосударственная, верхняя осуществляет представительство субъектов федерации);

– полномочия между центром и регионами четко распределены;

– вооруженные силы едины,

– субъекты федерации имеют свои государственные органы;

– введена единая денежная система.

Все субъекты федерации не обладают полным государственным суверенитетом. В соответствии с Конституцией многим субъектам федераций предоставлено право участвовать в международных отношениях, но только по социально-экономическим и культурным вопросам.

Такие субъекты в каждом государстве называются по-разному. Чаще всего это ШТАТЫ (от англ. «state» — государство), что и отражается в официальных названиях некоторых федеративных государств: Соединенные Штаты Америки, Соединенные Штаты Бразилии, Мек­сиканские Соединенные Штаты.

Штатами называются также субъекты таких федеративных государств, как Австралия, Венесуэла, Индия, Малайзия, Нигерия.

В Австрии и ФРГ субъекты федерации называются ЗЕМЛЯМИ, хотя оригинальное немецкое слово «land» переводится как «страна» или «край».

В Аргентине, Канаде, Пакистане субъекты федерации называются ПРОВИНЦИЯМИ; в Швейцарии — КАНТОНАМИ.

Количество субъектов федерации в разных странах весьма различно. В США — 50 штатов, в Мексике — 31 штат, в Нигерии — 30 штатов, в Бразилии — 26 штатов, в Индии — 25 штатов, в Швейцарии — 23 кантона, в Аргентине — 22 провинции, в Венесуэле — 22 штата, в ФРГ — 16 земель, в Малайзии — 13 штатов, в Канаде — 10 провинций, в Австрии — 9 земель, в ОАЭ — 7 эмиратов, в Австралии — 6 штатов, в Пакистане — 4 провинции. Самое большое количество субъектов в Российской Федерации (89), из которых 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

В федерациях обычно имеет место двухуровневое гражданство. Но в международных отношениях лицо выступает с одним гражданством – федеральным. Собст­венного гражданства у субъектов федерации нет (в Канаде, Индии, Пакистане, Малайзии, Венесуэле).

Субъекты федерации, как правило, не обладают правом выхода из ее состава – сецессии. Исключением является Конституция Эфиопии 1994 г., где говорится о праве выхода из состава федерации национальных групп.

Структура федеративных государств неодинакова. Различают симметричные и асимметричные федерации.

В случае симметричной федерации ее субъекты равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Австрия, ФРГ, Бразилия). Они, например, направляют равное количество сенаторов в верхнюю палату парламента (например, в США – по 2 от каждого штата).

В асимметричных федерациях субъекты имеют неравноправный статус (например, в ФРГ, Индии, Мексике). В зависимости от количества населения каждая земля в ФРГ направляет в Бундесрат от 3 до 5 представителей, в Индии – 1 до 34 представителей

Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном государственном устройстве является разграничение компетенции между союзом и его членами.

Компетенцию в зарубежных федеративных государствах можно подразделить на четыре основных вида: 1) исключительная компетенция федерации; 2) исключительная компетенция субъекта федерации; 3) совместная компетенция федерации и ее субъектов; 4) остаточная компетенция.

Установление исключительной компетенции федерации предполагает, что в конституции закрепляются полномочия федеральных органов власти, а все остальные полномочия принадлежат субъектам федерации. Примером могут быть такие государства, как США, Канада, Мексика, Россия.

Установление исключительной компетенции субъекта федерации заключается в том, что федеральные органы не могут вмешиваться в эту компетенцию. В этом случае к ведению субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения.

Установление двух сфер исключительной компетенции – федерации и ее субъектов – характерно для Аргентины, Канады, Эфиопии. К сфере компетенции субъектов федерации относятся прежде всего культура, здравоохранение, местное управление, общественный порядок, сельское хозяйство, местные налоги и сборы и др. В рамках своей компетенции представительные органы субъектов федерации могут принимать местные законы.

Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и ее субъектов характеризуется тем, что органы субъектов федерации могут принимать решения по любым вопросам совместной компетенции, пока такие решения не приняты федеральной властью (и наоборот). Совместная (конкурирующая) компетенция характерна для таких стран, как ФРГ, Пакистан, Нигерия.

Например, к исключительной компетенции федерации в ФРГ отнесены 11 важнейших вопросов: внешние сношения, оборона, гражданство федерации, свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммигра­ция, выдача отдельных лиц другим государствам, валюта, денежное обращение, эталоны мер и весов и т. д.

Конкурирующая законодательная компетенция включает 28 позиций, в том числе гражданское право, уголовное право, судоустройство, адвокатуру, трудовое право и т. д.

Остаточные полномочия в ФРГ принадлежат землям.

Оригинальную модель разграничения компетенции устанавливает Конституция Бразилии 1988 г. Она предусматривает размежевание предметов ведения при участии не только федерации и ее субъектов, но и фе­дерального округа и муниципий (административно-территориальных единиц, на которые делится территория бразильского штата).

Одним из методов обеспечения единства федерации, разрешения конфликтов между ее субъектами, обеспечения соблюдения федеральной конституции и федеральных законов является институт федерального принуждения. В странах Латинской Америки он носит название «институт федерального вмешательства», а в Индии – «институт президентского правления».

Институт федерального принуждения в той или иной форме закреплен в конституциях или законодательстве почти всех федеративных государств мира. Содержание института определяется самой природой федеративного устройства, которая не только предполагает разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения ЕДИНСТВА экономической и политической организации союзного государства.

В большинстве зарубежных федераций институт федерального принуждения расценивается как важнейший элемент функционирования всей системы федеративных отношений. К федеральному принуждению прибегают всякий раз, когда в этом появляется потребность.

Так, в Индии с момента вступления в силу ее Конституции в 1950 г. режим президентского правления (т. е. федерального принуждения) вводился около 100 раз в различных штатах.

Конституционная история Швейцарии также знает более 10 случаев федерального вмешательства в отношении отдельных кантонов. Время от времени объявлялось федеральное вмешательство и в Бразилии.