Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КПЗС Иванов 2013 кр к 69 с к-10 для ЗО 13.08.1...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.23 Mб
Скачать

8 Особенности закрепления основ конституционного строя в экономической и социальной системах общества

Центральную роль в конституционном строе занимает наряду с политической также и экономическая система общества.

Под экономическими понимают отношения собственности, производства, обмена и присвоения материальных и духовных благ. В силу важности эта сфера человеческой и государственной жизни так или иначе находит закрепление в конституциях. Самым распространенным здесь является институт собственности. Под этим понятием понимают три правомочия – права владеть имуществом, пользоваться и распоряжаться им.

Конституции прежде всего регулируют право собственности, хотя иногда перечисляют и объекты собственности, именуя их не вещами, а просто собственностью.

В основном тексте Конституции США 1787 г. не содержится статей, посвященных собственности. Упоминание об этой стороне жизни появилось только в числе первых десяти поправок к конституции, принятых в 1789 г. в форме «Билля о правах». Так, в ст.5 «Билля о правах» было провозглашено: «Никто не должен лишаться… имущества без должной юридической процедуры…»

Современные зарубежные конституции закрепляют и развивают принципы охраны и защиты собственности.

В отличие от старых конституций послевоенные при рассмотрении вопросов частной собственности подчеркивают необходимость обязательного учета общественных интересов с тем, чтобы права отдельных лиц не задевали прав и интересов общества. Такой подход появился под влиянием законодательства СССР.

Так, в ст. 41 Конституции Италии 1947 г. (она создавалась при активном участии коммунистов во главе с их лидером Пальмиро Тольятти и социалистов) было провозглашено следующее: частная хозяйственная инициатива не может развиваться в противоречии с общественной пользой или в ущерб безопасности, свободе и человеческому достоинству.

Такая ограничительная тенденция стала в последнее время характерной не только для конституций стран, подверженных сильному влиянию социалистических идей. В ст. 29 Конституции Японии 1947 г. также говорится о праве на собственность, которое не должно противоречить общественному благосостоянию.

В СССР постоянно подчеркивалось, что государственная собственность является ведущей, а негосударственная – это как бы вспомогательная. Подобные взгляды сохранились до сих пор в законодательстве КНДР, Кубы и др.

Западные варианты классификации форм собственности используют принцип деления собственности, как и норм права, на публичную и частную. Публичная собственность при этом всегда рассматривается как коллективная. Значит, и в западный ареал стали перетекать конкретные идеи коллективистского коммунизма. В наше время субъектами публичной собственности могут быть на Западе и государство, и субъекты федерации, и автономные единицы, и административные единицы (объекты так называемой коммунальной собственности), и общественные формирования (например, политическая партия), и религиозные конфессии и др.

Частная собственность с позиций марксизма еще в середине прошлого века рассматривалась как нечто ужасное, как средство эксплуатации человека человеком. В то же время эксплуатация человека государством (пролетарским, общенародным), когда гражданин СССР (например, профессор вуза) получал примерно лишь 10-20 % заработной платы аналогичного работника капиталистической страны, объяснялась как бы и не проявлением эксплуатации, а всего лишь актом справедливого перераспределения материальных благ, осуществляемым мудрым социалистическим государством.

Ныне мы не стыдимся заявить, что частная собственность в отличие от публичной делима, что ее субъектами могут быть физические и юридические лица, что собственниками групповой частной собственности могут быть и субъекты государственного, а не гражданского права – государство в лице органов власти, управления, самоуправления, общественные формирования и др.

Переход собственности из публичной в частную мы теперь без стеснения называем приватизацией, а из частной в государственную – национализацией.

Главным критерием демократизма государства, как подчеркивают современные политики и ученые, более высокой степенью подлинной свободы личности следует считать все возрастающий уровень государственной защиты ЛЮБЫХ форм собственности.

Социальная система – это совокупность социальных отношений, существующих в данном государстве и обществе. Она также подлежит конституционно-правовому регулированию.

Социальные проблемы будут существовать всегда, ибо общество также будет всегда делиться на женщин и мужчин, незамужних-замужних и холостяков-женатых, родителей и детей, работодателей и наемных работников, имущих и малоимущих, здоровых и больных, горожан и сельских жителей, чиновников и безработных и т.д. Поэтому сфера социальных отношений по-прежнему будет охватывать взаимоотношения между всеми социальными общностями, отдельными гражданами, слоями общества и исходя из складывающейся ситуации предлагать типовые и индивидуальные варианты правового решения возникающих вопросов – таких, как социальные, национальные (статус этнических, племенных групп), языковые, религиозные, половые, возрастные (статус молодоженов, пенсионеров) и др.

Предназначение социального правового государствасглаживать (нивелировать) противоречия между всеми участниками социальных отношений. И это обстоятельство должно находить должное отражение в конституциях.

В Конституции Италии имеются главы «Экономические отношения», «Этико-социальные отношения», в Конституции Бразилии – главы «Экономический и финансовый строй», «Образование и культура».

Марксистское деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, казавшееся убедительным в начале XX в, утратило свою актуальность в конце этого же XX и начале XXI вв.

Так, лидер лейбористской (рабочей) партии Великобритании Нейл Киннок в конце прошлого века с горечью сказал своим соратникам: «В настоящее время, когда докер Ливерпуля или Манчестера имеет свой дом, две машины, небольшую дачу в Испании, наш призыв «Голосуй за нас – мы освободим тебя от твоих цепей!» уже не действует…»

Ныне более оправданным, как подчеркивают большинство ученых, выглядит деление общества, во-первых, на лиц наемного труда и ненаемного труда, а во-вторых, на слои граждан в зависимости от размеров получаемого дохода.