Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 6.05..docx
Скачиваний:
147
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
474.4 Кб
Скачать

1.3.5 Инвалидность ребенка, тяжелое заболевание, связанное с ограничением контактов

Если ребенок рождается с тяжелым нарушением здоровья, или заболевает в первые годы жизни, его успешная социализация оказывается под угрозой. Его родители переживают эмоциональный стресс, иногда – даже отвержение ребенка, эта родительская депривация сопровождается зачастую интенсивным медицинским лечением, что делает его положение еще более уязвимым. Его реагирование на эти травмирующие факторы может выражаться регрессией вплоть до состояния глубокой задержки развития, подавлением способностей, нарушением коммуникации, тревожностью и другими защитными механизмами. Л.С.Выготский такое состояние называл «вторичным дефектом», а специалисты, работающие с людьми с нарушенным интеллектом – «вторичной умственной отсталостью».

В результате затруднений взаимодействия со сверстниками, другими значимыми людьми у взрослеющего ребенка формируется отношение к себе как неполноценному, неспособному, что мы называем «третичным дефектом». На развитие ребенка влияют качество взаимодействия ребенка с родителями, забота о его здоровье и безопасности, а также опыт, предоставляемый ребенку в семье и обществе. Многообразие родительского поведения, воздействующего на ребенка, управляется внешними и внутренними (семейными) факторами, котрые или способствуют оптимизации развития ребенка, или затрудняют его. К внешним неблагоприятным факторам можно отнести преде всего недоступность необходимых социальных служб и программ помощи детям с проблемами в развитии и их родителями, негативное отношение общества к детям с особыми потребностями, низкий экономический потенциал семьи, недоступность социально-культурной среды.

1.3.6. Формирование зависимостей как нарушение нормальной социализации

Последние десятилетия характеризуются возрастанием различных форм зависимого (аддиктивного) поведения у молодежи и подростков. Это – зависимости от психоактивных веществ (алкголь, наркотики, табак, курительные смеси), игровые, компьютерные зависимости.

В широком смысле под аддикцией (зависимостью) понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. В основе формирования психологической зависимости (вне зависимости от того, сопровождается ли она физической зависимостью, либо нет) лежит способность объекта снимать напряжение, вызывать эйфорию, либо давать иные интенсивные эмоции.

Основной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

  • усиление желания и напряжения;

  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;

  • получение объекта и достижение специфических переживаний;

  • расслабление;

  • фаза ремиссии (относительного покоя).

В литературе, посвященной проблемам зависимого поведения, стало уже тривиальным мнение о том, что в его формировании огромную роль играют социальные факторы, которые проявляются на макро-, мезо- и микро- уровнях человеческого существования, а также индивидуальные особенности человека.

К макросоциальным факторам риска аддиктивного поведения можно отнести следующие:

- технический прогресс в обществе в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, выбрасывающих на рынок все новые и новые товары — потенциальные объекты зависимости;

- тенденцию к ослаблению межличностных связей между людьми в обществе. По мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности. Вместо того, чтобы искать удовлетворения в человеческих взаимоотношениях, люди все больше обращаются к бездушным продуктам цивилизации;

- официальную алкогольная политику и наркополитику, политику в отношении игровых заведений (например, скрытая деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих молодежь в потребление химических веществ посредством специально разработанной наркогенной рекламы);

- культуральные традиции потребления психоактивных веществ;

- мода, стиль жизни и массовая культура;

- социально-экономический уровень жизни;

- информированность общества в сфере аддикций и их последствий.

Негативные общестивенно-экономические условия могут создавать психологическое напряжение, которое отчасти снимается действием алкоголя, курением, приемом возбуждающих препаратов, что вопследствии становится привычкой для определенного круга лиц. Кроме того, неблагоприятные социально-экономические условия зачастую обесценивают человеческую жизнь, приводят к утрате смысла жизни, что порождает потребность заполнить возникающую экзистенциональную пустоту уходом от реальности – в алкоголь, игры, наркотики.

Среди микрофакторов формирования зависимого поведения выделяются:

- характер окружения (друзья, сексуальные партнеры);

- особенности групповой динамики в подростковой среде. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики (в широком смысле) выполняют следующие жизненно важные для подростка функции: поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей; формируют чувство принадлежности к группе, а также среду неформального общения; дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей; помогают регулировать эмоциональное состояние; реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.

- неучастие или неудачное участие в общественно-значимых мероприятиях, неспособность справиться с общественными задачами;

- позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ.

Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного по ведения приписывается семье. К семейным факторам риска относят неблагоприятную семейную атмосферу (конфликты); зависимость кого-то из близких; постоянную занятость одного из родителей; воспитание в неполной семье; иное девиантное поведение близких; раннее приобщение в семье к употреблению алкоголя; «неумелое, неправильное» воспитание.

Риск развития аддиктивного поведения, с точки зрения современных представлений, во многом связан с условиями воспитания в детском периоде жизни. Существуют попытки выделить определенные условия воспитания, наиболее предрасполагающие к риску развития аддиктивного поведения. В этих типах воспитания выделяется главное звено – нарушение эмоциональных связей с людьми. Лица с повышенным риском развития аддикций в детстве не были научены правилам установления эмоциональных контактов с окружающими, воспитывались в семьях, в которых эмоциональная близость между членами семьи существовала не в реальности, а только на словах.

В целом, такие типы семей формируют у детей чувства внутренней пустоты и изоляции с возникновением желания заполнить эти чувства путем создания в своих фантазиях особого мира, герои которого заменяют реальность. По данным самоотчетов молодых людей, употребляющих наркотики, 50% из них подвергались в своих семьях оскорблениям, 56% периодически конфликтовали с родителями, 45% испытывали на себе психологическое давление, 30% – негативные (физические) воздействия со стороны родителей. Конечно, эти результаты нельзя считать вполне достоверными, так как они получены на основе самоотчетов. Но ведь именно субъективный фактор, то «внутреннее», через которое преломляется «внешнее» и определяет в конечном итоге поведение каждого человека.

Распространена точка зрения, что дети алкоголиков с большой вероятностью наследуют эту проблему. Однако гипотеза наследственной предрасположенности к зависимому поведению не объясняет ряд фактов. Например, современные подростки употребляют наркотики независимо от склонности их родителей употреблять алкоголь. Зависимое поведение может формироваться в любой семье. На его формирование влияет множество семейных факторов. В связи с этим целесообразно говорить не о наследственной, а о семейной предрасположенности к зависимому поведению.

Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляй собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции. Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Условно можно выделить несколько этапов развития аддиктивного поведения, независимо от того, что выступает в качестве объекта аддикции (будь то наркотическая аддикция, Интернет-аддикция или гэмблинг).

1 этап: начало («исходная точка»), в период которого возникает и фиксируется в сознании человека связь между переживанием интенсивного изменения психического состояния (приятного и нужного человеку) и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!». Фиксация происходит независимо от того, положительные эмоции испытал человек или отрицательные – главное интенсивность переживания (например: переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычайного волнения при знакомстве с коллекцией марок или во время компьютерной игры).

2 этап: аддиктивный ритм, в период которого устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта. Между первым и вторым этапом могут пройти десятки лет.

3 этап: «аддикция как часть личности». Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. В человеке сосуществуют как бы две личности – «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами». Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих аддиктов на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и правильности своего поведения.

4 этап: «доминирование аддикции». На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений, он уже не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.

5 этап: «катастрофа», на котором аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Нехимические аддикции тоже приводят к нарушению здоровья (например, патологическое переедание приводит к ожирению, азартные игры – к заболеваниям сердца).

Важную роль в формировании зависимых форм поведения может сыграть группа сверстников, в которую входит подросток. Обнаружено, что подроток, независимо отособенностей семейной ситуации, подвержен влиянию группы сверсников, нормам, сложившимся в ней. Более половины подростков, употребляющих алкоголь, наркотики на первое место ставят влияние выпивающих друзей и товарищей. Особенно большое влияние на подростков оказывают друзья из «проблемных семей».

Развитие кибераддикций, напротив, чаще всего связано с «выпадением» подростка из социальных контактов, с отсуствием у него близких друзей, и, конечно, с отсутствием тесных внутрисемейных связей.

Среди биологических факторов риска выделяют следующие:

- патологию беременности,

- внутриутробные воздействия (стрессы, инфекции, интоксикации, нарушения пищевого режима в период беременности),

- осложнения родов,

- тяжело протекающие хронические заболевания детского возраста,

- микроорганическую и дисфункциональную патология ЦНС,

- наличие зависимых форм поведения у кого-то из близких,

- раннее употребление алкоголя или злоупотребление летучими психоактивными веществами,

- тип акцентуации. Существует определенная зависимость между типами характера и некоторыми видами зависимого поведения. Так, пьянство и употребление наркотиков чаще встречаются при эксплозивной и неустойчивой акцентуации характера, достаточно часто — при эпилептоидной и гипертимной.

Среди психологическихъ факторов риска развития аддиктивного поведения чаще всего выделяют:

- неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных, жизненно важных потребностей

- несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему хотя бы на время снять эмоциональное напряжение

- наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит выхода.

Таким образом, подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными состояниями и прибегает к изменению своего состояния химическим или нехимическим путем.

Б.И. Хасан Б.И. и Е.Ю. Федоренко и др. отмечают ряд паттернов, отражающих искажения личности в различных сферах: эмоционально–волевой, поведенческой, когнитивной, аффективной и мотивационно–потребностной. По их мнению, развитие человека как самоопределяющегося, произвольно регулирующего свое поведение и отношение с людьми связано со становлением эмоционально–волевой сферы. Задержка в развитии этой сферы порождает некомпетентность в общении, неадекватность эмоциональных проявлений, трудности в освоении новых средств общения.

Важным индивидуальным фактором, влияющим на поведение личности, может выступать степень стрессоустойчивости. В последние годы за рубежом и в России развивается взгляд на аддиктивное поведение, как на следствие сниженной способности личности справляться со стрессом. Предполагается, что аддиктивное поведение возникает при нарушении копинг-функции — механизмов совладания со стрессом. Исследования свидетельствуют о различиях в копинг-поведении здоровых и зависимых людей. Например, наркозависимые подростки демонстрируют такие характерные реакции на стресс, как уход от решения проблем, отрицание, изоляция.

К поведенческим факторам риска относят недостаточную или неправильную информированность в отношении проблемы зависимостей; небольшой, ограниченный репертуар поведения, ригидность моделей поведения; несформированность отдельных социально-психологических навыков (отказа, убеждения и др.).

Нравственные факторы риска предполагают: отсутствие сформированной индивидуальной системы ценностей, нравственных норм; неспособность к критическому отношению к окружающему; безответственность; стремление жить сегодняшним днем.

По данным различных исследований, около трети подростков хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Факторами приобщения к наркотикам являются межличностные отношения в семье, давление группы сверстников, а также психологические особенности тех, кто становится зависимым от наркотиков.

Анализ факторов риска зависимого поведения показал, что аддикция – многофакторное явление. Чтобы определить у подростка риск формирования аддиктивного поведения, необходимы как общие психологические методики (например, для диагностики акцентуации характера, типа нервной системы, типа семейного воспитания и др.), так и специально созданные методики, учитывающие специфику зависимости (например, методика для диагностики склонности к отклоняющемуся поведению и пр.).

По данным П.И.Сидорова, семейные факторы – неблагоприятные отношения между родителями, отсутствие одного из родителей (отца), частое употребление алкогольных напитков родителями – сильнее всего действуют на ребенка в возрасте 13-15 лет, когда закладываются основы злоупотреблений. Обычаи ближайшего окружения, общепринятые алкогольные традиции – действуют в возрасте 16-18 лет, когда формируется сознательное употребление алкоголя. Относительная экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых людей при имеющейся уже у них установке на привычное употребление алкоголя (и наркотиков), действуют в возрасте 19-26 лет. Конфликты в собственной семье и на работе, невысокий культурный уровень, потребительские интересы, представляют собой завершающее звено в формировании злоупотребления алкоголем.

Любые формы зависимого поведения выключают человека из системы социальных связей и отношений, и являются показателем низкого уровня социализации человека.