Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 6.05..docx
Скачиваний:
147
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
474.4 Кб
Скачать

Вопросы для размышлений

    1. В чем заключается педагогическая несостоятельность родителей и какие формы преодоления этого явления вы можете предложить?

    2. В каких случаях продуктивными являются групповые методы работы с семьей?

    3. В чем смысл вторичной профилактики семейного и детского неблагополучия. Приведите примеры таких действий.

    4. Каковы наиболее частые проявления и причины семейного насилия? Нуждается ли в помощи насильник?

    5. Какие технологии в работе с семейной жестокостью вы можете предложить?

    6. Какую социально-психологическую помощь можно оказать семье, в которой ребенок не может самостоятельно ходить?

Литература вопроса

  1. Алексеева И.А., Никольский И.Г. Жестокое обращение с ребенком: Причины. Последствия. Помощь.- М., Генезис, 2006.

  2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПБ, 2000.

  3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М., 2006

  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПБ, Питер, 2007.

  5. Москаленко В. Зависимость: семейная болезнь.- М., 2008.

  6. Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия: Пособие для психологов и психосоциальных работников/Под ред. С.А.Беличевой. – М., 2005.

  7. Психология социальной работы. – С-Птб., 2002.

  8. Солодников В.В. Социология социально дезадаптированной семьи.- Сп., Директ, 2007.

  9. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. М., 2000.

  10. Эйдемиллер Э.Г. , Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – С-Пб, 2009.

Тема 3.2 Социально-психологическая помощь детям, оставшимся без попечения родителей

Содержание темы

    1. Психологические особенности детей-сирот

    2. Основные направления социально-психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей

3.2.1 Психологические особенности детей-сирот

В России в настоящее время продолжает оставаться большое количество детей, лишенных родительского попечения. Однако среди них лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам либо отказались, либо были лишены родительских прав.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта — нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, нарушения половой ориентации, лживость, жестокость, утрата интереса к труду; отсутствие ценностных ориентаций, норм морали и нравственности, принятых в обществе; утрата интереса к знаниям, и т.д.

Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родителей, вызванное такой средой, но не их самих.

Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя те и погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.

У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же, как у них отобрали детей; они перестали пить, работают, не ссорятся и т.д. Поэтому дети рвутся домой.

В настоящее время существует несколько форм жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, которые можно разбить на две большие группы: воспитание в институализированных учреждениях (детских домах), и различные семейные формы жизнеустройства (усыновление, опека и т.д.).

В любом случае дети, лишенные родительского попечения, имеют некоторые нарушения в психическом развитии, особенности которых связаны с предшествующими условиями жизни, возрастом потери родителей, и другими обстоятельствами.

В возрасте от года до трех лет складывается ряд особенностей, отличающих воспитанников Домов ребенка от их сверстников из семьи:

  • пониженная любознательность;

  • отставание в развитии речи;

  • задержка в овладении предметными действиями;

  • эмоциональная нечувсвительность к отношению взрослого;

  • отсутствие стремления к самостоятельности;

  • отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

Изучение особенностей детей, находящихся в московских Домах ребенка, позволили К.В.Солоед и др. сделать выводы о том, что глубина задержки умственного развития детей возрастает с увеличением сроков пребывания в Доме ребенка. У всех детей, независимо от уровня умственного развития, выявлена постепенная углубляемость эмоционального дефицита, имеется широкий круг невротических расстройств, преимущественно проявляющихся в психосоматических реакциях. У детей отсутствуют бытовые знания, обычно доступные детям с задержанным развитием из обычной среды, но опережающе развиты навыки самообслуживания.

Наблюдения сотрудников государственных учреждений показывают, что у дошкольников в условиях депривации детско-родительских отношений отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в самых разных сферах личности ребенка – в общении, в мышлении, в желаниях и действиях.

Дошкольнику, растущему вне семьи, не свойственны наиболее типичные для этого возрастного периода формы и мотивы общения.

У дошкольников в детских домах часто проявляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, которая всегда интерпретируется взрослыми как агрессивность; обнаруживается сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности. От своих «домашних» сверстников 7 – 10-летние воспитанники государственных учреждений отличаются дисгармоничностью развития интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной агрессивностью, неумением разрешать конфликты. Агрессивность детей, оставшихся без попечения родителей, можно объяснить их неудовлетворенной потребностью в родительской любви.

Бедный конкретно-чувственный опыт, недостаток практики решения проблемных ситуаций у детей, воспитывающихся в отрыве от семьи, приводит к недоразвитию наглядно-образного мышления. Их мышление рассудочно, схематично, конкретно. В общении со взрослыми у воспитанников младшего школьного возраста главным остается желание заслужить одобрение воспитателя или учителя, т.е. снова проявляется неудовлетворенная потребность в эмоциональном контакте со взрослым.

Трудности общения у подростков – социальных сирот имеют глубокие корни. Как правило, уже в раннем детстве у них не было нормального контакта с матерью, не сформировалось чувство психологической защищенности. Недостаток привязанности к матери не компенсируется привязанностью к отцу или другим членам семьи. Отсюда у него складывается негативное отношение ко взрослым вообще; отсутствие образцов для подражания ведет к неумению общаться и со сверстниками.

Младший подросток в такой ситуации подменяет недостающее ему общение либо агрессивными действиями, либо погружением в мир фантазии. Он сосредоточен на своем Я, на личностной автономии, сверстники такому подростку неинтересны, а от взрослых он ждет только неприятностей и наказаний. У подростка формируется ярко выраженное стремление причинять окружающим физический и психологический вред: разрушать отношения или предметы, вещи, что сопровождается чувствами гнева, враждебности, ненависти.

У подростков 12-14 лет и старше появляются разнообразные психопатические черты характера. Чаще всего у подростков, воспитывающихся в приютах, присутствует неустойчивый, истероидный или лабильный тип акцентуации характера.

Также у подростков встречаются нарушения невротического круга, включая невротическую депрессию и психастению. Депрессивные состояния, что бы ни лежало в их основе, неизбежно вселяют неуверенность в своих силах, в реальности жизненных перспектив, угнетают волю, ухудшают способность принятия самостоятельных и адекватных решений. Проявления депрессивного синдрома у подростков могут быть следующие: подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность, бездеятельность, повышенная утомляемость.

Характерной особенностью воспитанников детских домов является подчиненность замкнутому коллективу и особый, присущий этому коллективу социально-психологический климат. Из замкнутого коллектива воспитанники детских домов попадают в открытую социальную среду. По статистике, в 90 случаях из 100 развивается конфликт, который из возможного уже почти стал обязательным. Для выпускников детских домов уже заранее установлены блокады. Конфликт бывает чаще всего по схеме «личность - среда».

Особенности системы интернатного воспитания могут быть определены следующим образом: высокая степень регламентированности и монотонности образа жизни; постоянное вынужденное пребывание ребёнка в коллективе сверстников, отсутствие личной территории; частая сменяемость воспитателей и учителей, значительное их количество; переводы ребёнка из дома ребёнка в интернат, детский дом, зачастую совпадающие по времени с возрастными кризисами; разлучение братьев и сестёр; отсутствие доверительного, близкого, дружеского общения с одним взрослым человеком; примитивность контактов со взрослыми, ограничивающаяся задачами овладения бытовыми навыками, контролем за соблюдением формальных правил общежития; стихийное формирование чувства «Мы», групповой эгоцентризм.

Негативный эффект влияния на ребёнка этих факторов усиливается из-за полученных психологических травм вследствие потери родителей или лишения их родительских прав. По мнению таких авторов, как Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, развитие ребёнка, воспитывающегося вне семьи, носит характер «дефицитарности» вследствие различных видов депривации.

Депривация – особое состояние психики, возникающее вследствие пребывания ребёнка в течение длительного периода времени в таких жизненных ситуациях, в которых ему не предоставляется возможности для удовлетворения основных потребностей личности (Й. Лангмейер, З. Матейчк). Очевидно, что действие и формирование материнской, социальной, эмоциональной и др. видов депривации обусловлено отсутствием положительного опыта жизни в семье и особенностями самой системы интернатного воспитания.

Среди наиболее серьёзных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют задержку или специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы; отсутствие опыта семейной социализации; отсутствие или недостаточность опыта взаимодействия с окружающей средой и другими людьми; потребительское отношение к материальным ценностям и людям; неадекватность самооценки, замкнутость, одиночество и т. п. По мнению А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, специфика психического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма-патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка, – они просто другие.

Перечисленные особенности развития детей, растущих в детском учреждении, обусловливают трудности их социальной адаптации.

Наиболее слабым аспектом в общей характеристике социально-личностного развития выпускников сиротских учреждений является их недостаточная личностная готовность к процессам взаимодействия с людьми. Результаты исследования степени готовности воспитанников-сирот – учащихся старших классов интерната к самостоятельной жизни показали, что её низкий уровень вызван несформированность необходимых ценностей ориентаций, личностных качеств, знаний и навыков, обусловленной не только нарушениями психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием или недостаточностью соответствующей работы психолога образовательного учреждения.

Выпускники детских домов - особая категория в обществе, на сегодняшний день считающаяся «группой риска». Т. Кузнецова выделяет три основные характеристики «групп риска», к которой и относит выпускников детского дома:

1. Социальная изоляция. Все люди, относящиеся к «группам риска», более или менее социально изолированы. Они могут иметь достаточно тесные контакты с «себе подобными», но будут всегда иметь трудности в общении с представителями «нормальных» групп.

II. Обделенность при распределении ресурсов во всех сферах. Из первой характеристики уже видно, что по меньшей мере в полноценной коммуникации «группам риска» отказано. А все социально незащищенные группы обделены, как правило, в жизненно необходимых ресурсах (в первую очередь речь идет о материальных ресурсах). Кроме того, важное значение здесь имеет и осуществление жизненных шансов.

Жизненные шансы можно определить как шансы для осуществления жизненных целей, которые в обществе принимаются как общественно значимые. У «групп риска» ситуация такова, что либо их жизненные цели не являются общественно значимыми, или же они не в состоянии достичь общественно значимых жизненных целей. В любом случае, жизненные шансы у «групп риска» очень низки. В рамках концепции жизненных шансов немаловажное значение имеет идентичность как жизненный шанс. Идентичность обеспечивает способность человека противостоять различным влияниям внешней среды, продуктивно разрешать конфликтные ситуации и переживать личностные кризисы, обеспечивает его социальную активность, контакты, самоуважение. Там, где идентичность разрушена, человек особенно уязвим в психологической стабильности: развиваются патологии и, тем самым, способность действовать в социальных ситуациях нарушается. Как раз здесь и закладывается конфликтный потенциал «групп риска», то есть можно сказать, что разрушение идентичности - предпосылка конфликтности.