Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Патология часть 1, 1-12.doc
Скачиваний:
1641
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
4.03 Mб
Скачать

Третий период (1863—1924 гг.)

Он характеризуется выделением препода­вания физиологии и патологии в самостоятельные дисциплины. Клод Бернар (1858—1869) писал: “Нуж­да... в разделении преподавания была понята и в Германии, и в Голландии, и в Рос­сии”.).

В 1863 г. согласно нового “Устава российских универ­ситетов”, в проекте которого ведущая роль принадлежит патологу А.И. Полунину, общая патология выделена в самостоятельную кафедру.

Алексей Иванович Полунин (1820 -1888) был воспитанником Императорского Московского университета, ставший доктором медицины и действительным статским советником. Являлся одним из наиболее передовых и широко образованных русских ученых-медиков своего времени и выдающимся патологом. он создал в 1849 г. единую кафедру патологической анатомии и общей патологии (патологической физиологии) и руководил ею до 1869 г. С 1949 г. он начал преподавать курс патологической физиологии. Этот год можно считать годом начала преподавания патологической физиологии в России. А.И. Полунин одним из первых в России понял ограниченность исследовательских возможностей только морфологического метода и необходимость создания новой научной дисциплины экспериментально-физиологического характера (общей патологии, патологической физиологии).

А.И. Полунин настаивал на разделении кафедры патологической анатомии не две: морфологическую и функциональную. Он организовал (1969) первую в России и в мире кафедру общей патологии (патологической физиологии, физиологии больного человека) и руководил ею до 1879 года. Был деканом медицинского факультета Московского университета, председателем Московского физико-медицинского общества, издателем и редактором “ Московского врачебного журнала”. Своим приемником на заведование кафедрой общей патологии он избрал лучшего своего ученика А.Б. Фохта.

Наряду с Московским университетом кафедры общей патологии созда­ются в 1867 г. в Казани (М. Ф. Субботин, которого в 1874 г. сменил В.В. Пашутин), в 1869 г. в Киеве (Н. А. Хржонщевский), в 1872 г. в Харькове (П. Н. Оболенский), в 1879 г. в Военно-медицинской академии - кафедра общей и экспериментальной патологии (В. В. Пашутин), в 1892 г. во Львове (Я. Прусс), в 1887 г. в Киеве и в 1900 г. в Одессе (В. В. Подвысоцкий), в 1890—1891 г. в Томске (П. М. Альбицкий) и др. Всего в начале XX века в России насчитывалось 13 кафедр общей ( общей и экспериментальной) патологии.

На первых этапах кафедры общей патологии занимали либо патологоанатомы - А. И. По­лунин (Москва), Н. А. Хржонщевский (Киев), П. Н. Оболенский (Харьков), либо клиницисты - М. Ф. Субботин (Казань) и др. Внедрение физиоло­гических методов в патологию представляло лишь единичные попытки и не получило широкого распространения, так как бурное развитие патологи­ческой анатомии тормозило этот процесс.

Вместе с тем все отчетливее проявлялась необходимость физиологичес­ких подходов в общей патологии. Объективность этого подтверждается тем, что почти одновременно в трех разных университетах (Казанском, Мос­ковском и Киевском ) был совершен поворот общей патологии от морфо­логии к физиологии. Этот поворот связан с именами В. В. Пашутина (1845 - 1901), А. Б. Фохта (1848 - 1930) и В. В. Подвысоцкого (1857 - 1913). Практи­чески ровесники, пройдя разный жизненный путь, они примерно в одно время в корне изменили содержание предмета.

В этой могучей тройке первое место безусловно принадлежит Виктору Васильевичу Пашутину. Он, ученик И.М. Сеченова и С.П. Боткина, явился основате­лем общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии) как самостоя­тельной научной дисциплины.

Виктор Васильевич Пашутин родился в 1845 г. в Новочеркасске. Получив среднее образование в духовной семинарии, он поступил на первый курс (1862) Медико-хирургической академии (с 1881 г. переименованная в Военно-медицинскую ака­демию) в Петербурге и окончил ее в 1868 г. В формировании мировоззрения и научных взгля­дов будущего ученого, в становлении его как па­толога-экспериментатора огромную роль сыгра­ла научная школа, пройденная им в лаборатории вели­чайшего экспериментатора И.М. Сеченова. Су­щественное влияние на становление В.В. Пашутина оказал и С.П. Боткин, в клини­ках которого после окончания акаде­мии он работал. Вернувшись в лабо­раторию И.М. Сеченова, В.В. Пашутин защитил диссертацию на тему: “Некоторые опыты над ферментами, превращающими крахмал и сахар в глюкозу” (1870), после чего был ко­мандирован за границу, где работал в лабораториях Людвига, Реклингаузена, Гоппе-Зейлера, Гупперта. В 1873-74 учебном году он читал при­ват-доцентский курс по физиологии пищеварения в Медико-хирургичес­кой академии. В этом же году 29-лет­ний В.В. Пашутин принял предложение возгла­вить кафедру общей патологии в Казани и 14 ноября 1974 г. приступил к чтению лекций по общей и экспериментальной патологии в Казан­ском университете. Именно с этой даты берет свое начало новый этап развития общей патоло­гии в России, а впоследствии и за границей.

После пяти лет работы в Казанском универ­ситете В.В. Пашутин в 1879 г. переезжает в Петер­бург, где возглавляет (до 1891 г.) кафедру общей патологии и до последних дней своей жизни был начальником Военно-медицинской академии (1890-1901). Умер В.В. Пашутин 20 января 1901 года, во время заседания конференции акаде­мии, на которой он был председателем.

Главной заслугой В.В. Пашутина является то, что он преобразовал общую патологию из науки умозрительной в науку экспериментальную. Ос­новное внимание В.В. Пашутина как патолога-экспериментатора привлекала проблема наруше­ния обмена веществ. По сей день не потеряли интерес его работы по полному и частичному голоданию, изучению которых он по­святил многие годы жизни. В этих целях В.В. Пашутиным была разработана оригинальная ме­тодика исследования газообмена, создан первый в истории калориметр для определения теплопотерь у человека и животных. В.В. Пашутин был первым, кто указал на патогенную роль от­ложений гликогена в органах (“углеводное перерожде­ние”), предсказал существование витаминов и их значение в норме и при патологии. Ему при­надлежат первые в России труды по изучению деятельности желез внутренней секреции (поло­вых желез).

В.В. Пашутин явился автором первого в мире крупного руководства по общей и экспериментальной патологии. Так, в 1878 г. были изданы “Лекции по общей патологии (па­тологической физиологии)”, в 1881 г. - вторая часть лекций (“Патоло­гия систем тела”), а позже (1885-1902) - двух­томник “Курс общей и эксперимен­тальной патологии - патологичес­кой физиологии”

В.В. Пашутин определил пра­вильные и очень прогрессивные для своего времени идеи дальнейшего развития общей патологии как на­уки, изучающей динамику болез­ненных процессов главным образом экспериментально-физиологическим методом. Он создал первую в России школу патофизиологов. Среди его учеников были такие выдающиеся ученые как П.М. Альбицкий, С.Д. Костюрин, Н.П. Кравков, Д.В. Косоротов, А.А. Лихачев, А.В. Репрев, Д.И. Тимофеевский, Н.Г. Ушинский и др. Следует отметить, что Д.В. Косоротов и Н.П. Кравков, получив солид­ную экспериментальную подготовку в лаборато­рии В.В. Пашутина, работали впоследствии по другим специальностям: первый создал крупную научную школу судебных медиков, второй - фар­макологов. Но большинство его учеников навеч­но связали свою судьбу с общей патологией (патологической физио­логией) и занимали кафедры общей патологии в Томске (П.М. Альбицкий, А.В. Репрев, Д.И. Ти­мофеевский), Петербурге (П.М. Альбицкий), Харькове (С.Д. Костюрин, А.В. Репрев), Варша­ве, Одессе, Баку (Н.Г. Ушинский) и др. В свою очередь, каждый из них создал свою научную школу па­тофизиологов.

Так, в 1886 г. кафедру общей патологии Харьковского университета занял С.Д. Костюрин (прозектор В.В. Пашу­тина), а с 1895 г. по 1926 г. - при­ехавший из Томска один из наиболее талантли­вых учеников Пашутина А.В. Репрев (1853-1930). Харь­ковский период жизни А.В. Репрева был самым плодотворным в его творческой биографии. За годы работы в Харькове А.В. Репревым были созданы популярные в то время учеб­ники “Учебник общей патологии” (1897) и “Ос­новы общей и экспериментальной патологии” (1908), основу которых составили курсы лекций по общей патологии, читавшиеся им студентам Томского и Харьковского уни­верситетов. Под руководством А.В. Репрева выполнены блестящие работы по пато­логии желез внутренней секреции и на­рушениям обмена веществ. А.В. Репрева по праву можно считать основопо­ложником отечественной эндокриноло­гии и создателем собственной школы патофизиологов, давшей отечественной науке целую когорту специалистов вы­сочайшего класса (Д.П. Гринев, М.М. Павлов, Ф.М. Бриккер, Б.А. Шацилло, Д.Е. Альперн, С.М. Лейтес, A.M. Чарный, Д.Е. Генес, И.П. Мищенко и др.).

Александр Богданович Фохт родился в 1848 г. в Москве в семье учителя. По окончании медицинского фа­культета Московского университета (1871) работал детским врачом, помощником прозектура на кафедре патоло­гической анатомии и судебной медицины, а с 1874 г. - штат­ного доцента. Здесь сформировался как ученый-экспериментатор и за­щитил диссертацию на степень док­тора медицины (“К учению о пере­пончатой дизменоррее”). В 1879 г. А.Б. Фохт был командирован для со­вершенствования за границу и в те­чение года работал в Институте об­щей патологии в Лейпциге у профессора Ю. Конгейма, одновременно посещая лекции крупней­ших немецких клиницистов того времени. В 1880 г. А.Б. Фохт возвратился в Россию и был избран экстраординарным профессором по кафедре об­щей патологии медицинского факультета Мос­ковского университета.

Будучи одним из наиболее крупных экспери­ментаторов своего времени, А.Б. Фохт широко использовал в своей педагогической и научной деятельности патофизиологический эксперимент. Он постоянно стремился приблизить изучение общей патологии к клини­ческой медицине, теорию - к практи­ке. Он был талантливым педагогом (“первым лектором России” - по мнению А.П. Чехова). Диапазон научных интересов А.Б. Фохта был чрезвычайно широк: про­блемы патологии сердечно-сосудистой системы, почек, органов дыхания, пищеварения. Он был одним из первых русских ученых, под­нявших вопрос о необходимости широкого изу­чения желез внутренней секреции. В трудах А.Б. Фохта нашли свое эксперимен­тальное подтверждение и решение многих актуальных вопро­сов медицинской теории и практики.

В 1891 г. он, руководя кафедрой общей патологии, организовал и возглавил Институт общей и экспериментальной патологии при Московском университете (ныне ММА им. И.М.Сеченова). С 1909 по 1925 г.г. он заведовал кафедрой общей патологии при Московских высших женских курсах (ныне РГМУ имени Н.И. Пирогова), которую сам и создал. С 1917 года и до конца жизни (1930) работал деканом медицинского факультета Московского университета.

Выдающийся ученый-патолог А.Б. Фохт воспитал большую плеяду крупных ученых, руководивших кафедрами общей патологии в разных городах России (В.К. Линдеман в Киевском университете, издавший в 1910 году “Учебник по общей патологии”; А.И. Тальянцев в Московском уни­верситете; Г.П. Сахаров в Варшавском универси­тете, в 1-ом Московском университете, во 2-м Московском медицинском института им. Н.И. Пирогова; Ф.А. Андреев в Минском медин­ституте; П.П. Аверьянов - в Смоленском мединституте; В.В. Во­ронин в Одесско­м и Тбилисском мединсти­тутах.

Наиболее та­лантливым учеником А.Б. Фохта был Г.П. Сахаров (1873-1953). Научные интересы Г.П. Сахарова и созданной им школой концентрировались по преимуществу вокруг проблем имму­нитета, аллергии, цитотоксинов, эн­докринологии, инфек­ционной патологии, конституции и др. Еще в на­чале своей научной карьеры (1904) Г.П. Сахаров открыл явление сыво­роточной анафилаксии и описал тка­невые изменения, характерные для гиперергического воспаления (фено­мен Артюса - Сахарова). Развивая учение И.И. Мечникова о цитотоксинах, он экспериментально обосно­вал применение панкреацитотоксина для лечения диабета. Заслуженное признание получили его многочисленные труды по проблемам эндокринологии. Большое внима­ние Г.П. Сахаров уделял методологическим воп­росам патологии. Воспитал учеников, впоследствии ставших руководителями кафедр (Ф.Ф. Венулет, Н.И. Розанов, Г.И. Чернов, С.Я. Капланский, С.И. Чечулин, С.М. Павленко, И.А. Пионтовский и др.).

Владимир Валерьянович Подвысоцкий родился в 1857 г. в селе Максимовка Черниговской губернии. В 1877 он поступил на медицинский факультет Киевского университета, где получил основательную морфологическую подготовку в лабораториях кафедр гистологии, эмбриологии и сравнительной анатомии (зав. - профессор П.И. Перемежко) и судебной медицины (зав.- проф. Г.Н. Минх). Через год после защиты диссертации на степень док­тора медицины (“Возрождение печеночной ткани”) В.В. Подвысоцкий в 1887 г. возглавил кафед­ру общей патологии в Киевском университете. В 1900 г. он организует медицинский факультет при Но­вороссийском университете, где работает до 1905 г. Затем он переехал в Пе­тербург и там до последнего года жизни (1913 г.) занимал пост директора Института экспери­ментальной медицины, где одновременно возглав­лял отдел общей патологии. Будучи широко образованным ученым, В.В. Подвысоцкий вел интенсивные научные иссле­дования по регенерации железистой ткани пе­чени, почек, занимался изучением этиологии опухолей, разрабатывал проблемы инфекцион­ной патологии и эпидемиологии. Он подготовил классическое руководство “Основы об­щей и экспериментальной патологии” (1901), вы­державшее ряд изданий на французском, немец­ком, японском и греческом языках. Кроме того, он явился создателем журнала “Русский архив патологии, клинической медицины и бактерио­логии”, сыгравшего значительную роль в разви­тии экспериментальной медицины в России.

Талантливыми уче­никами В.В. Подвысоцкого были И. Г. Савчен­ко (заведовал кафедрой общей патологии в Казани, исследовал проблемы воспаления, иммунитета, опухолей), Л.А. Тарасевич (2-й Московский университет, издал в 1908 г. учебник “Курс общей патологии для врачей и студентов”), Д.К. Заболотный (Президент АН Украины, внес крупный вклад в развитие иммунологии и иммунизации организма); оставивший наиболее яркий след в патофизиологии, следует назвать А. А. Богомолец (академик, Президент Украинской академии наук, основатель института геронтологии, зав. кафедрой патофизиологии Киев­ского медицинского института).

И.Г. Савченко по окончании уни­верситета (1888) работал прозекто­ром на кафедре общей патологии у В.В. Подвысоцкого. В этой же лаборатории он подготовил диссертацию на тему: “Споровиковые чужеядные в злокачественных опухолях”, которую защитил в 1894 г. Затем в течение 1895 г. И.Г. Савченко работал в Пастеровском университете у И.И. Мечникова, а с 1896 по 1918 г. руководил кафедрой общей патологии в Ка­занском университете. С 1920 г. и до последних дней своей жизни он возглавлял кафедру пато­физиологии Кубанского мединститута и руково­дил Краснодарским бактериологическим инсти­тутом. Иммунологическое на­правление исследований И.Г. Савченко в Ленин­граде, Краснодаре, Хабаровске, Ростове-на-Дону и в других городах развивали его ученики и пос­ледователи (В.М. Аристовский, А.Н. Гордиенко и др.).

Еще одна характерная черта третьего периода - это окончательное завершение пред­ставления о важности и необходимости патофизиологи- ческого эксперимента. Согласно утверждению К. Бернара: “Гален проделал достаточное количество физиологических опы­тов, чтобы заслужить имя “отца физиологии”, подобно тому, как Гиппократ был назван “отцом медицины”. Опыты К. Бернара заключались преимущественно в удалении органов и наблюдении за вытекающими из этого расстройствами, отсюда возможность давать заключение о функции удаленного органа.

Однако цель патофизиологического эксперимента сводится к определе­нию законов не только физиологических, но и патологических явлений, чтобы получить возможность по своему усмотрению управлять проявлением этих феноме­нов, как физик и химик по своему усмотрению управляют явлениями приро­ды, законы которых они открыли и изучили, т.е. “... среди врачей-физиоло­гов находятся такие, которые считают необходимым принять две физиоло­гии: нормальную физиологию, к которой относится изучение функций жиз­ни в здоровом состоянии, и патологическую физиологию, объясняющую явления патологического состояния: одну, изучающую, например, пищева­рение, кровообращение, другую, объясняющую лихорадку, воспаление лег­ких и другие различные болезни” (К. Бернар, 1870). Таким образом, пато­физиологическое экспериментирование, согласно К. Бернару, приводит нас к самой причине болезни, объясняет механизм ее и научает рационально воз­действовать. Иными словами экспериментатор создает модель болезни для того, чтобы расшифровать механизмы ее развития и найти пути воздействия на отдельные звенья ее патогенеза.

Первые патофизиологические модели принадлежат Галену (так он перерезал нервы горатни и открыл их влияние на голос). Гален, также как и Эразистрат, знал, что укол между первым шейным позвонком и затылочной костью вызывает смерть. Ф. Мажанди разработал способ воспроизведения двигатель­ных и чувствительных нарушений с помощью перерезки передних и задних корешков спинного мозга. К патофизиологическим моделям вполне можно отнести и “сахарный укол” Бернара в дно IV желудочка головного мозга, приводящий к развитию сахарного мочеизнурения; удаление Броун-Секаром надпочечников, с помощью которого он пытался объяснить механизм Аддисоновой болезни); введение Гаспаром (из Сент-Этьена) декокта гнилого мяса в вены животного для получения крайне интенсивной лихорадки и т.д. Со временем арсенал патофизиологических моделей неуклон­но расширялся.

Особое место в истории патофизиологии занимает И. И. Мечников, ко­торый хотя официально и не был общим патологом, но заложил основы срав­нительно-эволюционного подхода к исследованию патологических процес­сов, в частности воспаления, иммунных реакций и др.

Работы выдающегося русского физиолога И. П. Павлова также во мно­гих аспектах представляли собой патофизиологические исследования.

Появление различных школ патофизиологов потребовало создания ка­кой-то организации, их объединяющей. В 1909 г. образуется первое Науч­ное общество патологов России, состоящее из патофизиологов и патолого­анатомов.