Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Duluman_Ideia_Boga.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
933.38 Кб
Скачать

От веры в духов к вере в единого бога в начале было олицетворение

Олицетворение первобытным человеком явлений объективного и субъективного мира явилось первой формой представления человека о сверхъестественном. Вот почему Ф. Энгельс говорил: “Именно это стремление к олицетворению и создало повсюду богов” 1

Олицетворенные предметы и явления первобытный человек подвергал моральной оценке. Благоприятные из них считались добрыми, неблагоприятные – злыми.

117

Ряд явлений, которые в одном отношении были благоприятными, а в другом – неблагоприятными, так и представлялись двойственными: и добрыми и злыми одновременно. Главное, чего ждал от них первобытный человек, это чтобы хорошее в олицетворенных явлениях и предметах обильнее проявляло себя, злое – воздерживалось от действий.

Следует учесть, что не все из олицетворенного человеком попадает в разряд религиозного. Ведь олицетворение дало начало искусству, художественному освоению действительности. В область религии отходили только те продукты духовной деятельности человека, в которых получали свое олицетворение силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни; силы, перед которыми человек чувствовал свою беспомощность, испытывал страх, зависел от них 2. Именно благодаря такому олицетворению в сознании первобытного человека впервые возникли представления о сверхъестественных существах.

Со сверхъестественными существами человек пытался наладить связи, как с себе подобными. Он их упрашивал, задабривал, угрожал им. Один из европейских путешественников был свидетелем того, как вождь североамериканского племени, испугавшись внезапной ночной грозы, встал и начал предлагать грому табаку, чтобы этим заставить его умолкнуть 3.

Равноправные духи-боги

С развитием социально-экономической жизни и обогащением опыта человек убеждается, что явления природы на самом деле и не живые и не личные. Но, не зная сущности этих явлений, он представил себе, что ими управляют какие-то неведомые, таинственные силы, существа. Они со временем и начали называться добрыми или злыми духами.

В вере в духа можно ясно видеть остаток олицетворения явлений объективного и субъективного мира. Так, у многих народов общие понятия и представления о предметах, явлениях и боги (духи) этих явлений назывались одним и тем же словом. Следовательно, раньше они и представлялись одним и тем же. Л. Я. Штернберг, описывая религию гиляков, свидетельствует: “Гкляк называет вселенную курн, но этим же словом он обозначает понятие личного человекоподобного бога. Словом паль он обозначает гору и бога – “хозяина” горы, словом толь – море и бога моря” 4.

118

Или возьмем для примера религию древних римлян. По словам английского историка Дж. Мэрфи, “Веста у римлян была не только духом – хранителем очага, но и самим огнем, горящим в очаге; Янус оказывался не просто духом порога, охраняющим дверь, – он был самим порогом, самой дверью; Юпитер осмысливался не только как дух неба, обнаруживающийся в молнии, но и сама молния”5. Подобно этому и у древних славян Трясовица– это и один из видов лихорадки и одновременно один из духов лихорадки; злыдни – и духи бедности и сама бедность и тому подобное 6.

Поскольку первобытный человек смотрел на мир открытыми глазами ребенка, то мир в его сознании играл всеми своими красками, всем многообразием своих качеств. Мир казался человеку нагромождением огромного количества самых разнообразных и неизвестных предметов и явлений. Человек воспринимал множественность мира, но еще не усматривал в этой множественности единства. Эта множественность переносилась и на сверхъестественное. За каждым отдельным явлением тогда предполагался отдельный дух. Исследователь религиозных верований австралийцев английский ученый Олд-фильд писал: “Число страшных, хотя и нелюбимых сверхъестественных существ, которых они признают, крайне велико; не только небо населено ими, но и вся поверхность земли кишит сверхъестественными существами: каждый лесочек, большинство водопоев, все скалистые места заполнены ими. Так само всякое естественное явление считается делом духов...”7 Подобно этому гвинейские негры тоже считали, что в скалах, в дуплах деревьев, в горах, реках, в лесах, пещерах – возде живут добрые и злые духи 8.

Духов человек тогда представлял себе хотя и особенными существами, такими, что их видит не каждый, но вполне конкретными, материальными, имеющими свое определенное “тело”. Так, духа леса – лесовика древние славяне рисовали себе в виде старого деда, своим внешним видом напоминавшего старое корявое дерево; духа зимы – в виде крепкого, тепло одетого старика с красным носом; духа воды – водяного – в виде толстого, одутловатого человека с длинным косматым чубом; полу-денницу – в виде старой женщины с растрепанными рыжими косами в красном платье и т.п.

119

Особенность этих духов – в отличие от последующих представлений о богах – заключалась в том, что их считали не творцами, а просто хозяевами тех или иных предметов и явлений. Лесовой, домовой, например, не создавали леса, дома, а только жили и хозяйничали в них. Если исчезал лес, дом, вместе с ними исчезали и лесовик, домовой. В пересохшей реке водяной больше не жил.

Все духи, как и олицетворяемые ими предметы и явления, по представлению первобытных людей существовали один рядом с другим. И в этой обособленности они были друг другу равны. Представление о равенстве духов отображало не только ступень состояния и развития человеческого познания того времени. Оно являлось и своеобразным отображением состояния первобытного общества, в котором все члены общества были равны между собой. Между духами, как и между людьми, могли быть тогда только более сильные или более слабые, но не главенствующие и подчиненные.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]