Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
111.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните, в чем заключается значение промискуи- тета в процессе социогенеза.

2. Опишите черты дуально-родового брака.

  1. Как повлияла неолитическая революция на переход от материнского рода к отцовскому.

  2. Назовите исторические предпосылки смены группо­вого брака моногамией.

  3. Функциональные и структурные изменения в совре­менном моногамном браке.

Литература

  1. Дьяконов И. М. Пути истории. М., 1994.

  2. Заболотных В. А. Эхо тысячелетий. СПб., 1994.

  1. Заболотных В. А. Пути человечества. СПб., 1998.

  2. История первобытного общества. М., 1986.

  3. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

  4. Хрисанова Е. Я., Перевозчиков И. В. Антропология. М, 1991.

  5. Шахнович М.И. Первобытная история и философия. Л., 1971.

  6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

Глава III. Утопические теории семьи

§ 1. Утопический идеал семьи в платоновской традиции

В истории социологической науки особое место зани­мают утопические конструкции общественного развития как специфическая форма общественной мысли. Само слова "утопия" было придумано Т. Мором в начале XVI в. и в дословном переводе оно означает "место, которого нет", "нигде". Казалось бы, на этом можно поставить точку, ис­ключив утопические идеи из научного обихода как искажа­ющие истину и объективный ход истории. Однако роль уто­пических теорий об обществе нельзя свести только к нега­тивной стороне этого явления. Основная черта социальной утопии заключается в наличии идеала общественного уст­ройства, отражающего высокие цели, мечтания о соци­альной справедливости. Идеал от греческого слова ideaидея, что означает первообраз. Стремление к выработке идеала, образа будущего играет особую роль в социологии семьи.

Вся история утопизма отмечена печатью трагизма и обреченности вследствие объективной исторической невоз­можности осуществления самых смелых и гуманных замыс­лов спасения человечества от социального угнетения и не­справедливости.

Представителей социальной утопии мало занимали экономические и политические предпосылки будущего. В центре их внимания были вопросы нравственности, этики, гармонического развития личности, межличностных отно­шений.

В обширной научной литературе, посвященной изуче­нию утопического наследия, оказался почти неосвещенным вопрос об утопических концепциях семьи. Между тем воп­рос о перспективе развития семейных отношений находил­ся в центре внимания утопистов. Нет ни одной утопической конструкции, которая не включала бы изображения брач­ных отношений в идеальном обществе. Наряду с прогнозом развития системы управления, форм собственности уто­писты важное место отводят рассуждениям о формах бра­ка и бытового устройства будущего общества. Как прави­ло, утопические построения отличаются исключительной детализацией изображаемого быта. Утопические мыслите­ли многое сделали для формирования идеала семьи буду­щего. Эти позитивные моменты их учений строились на кри­тике современных им семейно-бытовых отношений, на от­рицании существующей половой морали, основанной на по­рабощении человека человеком. Центральным пунктом уто­пического идеала семьи явилась идея равенства между по­лами, ставшая впоследствии вполне реальным демократи­ческим требованием. Эта коллизия показательна. Часто ре­ализация утопической идеи ограничена лишь исторически. В ряде случаев социальная утопия верно прогнозирует дей­ствительную тенденцию исторического развития.

Утопические конструкции семьи будущего отличаются большим разнообразием, что приводит к необходимости их систематизации.

Мыслители утопического толка застали устойчивую форму моногамной семьи. Критикуя отношения между по­лами, основанные на насилии, несправедливости, ханже­стве, лицемерии, многие из них все беды человеческие объясняли моногамными отношениями в семье. Вместе с тем оценка утопистами моногамии как исторической формы брака различна. Если взять это за критерий, можно выделить три основных направления социального утопизма.

1. Резкое отрицание моногамии как формы брака, не­совместимой с социальной справедливостью и человечес­ким счастьем.

  1. Требование безусловного соблюдения моногамии, без которой немыслимы общественная нравственность и соци­альный порядок в совершенном обществе.

  2. Признание свободы выбора в области отношений меж­ду полами, свободного союза, свободных людей при отсут­ствии общественного вмешательства в личную жизнь.

Первое направление идейными корнями восходит к од­ному из учителей человечества — великому греческому мыслителю IV в. до н. э. Платону, идеи которого питали многих Мыслителей-утопистов. Эта историческая связь не­случайна. Нередко, изучая истоки социальных утопий, не­дооценивают непосредственное воздействие эпохи Ренес­санса на современные культурные и идейные процессы. Воз­рождение часто связывают только с появлением новых на­правлений в искусстве и литературе. Между тем возрож­дались многие античные социальные идеи, среди которых особую роль играл неоплатонизм. Социальные утопии пер­воначально возникали в русле нарождающейся новой идео­логии буржуазии, провозглашая идеи свободы личности, веру в безграничные возможности человека. Идеал гармо­нической, раскрепощенной творческой личности порожден новым мировоззрением эпохи Возрождения. Своими учени­ями мыслители утопического направления внесли огром­ный вклад в культурное развитие человечества.

Ренессансные социальные утопии XVI—XVII вв. осо­бенно тесно связаны с платоновской традицией идеальной семьи будущего.

В идеальном государстве Платона во имя упрочения общего счастья личное, единичное должно подчиниться общему, целому. Для процветания государства граждане должны подавить свой эгоизм, индивидуальные желания. Во имя этой цели Платон полностью подчиняет личную жизнь людей общественным нуждам, государству. По отно­шению к государству все равны. Чтобы обеспечить равен­ство, необходимо отказаться от имущества, личного хо­зяйства, семьи, личных радостей. Свой дом, жена, дети рождают эгоизм, противопоставлены обществу.

Образцовое государство Платона было военным лаге­рем, для которого характерно исчезновение моногамной семьи; ее заменяет скоропроходящее соединение мужчин и женщин для рождения детей, так называемая общность жен: "Все жены этих мужей должны быть общими, а от­дельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует, и дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец...

Раз у них и женщина и трапезы будут общими, и никто не будет иметь этого в частном владении, раз они везде будут общаться, встречаясь в гимназиях и вообще одина­ково воспитываясь, у них по необходимости врожденной возникает стремление соединяться друг с другом"70.

Особую заботу должно проявлять государство о каче­стве потомства; для этого лучшие мужчины должны со­единяться с лучшими женщинами, а худшие — с худшими. "Потомство лучших должно воспитываться, а потомство худших — нет, раз наше небольшое стадо должно быть самым отборным. Но что это так делается, никто не дол­жен знать, кроме самих правителей, чтобы не вносить ни малейшего разлада в отряд стражей... Все рождающееся потомство сразу же поступает в распоряжение особо для того поставленных должностных лиц, все равно — муж­чин или женщин или тех и других, ведь занят*ие должнос­тей одинаково и для женщин, и для мужчин"71.

Брачные союзы ежегодно возобновляются по жребию так, чтобы каждый мужчина мог иметь одну за другой от 15 до 20 жен, и то же самое каждая женщина. По мнению Платона, индивидуальная семья ввиду интимности ее при­вязанностей является причиной множества беспокойств и самых мучительных огорчений, связанных с состоянием здо­ровья супругов, детей, болезнью, смертью близких. Обще­