Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
111.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
1.2 Mб
Скачать

1 См.: Маркс к., Энгельс ф. Соч. Т. 4. С. 333.

ды на справедливое устройство семейных отношений изло­жены в недавно опубликованном письме к Дюбуа де Фоссе, написанном в 1786 году. "Муж и жена должны обладать рав­ными правами... Муж не должен быть господином, а же­на — рабыней"116.

Идеал семейного благополучия вытекает у Бабефа из общей идеи естественного права человека на достойное су­ществование. Принципы справедливости должны иметь це­лью, "чтобы слабый не был более несчастен, чем сильный, жена не была более несчастной, чем муж, мать — несчаст­ливее, чем отец, чтобы дети не были несчастнее отца и матери, сестры — братьев, младшие — старших. Счастье отдельных личностей, семей, народов, полов может быть лишь следствием уравнения: уравнение способствует со­вершенству и уничтожает лишь то, что разрушительно. Раньше или позже оно уничтожит порабощение женщи­ны, оно провозгласит ее освобождение"117.

Новые революционные идеи пробивали первые бреши в вековых предрассудках о незыблемости женского беспра­вия и униженности.

1 Бабеф г. Соч.: в 4 т. М., 1975—1976. Т. 1. С. 72.

2 Там же. С. 83.

Общий принцип социального равенства прежде всего касался уничтожения женского рабства в семье. Бабефу принадлежит замечательный афоризм: предрассудки — ра­зум дураков118. Бабеф полагал, что после взятия власти на­родом должно установиться плебейское управление, кото­рое обеспечит уничтожение частной собственности, нала­дит абсолютно равное распределение для каждой семьи через общественные склады. "При таком правлении исчез­нут межевые столбы, изгороди, стены, замки на дверях, ябеды, тяжбы, кражи, убийства — все преступления, суды, тюрьмы, виселицы, наказания, отчаяние, зависть, ревность, ненасытность, спесь, обман, двуличие, наконец все пороки"119. Идея социального равенства в революционной идеологии не была отделена от идеи внутрисемейного ра­венства.

Из трех великих мыслителей XIX в., представляющих социальную утопию, только Ш. Фурье и Р. Оуэн интересо­вались идеалом семьи будущего. Анри Сен-Симон специ­ально проблемой семьи не занимался. Он ограничился при­знанием равенства полов в религиозном, политическом и моральном отношениях.

Фурье и Оуэн дали резкую критику буржуазному бра­ку и определили основные черты идеала семьи будущего120.

Шарль Фурье решительно отказывается от предше­ственников. Он считает, что неудача Французской револю­ции показала заблуждения мыслителей XVIII в., рассеяла иллюзии. Себя он объявляет открывателем неизвестной до сих пор науки, которая спасет человечество. Фурье едко критикует как негодные софизмы "идеи общности имуществ, нежное братство истинных человеколюбцев"121, которые, по его мнению, только вводили человечество в заблуждение. Он резко выступает против всякой идеи уравнительства. Интересна его мысль о том, что строя социальной гармо­нии можно достигнуть лишь тогда, когда удастся разре­шить противоречие между коллективными и индивидуаль­ными интересами. Это противоречие возникает прежде все­го из-за наличия раздробленных, бессвязных посемейных хозяйств и распределения по семьям. От посемейного строя человечество должно прийти к ассоциации. Подобно мно­гим своим предшественникам, Фурье много внимания уде­ляет организации быта. Социетарии живут замкнутыми об­щинами-фалангами, в которые входит не более 2000 чело­век. Все члены фаланги живут в общем громадном здании, расположенном в центре территории. Здание представляет собой роскошный дворец типа Версаля или Эскуриала. Цен­тральная часть его отводится для общественных учрежде­ний: столовых, библиотек, театральных залов, зимнего

сада, почты, телеграфа. Потребление в фаланге основано* на общественных началах, домашнее хозяйство отсутству­ет. Распределение происходит по принципу "удовлетворить все классы, все партии" по капиталу, труду, таланту, т. е. Фурье учитывает права собственников и сохраняет нера­венство. Секрет социального счастья заключается в том, что новый социетарный механизм обеспечивает людям занятия по страсти. Трудовые подразделения состоят из серий по страсти с обязательной переменой труда в течение дня. Ра­бочий день начинается в 3,5 часа утра и заканчивается в 10 вечера. Гармонийцы мало спят, так как "утонченная ги­гиена в соединении с разнообразием сеансов приучит их не утомляться в трудах, тела не будут изнашиваться за день, будут нуждаться лишь в весьма кратковременном сне и при­выкнут к этому с детства, благодаря наплыву удовольствий, для которых дня не может хватить"1.

Характерную картинку трудового дня показывает Фу­рье, сравнивая занятия богатого Мондора и бедняка Луки2.

Простой подсчет показывает, что в обществе гармонии Лука трудится на тяжелых работах 12,5 часов при трехра­зовом питании, а Мандор — 4,55 часа на легких работах с пятиразовым питанием. При этом благодаря разнообразию Лука трудится с упоением.

По мысли Фурье, воспитание в семье — совершенно ненормальное явление. Дети до трех лет находятся на по­печении общественных нянь, матери в установленные часы приходят кормить детей. Дети всех возрастов организованы в маленькие орды. Они на ногах с трех часов утра. Даже младенцы до года перебирают горох. Дети чистят конюшни и животных, работают в банях, дворниками, уборщиками, выполняя эти грязные и непривлекательные работы с удо­вольствием из-за природной склонности большинства детей к неряшливости. Только треть детей склонна к чистоте и изяществу. Из них формируются маленькие дружины, за-

дача которых вносить в жизнь прекрасное. Они заботятся о: цветниках, украшении храмов, оформлении праздников.! Наряду с такой наивной чепухой Фурье сделал гениальные, по глубине и силе предвидения выводы, касающиеся буду- щего человечества. Он отдавал должное развитию произво-, дительных сил при капитализме, который он называл стро-. ем цивилизации: "Строй цивилизации занимает в последо- вательном ряду ступеней движения важную роль, потому; что именно он создает движущие силы, необходимые для| того, чтобы направиться по пути к ассоциации: он создает11 крупное производство, высокие науки и изящные искусст- ва". Но создав эти средства, строй цивилизации принес без- дну страданий и "при всех своих производственных успе- хах... не умеет обеспечить народу труд и хлеб"122. * Ш. Фурье считал, что строй цивилизации создал эко- номические предпосылки для ликвидации семьи как изоли- рованной хозяйственной единицы общества и создания "до-: моводческих ассоциаций", которые будут основаны на ин- дустриализации быта. Семья в фаланге утрачивает всякое хозяйственное значение. Домашнее хозяйство заменено об- щественной кухней и общественным обслуживанием. Такие ассоциации освободят женщину от домашнего рабства. Толь- ко таким путем можно вовлечь женщин в общественное производство и обеспечить равенство полов. Женщины в ассоциации совершенно равноправны и принимают равное участие в общественном труде различных серий по страс- ти. В ассоциации сохраняется частная собственность. Самое парадоксальное в учении Фурье, что он сохраняет внутри фаланги социальное неравенство. У семьи отсутствует и воспитательная функция, так как она не в состоянии обес- печить формирование всесторонне развитых людей. Основ- ная идея Фурье в отношении воспитания — гармонизация человеческой личности через общественно полезный труд с самого раннего возраста. Гармонический строй знает семью лишь как свободный союз большей или меньшей длитель­ности, основанный исключительно на свободном влечении мужчины и женщины. Фурье предполагает существование трех форм брака: длительную, временную и мимолетную. В соответствии с особенностями человеческого характера и темперамента гармонийцы относят себя к определенной любовной корпорации.

По социетарному плану, молодежь, вступая в пору по­ловой зрелости, распределяется по двум корпорациям — весталату и дамуазелату.

Весталы и весталки составляют весталический корпус. Они целомудренны и являются кумирами фаланги. Осталь­ные молодые люди переходят в корпус дамуазелата, в ко­тором пары принципиально бездетны, но резко меняют свои связи.

Взрослое население распределяется по трем любов­ным корпорациям.

  1. Супружеская. Сюда входят мужчины и женщины, склонные к прочной семейной связи, верности, постоянству. Супруги обеспечивают фаланге деторождение.

  2. Дамуазелат. К этой категории относятся молодежь и взрослые, не связанные с деторождением.

  3. Галантная. Таланты и галантки предпочитают связи мимолетные, разнообразные. В этой корпорации встречает­ся особое разнообразие человеческих характеров и стилей поведения: здесь "вакханаты" и "вакханки", "сентемента-лы" и "сентементалки", "факиры" и "факирессы", "баяде­ры" и "баядерки", "чародеи", и "чародейки", "недотроги" и т. д.

Затворник Фурье, никогда не имевший семью и детей, поразительно красочно и точно изобразил любовные отно­шения людей, вникая в мир самых интимных чувств, стре­мясь не поранить эти чувства, сохранить их автономию. Редчайший образец бережного отношения к хрупкому миру человеческих любовных страстей, Фурье ненавидел мора­листов и ханжей. Он считал, что многие пороки, связанные

с ханжеством и лицемерием, вызваны лживой сущностью некоторых общественных требований и установок. Человек вынужден скрывать свои страсти, склонности, подделыва­ясь под общепринятый нравственный стандарт. Допустим, в обществе принято, что приличной является только суп­ружеская связь, и все "баядеры", "чародеи", "факиры" прикидываются верными супругами и любящими родите­лями, творя непоправимое зло. В фаланге разрешены все здоровые типы половых отношений, не связанные с извра­щениями, поэтому исчезают обман, неискренность, ханже­ство, вероломство. Люди счастливы, физически здоровы, занимаются любимым трудом, гармонически развиваются, лишены материальных и бытовых забот. Все человеческие страсти, свободно проявленные, сольются в гармонии — унитеизме, подобно тому как музыкальная октава сочетает все основные звуки, а солнечный луч — все основные цвета.

Для общего наблюдения за всеми любовными связями в каждой фаланге создается "палата любви", состоящая из специалистов, которые являются посредниками и советни­ками в делах любви обоего пола; приносящие свои знания и опыт для устройства счастливой личной жизни, они на­зываются "сочувственными феями". Чем не служба семьи, о которой мы так мечтаем сегодня.

Ш. Фурье гневно обрушивался на учение своего со­временника Р. Оуэна. "Помимо писаний были сделаны прак­тические попытки в отношении ассоциации, опыты в Аме­рике и Англии. Секта, руководимая господином Оуэном, утверждает, что она основывает социетарный строй; дела­ет же она совсем противоположное: в силу ложности ее образа действия, во всех смыслах противоположного при­роде или притяжению, она трудами своими подрывает до­верие к идее ассоциации"123.

Чудовищной ошибкой Оуэна Фурье считает его идею общности имуществ, которая приводит к монастырскому режиму и атеизму, отсутствию божественного культа. Этим признанием Фурье показывает, что он внимательно сле­дил за деятельностью Оуэна. Объективно устремления Фу­рье и Оуэна очень близки. Прежде всего их объединяет между собой и учением Сен-Симона безусловное отрица­ние революционного пути. Каждый из них считал, что при­нятие именно его системы избавит человечество от ужа­сов и разрушений социальной революции.

Обращаясь ко всем государям и государственным дея­телям Европы и Америки, Р. Оуэн писал, что благодаря мудрой предусмотрительности правителей может быть мир­ным путем осуществлен переход от дурных условий жизни к превосходным во всех областях жизни. Для этого надо одновременно на всем земном шаре отказаться от принци­па лжи и переменить нынешние дурные общественные по­рядки. Для этого надо построить повсеместно общества на тех же началах, что в Нью-Ленарке, и зло быстро исчез­нет124.

С 1800 г. Р. Оуэн был директором и совладельцем боль­шой хлопчатобумажной фабрики с 200 рабочими в Нью-Ленарке, Шотландия. Он сократил на фабрике рабочий день, создал хорошие жилища, организовал для детей рабочих ясли, детский сад, образовательную школу, устроил фаб­ричную лавку, где товары продавались по ценам на 25% ниже розничных. В поселке существенно оздоровился быт: исчезли пьянство, проституция.

Фурье точно подметил центральный пункт теории Оуэна — все зло от частной собственности, религии и су­ществующей формы семьи, основанной на антагонизме по­лов. Конкретные предложения Оуэна по проведению пре­образований удивительно напоминают идеи Фурье. Покрыть весь земной шар маленькими сельскими общинами, кото­рые придут на смену индивидуальной семье. Даже числен­ность людей в 1200 человек близка к фаланге. В центре об-