Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
луман 3.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
1.14 Mб
Скачать

V. Общество как всеохватывающая система 93

тимые с единством иерархического порядка. Эмпирически должен решаться и вопрос о том, кто - помимо клира, аристократии, получивших юридическое образование судей и чиновников администрации - в период позднего средневековья знал и верил в учение о трех сословиях. С позиции крестьян речь, скорее, шла об одноклассовом обществе, где соответствующий феодальный землевладелец и его семья оказывались исключением.

Именно применительно к обществу невозможно никакое внешнее описание, ориентируясь на которое можно было бы заняться самоисправлением, - как бы не стремились занять подобную позицию литераторы и социологи. Традиция вынесла интерес к безошибочному описанию вовне, а соответствующую позицию назвала Богом. Бог мог все, что угодно, но только не ошибаться. Впоследствии, однако, все-таки пришлось признать, что суждение священников о суждении Бога могло быть и ошибочным, и что правильное описание, истинный перечень грехов будет обнародован лишь в конце времен на Страшном Суде, а именно - в виде некоей неожиданности.

Луман Н. Л Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004. - 232 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 48

В заключетельной части, на фоне этого тезиса об избыточности возможностей самонаблюдения и самоописания, мы попытаемся показать, что самоописания все-таки составляются не случайно. Существуют структурные условия правдоподобности изображений и существуют исторические тенденции эволюции семантик, которые сильно сужают игровое пространство вариаций. Потом социологическая теория может познавать эти связи, ориентируясь на тип корреляций между общественными структурами и семантиками; но одновременно социологической теории может стать известно и то, что такие теории представляют собой ее собственные конструкты и не должны смешиваться с текущим изображением системы общества в данное время.

Мы можем резюмировать, что общество не является какой-то сущностью. Его единство не может быть выявлено путем сведения к чему-то существенному с тем следствием, что противоречащие истолкования могли бы отклоняться как заблуждения (ведь и это должно было бы обсуждаться в общественной коммуникации, в силу чего трансформировалось бы то са-

94 Никлас Луман

мое, о чем идет речь). Следовательно, единство системы общества состоит в одном лишь отграничении от внешнего, оно заключено в форме системы, в дифференции, непрерывно воспроизводящейся в ходе операций. И именно это является тем пунктом, на котором должно основываться "переописание" староевропейской традиции.

Когда мы утверждаем, что лишь коммуникации, и при этом все коммуникации, вносят вклад в аутопойезис общества и благодаря этому переопределяют признак "всеохватности", то и в этом тезисе заключен глубочайший разрыв с традицией. Не важны ни цели, ни добрые умонастроения, ни кооперация и ни спор, ни консенсус и ни конфликты, ни принятие и ни отклонение предлагаемого смысла. Да и индивидуальное счастье не играет здесь никакой роли (разве только как тема коммуникации) 17. Лишь сам аутопойезис переносится всеми этими коммуникациями. И, прежде всего, конечно, всеми теми коммуникациями, которые должны причисляться к подсистемам общества. Именно поэтому такие различения, как хозяйство и общество, право и общество, школа и общество, сбивают с толку и не допускаются в нашей теории. Они производят такое впечатление, будто компоненты различения себя взаимно исключают, тогда как в действительности хозяйство, право, школа и т. д. не находятся вне общества и могут мыслиться лишь как его воплощение. Речь здесь идет о такого же рода бессмыслице, что и попытки отличить женщин от людей - хотя первая бессмыслица получила гораздо большее распространение.

Выражение "все коммуникации" означает следующее: коммуникации аутопойетически воздействуют в той мере, в какой их различие не производит никакого различия. То, что в обществе осуществляются коммуникации, не является для общества чем-то неожиданным, а значит, не является какой-либо информацией. (По-другому, конечно же, обстоит дело с психическими системами, обращение к которым является для них неожиданным.) С другой стороны, коммуникация как раз и являет собой актуализацию информации. И значит, общество возникает из связи именно тех операций, которые не производят никакого различия, когда они производят различия"iii. Это оттес-