Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Барановский Е.Г., Владиславлева Н.Н. Методы анализа международных конфликтов.doc
Скачиваний:
140
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
27.67 Mб
Скачать

Глава V

ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ

5.1. Феноменологическая модель слежения за

международным конфликтом и прогнозирование его развития

Сущность феноменологической модели слежения за конфликтным процессом и прогнозирования наступления его кри­зисной фазы отражена на рис. 8.

Сначала строится кривая напряженности эскалационных и деэскалационных фаз конфликта. Аналогично строится кривая сотрудничества. Пересечение кривых напряженности и сотруд­ничества дает две точки «безразличия». Коридор, образован­ный параллельными прямыми, исходящими их этих точек, яв­ляется зоной слежения за конфликтным процессом.

Слежение за конфликтным процессом через заданные проме­жутки осуществляется по признакам и показателям структур­ных компонентов или фаз конфликтных ситуаций. При такой организации слежения в каждый момент наблюдения можно определить, в какой фазе развития находится конфликт.

Развитие конфликтного процесса приобретает высокую вероятность перерастания в кризис, если линия развития конфликта целиком попадает в зону слежения. Сигналом о высокой веро­ятности наступления кризиса служит момент наблюдения, когда первые три смежные точки линия развития Конфликта оказываются в зоне слежения.

151

Е. Г. Барановский, н. Н. Владиславлева

Методы анализа международных конфликтов

Феноменологическая модель слежения за конфликтным процессом позволяет перейти к более точной и менее зависящей о наблюдателя (экспертов) индикаторной модели. Для этого следует найти индикатор, достаточно хорошо воспроизводящий линию напряженности конфликта, которая может быть постро­ена на основе линии развития конфликта к кривой напряжен­ности фаз конфликта.

5.2, Индикаторная модель слежения за

международным конфликтом и прогнозирование его развития

Из предложения, выдвинутого при описании феноменологи­ческой модели конфликта, следует, что уровень напряженности конфликтной ситуации должен непрерывно увеличиваться, если конфликтный процесс эскалирует, и уменьшаться при его деэс­калации, а наибольшая напряженность потенциала должна про­являться в кризисной фазе или кризисной ситуации.

Наиболее важной и трудной задачей является отыскание ин­дикатора изменения уровня напряженности потенциала.

В качестве операционного индикатора (индикатора, которым можно было бы пользоваться для количественного измерения) напряженности потенциала конфликтной ситуации выберем сумму сообщений и сведений о различного рода действиях кон­фликтующих сторон, предпринимаемых для разрешения проти­воречий между ними, а в качестве такого же индикатора на­правленности потенциала разность между числом сообщении и сведений: свидетельствующих о недружественных акциях, предпринимаемых одной стороной, и числом сообщений и све­дений о подобных же акциях другой стороны. Для этого можно использовать рассмотренную ранее методику анализа контент-анализа.

Необходимо отметить, что индикатор уровня напряженности потенциала не увеличивается равномерно (как это происходит с линией напряженности гипотетического конфликта па рис. 8), а имеет ярко выраженный спад, локализованный в предкризисной