Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология межличностных отношений / литература / Куницына - Психология межличностных отношений.doc
Скачиваний:
213
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
15.89 Mб
Скачать

Глава 16. Межличностное восприятие • 311

дозрительность, чаще замечали эти черты у людей, которых им предлагалось оце­нить, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Испытываемые эмоциональные состояния также могут искажать наши оценки и впечатления. Один из ранних экспериментов, подтвердивших это правило, состоял в следующем: студенты театрального училища разыгрывали этюд, который в одном тучае заканчивался дракой с убийством, в другом — страстной любовной сценой. Затем им предлагалось оценить своих случайных партнеров по этюду. Первая кон­цовка этюда проявлялась в описаниях-оценках конкретных партнеров как преуве-шчение их настойчивости, агрессивности; в описаниях обнаруживалась неприязнь оттенком недоброжелательства. Во втором варианте окончания этюда последую­щие описания партнеров приобретали оттенок расположения и приязни.

Эффект снисходительности заключается в том, что все люди оцениваются поло­жительно. Иногда его называют эффектом Полианны (Pollyanny) — люди чаще стре­мятся использовать позитивные оценки, чем негативные, при этом у женщин данное свойство более выражено.

К ошибкам в восприятии могут привести также различия в толковании жестов и других элементов выразительного поведения, в зависимости от культуры. В одном эксперименте участвовали мексиканцы и североамериканцы. В небольшой комнате, лишенной всякой мебели, они беседовали на отвлеченные темы, а затем, разойдясь в разные комнаты, описывали своего собеседника. Когда они разговаривали стоя друг тротив друга, мексиканцы оценивали своих партнеров как холодных, высокомерных, замкнутых, скрытных людей. Американцы же описывали своих партнеров как на­стырных, невоспитанных, назойливых, излишне темпераментных. А все дело было в гом, что в Мексике принято разговаривать на более короткой дистанции, чем в Аме-шке. Когда разговор проводился за столом, оценки были более индивидуальными, подобных резких различий не наблюдалось.

Вопрос о верности или ложности первого впечатления сложнее, чем может пока­заться на первый взгляд. С одной стороны, исследования показывают, что почти каж-цый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точ-ю определить почти все характеристики партнера — его психологические черты, его социально-демографическую принадлежность. Но эта точность высока только в ней­тральных обстоятельствах, то есть в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми, и един­ственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. С другой стороны, исследования обнаруживают, что почти всегда в реальных ситуациях при-:утствует тот или иной процент ошибок. Чем менее нейтральными являются отно-1ения, чем более люди по тем или иным причинам заинтересованы друг в друге, тем >льше вероятность ошибок.

/6.2.2. Физиогномические стереотипы

и стереотипы внешности

Социальные стереотипы — одна из основ формирования первого впечатления. Со­циальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, двойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользует-им лишь в том случае, если относит себя к этой группе.

312 * РАЗДЕЛ VI. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения

Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, опре­деляющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использо­ваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей как представителей различных групп. Ориентировка и опреде­ление происходят мгновенно — по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стерео­тип. При этом совершенно неважно, что происходит в действительности, каков лич­ный опыт владельца стереотипа, — главное, не ошибиться в определении.

Ситуации первого знакомства относятся именно к межгрупповому уровню обще­ния, поскольку для людей как социальных существ главное — решить вопрос о груп­повой принадлежности партнера. Поэтому наиболее важными характеристиками парт­нера в данной ситуации являются те, которые позволяют отнести его к какой-то ка­тегории, группе. Именно эти характеристики воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности, оказавшиеся не в фокусе, попросту достраиваются по определенным схемам.

Один из способов усвоения и переработки информации — сличение вновь посту­пающей информации с социальными эталонами и стереотипами, которые выраба­тываются обществом, являются частью данной культуры, усваиваются человеком с детства. Когда восьмиклассникам предложили написать, как они себе представляют врача, учителя, лесоруба, то в характеристики всех трех профессий вошли стерео­типные суждения: «лесоруб должен быть сильным, загорелым», «учитель должен быть строгим, требовательным, одет в темный скромный костюм». Эти суждения более всего были выражены в описании врача: «Врач должен быть в белом халате, чистом колпаке, всегда иметь при себе трубку, уметь успокоить больного, отвлечь от тяжелых мыслей» и т. д.

Процесс образования стереотипов неизбежен и направляется как различными ви­дами искусства, так и (в той или иной степени) группами, в сфере влияния которых находится данный человек. Влияние литературы прослеживается в отборе тех при­знаков, которыми наделяют дети добрых, умных, злых, рассеянных людей. Злые как будто пришли из народных сказок, где зло воплощается в образе бабы-яги, ведьмы; с крючковатым носом, морщинистым лицом, всклокоченными волосами и т. п.

В подтверждение сказанного можно привести описание злого человека учеником 8 класса: «Злой человек небольшого роста, нос с горбинкой, большой рот с тонкими губами. Все лицо в морщинах. Движения угловатые, фигура сутулая, пальцы скрю­чены, с большими ногтями».

Стереотипы, зафиксировавшие в себе связи между физическими чертами внешно­сти и чертами личности и характера, чрезвычайно многочисленны. Достаточно на­помнить широко распространенное убеждение, что люди с большим лбом умны (в аме­риканской критической литературе даже узаконен ряд специальных терминов — «ли­тература для высоколобых», «книги для низколобых» и т. п.).

В научно-популярной литературе 1970-х годов приводилось описание одного хит­роумного эксперимента. Были отобраны 155 человек, которым назвали семнадцать имен и попросили отметить, к каким именам они отнесли бы такие черты характера и внешности, как миловидность, общительность, любезность, сварливость. Самым счастливым оказалось имя Джон: 93 процента опрошенных решили, что человек, нося-