Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Беркут.doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
18.89 Mб
Скачать

5.0 Охота на косулю.

Охоту с беркутом на косулю многие себе не представляют. Одни видят в этом жестокое обращение с животными, другие находят ее неэстетичной, для третьих это показатель мужества и силы птицы. Лично мне ближе последняя точка зрения. Практикующий сокольник идет на охоту в том числе и для того, чтобы регистрировать охотничьи достижения своей птицы. Поэтому я не вижу никакой разницы между соколом, прокусывающим затылок фазану или ястребом, удерживающим зайца до подхода сокольника. Если сравнить размеры беркута и косули, то как мне кажется, косуля является приемлемой добычей для этого орла. Куда более неэстетично заводить себе орла для охоты на кролика, когда для этих целей больше подойдет ястреб.

Приучить беркута охотиться на косулю совсем не просто. Предназначенную для этой цели самку тренируют по особой методике. Такая охота возможна почти исключительно с гнездарями, так как выкормленные человеком молодые орлы очень смелые и способны атаковать любую добычу. Когда птица станет самостоятельной (начнет летать) очень важно не упустить момент и использовать ее неопытность. В это время приучить птицу атаковать шкуру косули проще всего. Опытный орел прекрасно видит разницу в размере и виде вабила. Я часто замечал, что молодые орлы пугаются, когда внезапно большая шкура косули начинает двигаться. Чтобы побороть у птицы этот страх, я перед вылетом птицы из гнезда клал туда череп косули со шкурой или целую шкуру косули. Молодые орлы с этой шкурой возятся целыми днями. Таким образом птица приучается к зверю и позже с ней не возникает особых сложностей.

После того, как птица станет самостоятельной, начинают учить птицу прилетать на руку и косулье вабило. Однако на первых этапах необходимо всегла стремиться не перегружать птицу. В конце тренировки по прилету на руку или после хорошей атаки на косулье вабило я всегда даю молодому орлу набить на этом вабиле полный зоб. Затем я приучаю беркута атаковать косулье вабило с большого расстояния (до 600 м и больше). Благодаря такой тренировке орел должен научиться преследовать косулю на большом удалении.

В главе «Обучение» я уже говорил, как и чем можно тянуть вабило. Вначале тянет человек, затем машина или лошадь. Для подготовки орла-косулятника важно, чтобы он постоянно помнил о своей добыче, прежде всего, на тренировках и при кормлении. С таким беркутом нужно обращаться так, чтобы он снова и снова входил в контакт с косулей; я не подразумеваю ежедневную охоту на косуль, а имею в виду кормление птицы головами косуль, которые у любого торговца дичью часто можно взять даром. Для беркута это - отличный корм. Очень важно, чтобы в охотничий сезон птица регулярно напускалась на косуль, т.к. нужен год, чтобы беркут научился ловить этого зверя. У некоторых сокольников беркут нападал на косулю без всякой натаски, как это бывает время от времени при охоте в свободном следовании. Такое поведение - следствие особенностей территории, где проходила охота. Преимущественно это были поля с высокой ботвой или травой, а также молодые посадки ели, где беркуты склонны совершать подобные поступки. На такой территории беркут охотится особенно внимательно и охотно. В вышеописанной растительности беркут видит только голову и спину зверя, если вообще что-либо видит, из-за чего не испытывает страха перед размером добычи. В большинстве случаев на ровном поле такие орлы атаковать стоящую или убегающую косулю не будут.

В этой главе я лишь указываю на возможность подготовки беркута, специализирующегося на косулях. Я лично всегда старался охотиться правильно, и делал это, но как оказалось среди охотников есть не только друзья. Это прежде всего, старые охотники хранители традиций, которые считают, что охотиться с «коршаком» на косулю, так они называют беркута, абсолютно неэстетично и жестоко. Лично я не вижу разницы между хваткой беркута и (более или менее) плохим выстрелом из ружья. Раненая дичь на языке охотников называется «подранок», и таких подранков на «правильных охотах» каждый год делают не мало, что в прочем считается у них нормой.

Однако, ради Бога, не надо воспринимать это как нападки на «правильную охоту», это просто констатация факта. К счастью, есть немало объективно мыслящих охотников, которые воспринимают соколиную охоту как искусство и составную часть охоты вообще и считают ее самой корректной охотой.

Я имел счастье обучать и охотиться со своими беркутами в нескольких графствах внутри страны и заграницей и за последние 15 лет добыл более 45 косуль. Некоторые сокольники и определенные охотники, которые добыли значительно меньше, теперь от зависти (или глупости?) пакостят мне. Этим я хочу сказать, что имея хорошую ловчую птицу будешь испытывать не только восторженные чувства, а иногда также зависть и недоброжелательство коллег.

Ниже я расскажу об одной из моих самых прекрасных охот на косуль с мощным самцом беркута. Я каждый год ездил к своим друзьям на Дунай на почти уже ставшей традиционной декабрьскую охоту. В 1978 году великодушные хозяева снова пригласили нас и мы с тремя ловчими птицами целый день успешно охотились на зайцев. В первый день мы добыли семь зверей (кролика с ястребом и шесть зайцев с двумя беркутами; из них мой самец Царь поймал четверых). Следующий день мы провели с нашим веселым хозяином Йодлем. Он спросил, не хотим ли мы поохотится загоном. Мы, естественно, против этого не возражали и согласились. Тогда было очень холодно (минус 20 °), пальцы мерзли даже в перчатках. Для беркутов же такая погода была в самый раз. Они находились в высокой кондиции, и Царь изумительно стоял над деревьями на ледяном ветру. Когда мы прочесывали посадки сосны, заросшие старой занесенной снегом травой, внезапно выскочили две косули. Они летели по глубоком снегу в направлении лесной просеки, когда Царь, как черная молния спикировал в направлении зверей и исчез за склоном. Вдалеке мы услышали жалобный крик одной из косуль, затем наступила тишина. Прошло примерно полчаса, когда мой мюстлендер Анка внезапно залаяла. Я поспешил в направлении собачьего лая и еще издалека увидел в снегу большое черное пятно. Когда я приблизился (от волнения и глубокого снега всегда идешь медленнее), то понял, что самец атаковал по серьезному. В низине лежала уже мертвая семнадцатикилограммовая косуля. Орел сильно устал, но хватку не ослабил, коготь одной лапы вошол точно в глаз самки, другая лапа перехватила горло, где приемный коготь попал точно в аорту, в результате косуля умерла от потери крови.

Это наглядный пример, что при грамотном подходе к охоте - погода, обеспечение, позиция птицы и правильный захват - отлов косуль возможен даже с самцом беркута.