Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
от гнедовой / послед. вар.doc
Скачиваний:
802
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
12.69 Mб
Скачать

3.2.2. Особенности эмоционально-личностной сферы детей с умственной отсталостью

Нарушения ВНД, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых, характеризующихся:

- ограниченностью представлений об окружающем мире;

- примитивностью интересов;

- элементарностью мотивов и потребностей;

- снижением активности всей деятельности;

- трудностью формирования отношений со сверстниками и взрослыми.

Как правило, в поведении детей-олигофренов доминируют простые мотивы и потребности.

Исследователи отмечают примитивность потребностной сферы. Потребности не становятся высшими, социальными.

Очень часто регулирует поведение принцип удовольствия: ребенок продолжает делать то, что ему нравится; избегает того, что не нравится.

Не формируется иерархия мотивов, тем более сложных, смыслообразующих просоциальных мотивов.

Как правило, интересы умственно-отсталых детей неглубоки, мало интенсивны, односторонни, ситуативны, недифференцированны и неустойчивы. Вызываются преимущественно физиологическими потребностями.

Как правило, импульсивные реакции ребенка-олигофрена не могут быть оценены как устойчивый интерес.

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы.

Чем более выражена умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний; часто у детей невыразительная мимика.

Эмоции неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные. Они затрудняются в определении своих переживаний словом; они не всегда точно определяют эмоциональное состояние другого человека, что приводит к затруднениям в общении, в совместной деятельности.

Тем не менее, дети-олигофрены проявляют отчетливо выраженное отношение к своим родным и близким.

Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия.

Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или детском учреждении навыков и привычек.

Дошкольники старших групп с удовольствием слушают читаемые или рассказываемые доступные тексты, включающие эмоционально-окрашенные компоненты.

Мимикой, жестами, словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам.

В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека.

Волевая сфера умственно-отсталых детей и подростков находится на крайне низком уровне развития.

Становление воли связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия, поэтому особую трудность представляет формирование правильного поведения. Интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт не позволяют умственно отсталому ребенку оценить ситуацию. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.

Важной проблемой воспитания детей-олигофренов является социализация реакций агрессии. Рассматривая проблему агрессии, многие психологи подчеркивают, что необходимо различать агрессивность как личностное качество и агрессию как форму, способ поведения. В случае умственно-отсталых детей предпочтительнее придерживаться второй точки зрения и понимать агрессию как особую реакцию, которая формируется для защиты ребенка от реальных или мнимых опасностей (вследствие общего недоразвития невозможно утверждать, что у детей формируется деструктивная, разрушительная, агрессивная мотивация личности).

Тем не менее, агрессия не является желательной формой поведения, так как в целом снижает уровень социальной адаптации умственно отсталого ребенка. Имеются данные о связи умственной отсталости и агрессивности (в частности, эксперименты по исследованию агрессивности у мужчин с синдромом Кляйнфельтера).

Воспитателям и родителям следует помнить, что в норме агрессивное поведение всегда подлежит внутреннему контролю – начиная с 2–3-х лет, ребенок знает, что за вспышкой раздражительности, причинением вреда другому может последовать наказание; также у детей возрастной нормы есть возможность выбора формы проявления агрессии – прямой, косвенной, физической, вербальной и т.д.

У умственно-отсталого ребенка нет представлений о том, к чему могут привести его действия, а следовательно, он не сдерживает проявлений агрессии, что может привести к нежелательным последствиям. Вследствие ограниченности представлений и навыков ребенок-олигофрен не выбирает форм проявления агрессии, а пользуется самой простой – физической.

Чтобы не допустить закрепления нежелательных реакций ребенка, необходимо четко контролировать среду, в которой он развивается, грамотно подбирать систему наказаний и поощрений за совершенные поступки.

Самооценка умственно отсталого ребенка демонстрирует особенности, свойственные нормально развивающемуся ребенку раннего возраста. Самооценка ребенка-дебила диффузная (он не выделяет у себя частных, зависящих от конкретного опыта деятельности качеств), неустойчивая, подверженная контрастным изменениям, непоследовательная. Такая самооценка не может быть средством саморегуляции своего поведения.

Когда ребенок мал, когда интеллектуальный дефект незаметен, как правило, создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. При расширении круга общения такой неадекватно высокой самооценке может быть нанесен урон.

Очень трудно утверждать, что у детей умеренной и тяжелой степеней умственной отсталости есть самооценка, даже такая «детская», как у дебилов. Достаточно сказать, что дети-имбецилы далеко не всегда используют местоимение «Я», т.е. у них нарушен самый первый, базовый уровень самоидентификации. Свои действия, качества ребенок с выраженной степенью умственной отсталости не осознает; у него не развивается самосознание и, следовательно, самооценки как таковой быть не может, хотя ребенок-имбецил может формулировать отдельные Я-суждения, называть себя, заявлять о своем настроении, самочувствии, желании.

Экспериментальное изучение подчеркивает неадекватную завышенность самооценки детей-дебилов. Перечислим результаты некоторых экспериментов:

- психиатр Де-Грееф обнаружил завышенную неадекватную самооценку умственно отсталых детей, которая является следствием их общеинтеллектуального недоразвития, незрелости личности. Ребенок самодоволен, у него не может быть чувства собственной малоценности;

- Л.С. Выготский на основании данных Де-Греефа делает другой вывод: именно на почве слабости, из чувства собственной малоценности (часто бессознательного), как ответ на низкую оценку со стороны окружающих и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности;

- экспериментально доказал влияние оценочной ситуации на поведение умственно отсталых детей Б.И. Пинский. Исследователь отметил, что дети со средним и тяжелым дефектом, как правило, не реагируют на внешнюю оценку;

- Р.Б. Стеркина в экспериментальной ситуации показала зависимость уровня притязания умственно-отсталых детей от предшествующего опыта ребенка, его успешности или неуспешности в выбранном виде деятельности.

Соседние файлы в папке от гнедовой