Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 2013.docx
Скачиваний:
90
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
669.43 Кб
Скачать

Что значит «жить»? (опыт первого приближения)

Рублева Е.В. (3 курс, мед.-проф. ф-т)

ГБОУ ВПО ОмГМА Минздрава России

Кафедра философии

Научный руководитель - ст. преп. Мироненко Т.В.

«Истинное назначение человека - жить», - писал Джек Лондон. Но что значит «жить»? Чем является для нас наша жизнь? Попробуем двигаться в пространстве, очерченном этими вопросами, одновременно обращаясь к философской традиции, восходящей к М. Хайдеггеру («смысл Dasein есть временность»), В. Дильтею («основной вопрос Дильтея - вопрос о понятии жизни»), Ф. Жюльену, поверяющему время жизнью.

Итак, что значит жить? Спрашивать так, значит спрашивать о понимании жизни. Изначально она (жизнь) дана нам как целостность или «связанность» (М. Хайдеггер). Жизнь жизни есть связь. С кем, с чем? Будучи погруженными во внешний мир, мы не можем не испытывать на себе его влияния. «Жизнь, - напишет М. Хайдеггер - есть жизнь с другими», но она. одновременно, есть и «движение за данность», прорыв к своему как цели.

Но живет ли современный человек? Или «решетки, воздвигаемые нашим разумом» (Ф. Жюльен), накрыли и саму возможность жить? Здесь мы говорим о чувстве жизни, о том чувстве, в котором сказывается и радостное «да» самой жизни, но и не отрицается «да» страданию. Иначе, это те состояния, которые сегодня скорее вытесняются из нашей жизни, чем сохраняются. Вытесняются в угоду успеху. Мы спешим жить, торопя события, стараясь обмануть время. Возможно ли обмануть такого мудреца как время? Оно безразлично и потому неумолимо.

Но наша жизнь неотвратимо переплетена с ним. Время выступает в качестве источника движения и измерения жизни. Радуясь лишь определенным моментам, остальное время мы проводим в ожидании и теряем драгоценные минуты нашей жизни, не задаваясь вопросом о том «кто дал нам право жить, как мы живем, мало о чём спрашивая, мало за что отвечая»? Живем обычной жизнью, ведя «сомнительные расчёты с миром и людьми, со смыслом и совестью» (В. Бибихин).

В древнегреческом языке слова ζωή и βίο использовались для обозначения жизни, в первом случае, жизни как зоологии, во втором, жизни как биографии. Жизнь как биография для нас сегодняшних, похоже, роскошь. Чтобы осуществить жизнь как биографию, иначе, исполнить её, а не изжить, необходимо отдать себя во власть событию, Такому событию, которое есть «переживание моей включенности в жизнь» (В. Дильтей), привязанности к своему. Последнее есть свидетельство моего углубления в интимное Я, а значит и обретение свободы, поскольку человек свободен лишь тогда, когда среди «возможностей несвоего» (здесь время демонстрирует нам свою щедрость) он выбирает своё необходимое.

Выбор своего есть всегда заботливое устроение себя самого, поэтому «собственный, настоящий, бытийный характер существования здесь - это забота» (М. Хайдеггер). Забота о себе подлинном.

Между тем, современный человек, скорее страшится «полноты целого» и потому отдает себя во власть «малого, фрагментарного, хрупкого и быстротечного» - на ускользающую глубину у него не хватает сил, и он «размазывает себя по поверхности», демонстрируя, скорее, отсутствие заботы о себе и желание «жить под стать веку» (Р. - М. Рильке).

Однако, чтобы жизнь была, надо, чтобы прежде, как ни странно, была «бескорыстная незаинтересованность жизнью» (В. Бибихин), тогда сама жизнь в своей «высшей собранности» сумеет достичь полноты целого, той самой изначальности, что она и есть.