Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
камерон краткая история.doc
Скачиваний:
1860
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
12.91 Mб
Скачать

83 Рис. 3.2. Города-государства северной Италии в 1200 г.

83 В других частях Европы развитие городов началось позже и было менее интенсивным, чем в северной Италии. Большие и малые города выросли в Нидерландах и прирейнских землях, были разбросаны по всей северной Франции, Провансу и Катало­нии. Локаторы Германии и Восточной Европы даже привозили с собой в неосвоенные регионы планы устройства городов. Однако за некоторыми исключениями эти города по размеру и численнос­ти населения не могли соперничать с городами северной Италии.

83

Наиболее важно то, что им не удалось даже приблизиться к той степени автономии или независимости от местных князей, кото­рую завоевали североитальянские города. К концу XIII в. в Ми­лане было около 200 тыс. жителей, население Венеции, Флорен­ции и Генуи несколько превосходило 100 тыс., а в ряде других итальянских городов было от 20 до 50 тыс. жителей; в Северной же Европе лишь несколько городов смогли достичь последней цифры. Париж, который совмещал функции столицы, местопре­бывания королевского двора, торгового, промышленного и уни­верситетского центра, возможно, был равен по численности насе­ления Милану, хотя некоторые исследователи сомневаются, что его население превосходило 80 тыс. человек. Даже в 1377 г. насе­ление Лондона составляло не более 35 — 40 тыс., а население Кельна, самого большого города Германии, насчитывало примерно столько же.

Единственным регионом, который мог сравниться с северной Италией по степени развития городов, являлись южные Нидер­ланды, особенно Фландрия и Брабант. Хотя Гент, самый крупный город, имел в начале XIV в. только около 50 тыс. человек, горо­жане составляли около одной трети от всего населения региона, примерно столько же, сколько и в северной Италии. Были и дру­гие сходные черты. Эти два региона не только имели самое боль­шое городское население, но и плотность его была самая высокая в Европе. Их сельское хозяйство было наиболее развитым и ин­тенсивным, и на их территории располагались наиболее важные торговые и промышленные центры. Естественно возникает вопрос: были ли обусловлены переезд людей в города и их обращение к торговле и промышленности тем, что для них более не было места в деревнях, или же развитие торговли и городов с их потенциаль­но емкими рынками стимулировало земледельцев производить больше и при растущем уровне производительности? На этот во­прос нет определенного ответа; несомненно, оба эти фактора ока­зывали взаимное влияние друг на друга. Но тот факт, что сель­ское хозяйство всегда было более производительным вблизи горо­дов, чем в чисто сельскохозяйственных районах, указывает на важную роль городского спроса и городских рынков. Поэтому не­обходимо более подробно рассмотреть развитие и сущность ры­ночного механизма.

Торговые потоки и методы торговли

Наиболее престижной и выгодной торговлей, без сомнения, была та, которая стимулировала возрождение торговых связей между Италией и Левантом. Еще до того, как итальянцы устано­вили над ними свой контроль, эти торговые пути использовались восточными купцами для доставки предметов роскоши к западным

84

королевским дворам. После того, как итальянцы вытеснили с этих торговых путей своих соперников, предметы роскоши — специи с Молуккских островов, шелк и фарфор из Китая, парча из Визан­тии, драгоценные камни и т.д. — по-прежнему преобладали в тор­говых потоках, идущих с Востока на Запад, однако к ним добави­лись и другие товары, такие как квасцы из Малой Азии и хлопок-сырец из Сирии. В противоположном направлении шли грубые ткани из шерсти и льна, меха из Северной Европы, металличес­кие изделия из Центральной Европы и Ломбардии, стекло из Ве­неции. Венецианцы торговали с Византией с самого начала своей истории, однако в конце XI в. они сумели добиться торговых при­вилегий в обмен на помощь, которую они оказали в борьбе против турок-сельджуков. В результате они получили свободный доступ во все порты империи без уплаты пошлин и других налогов — привилегия, которой не имели даже сами византийские купцы.

Тем временем Генуя и Пиза, вытеснив мусульман с Корсики и Сардинии, нанесли удар по их форпостам в Северной Африке, разграбили их города и добились привилегий для своих кораблей и купцов. Впоследствии Генуя одержала верх над Пизой в борьбе за господство над Западным Средиземноморьем и бросила вызов Венеции в борьбе за контроль над Восточным. В период кресто­вых походов итальянские города, сообща или в соперничестве друг с другом, усилили свое проникновение в Левант. Они осно­вали колонии и привилегированные анклавы от Александрии вдоль Палестинского и Сирийского побережья до Малой Азии, Греции, предместий Константинополя, а также по всему побере­жью Черного моря от Крыма до Трапезунда. Генуэзские корабли, выстроенные прямо на месте, плавали даже по Каспийскому морю и Персидскому заливу. Падение Иерусалимского королевства и провал крестовых походов мало повлияли на итальянские пози­ции на Востоке. Напротив, итальянцы заключили договоры с ара­бами и турками и продолжали обычную торговлю.

Особым, экзотическим направлением восточной торговли, про­цветавшим с середины XIII до середины XIV вв., была торговля с Китаем. В течение этого периода Монгольская империя, наибо­лее обширная из когда-либо существовавших континентальных империй, простиралась от Венгрии и Польши до Тихого океана. Монгольские правители, несмотря на их негативную репутацию, приветствовали христианских миссионеров и западных купцов. В этой торговле опять же преобладали итальянцы, имевшие свои ко­лонии в Пекине и других китайских городах, а также в Индии. В купеческих итинерариях содержались детальные описания ма­ршрутов — через Туркестан, по «Великому шелковому пути», через Персию или морем по Индийскому океану — и давались по­лезные советы относительно того, какие товары будут пользовать­ся спросом. Отчет Марко Поло о его путешествиях был одним из первых бестселлеров в Европе.

85