Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
камерон краткая история.doc
Скачиваний:
1860
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
12.91 Mб
Скачать

Российская империя

Российская империя в начале XX в. обычно рассматривалась как одна из великих держав. Ее территория и население, самые большие среди европейских стран, обеспечили ей этот статус. Также Россия имела большие валовые экономические показатели: по валовому промышленному производству она стояла на пятом месте в мире после Соединенных Штатов, Германии, Великобри­тании и Франции. Она имела значительную текстильную про­мышленность, особенно хлопчатобумажную и льняную, а также тяжелую промышленность — производство угля, чугуна и стали.

328

Она стояла на втором месте в мире (после Соединенных Штатов) по добыче нефти, а в последние несколько лет XIX в. она даже занимала первое место. Эти высокие абсолютные показатели могут привести к ошибке при оценке экономической мощи России. Как было показано на рис. 10.2, российское производство и по­требление угля на душу населения было значительно ниже соот­ветствующих показателей Австрии. Аналогичное положение на­блюдалось по всем видам промышленной продукции.

Россия все еще оставалась преимущественно аграрной страной: на сельское хозяйство приходилось более двух третей рабочей силы и более половины производимого национального дохода. Доход на душу населения составлял не более половины от соответствующих показателей во Франции и Германии и около одной трети от пока­зателей Соединенных Штатов и Великобритании. Производитель­ность труда, особенно в сельском хозяйстве, была чрезвычайно низкой ввиду использования примитивных технологий и недостат­ка капиталов. Институциональные ограничения, связанные с суще­ствованием крепостного права, отмененного лишь в 1861 г., нега­тивно сказывались на перспективах роста производительности даже после освобождения крестьян (см. главу 12).

Начало индустриализации в России относится к периоду прав­ления Петра Великого и даже ранее, но за исключением метал­лургического производства, возникшего на Урале в XVIII в., ран­ние промышленные предприятия, развивавшиеся в тепличных ус­ловиях и обслуживавшие потребности российского государства, не были экономически жизнеспособными. В первой половине XIX в., особенно начиная с 1830-х гг., признаки индустриализации стано­вятся более заметными. Было подсчитано, что количество про­мышленных рабочих выросло со 100 тыс. в начале века до более 500 тыс. накануне освобождения крестьян. Большинство этих ра­бочих были номинально крепостными и выплачивали оброк из своей зарплаты, вместо обычных трудовых отработок. Парадок­сально, но существовало также некоторое число крепостных пред­принимателей. Наиболее динамичной, быстро развивающейся от­раслью промышленности было хлопчатобумажное производство, преимущественно в московском регионе. Производство свеклович­ного сахара на Украине было вторым по значению, но далеко от­ставало от хлопчатобумажной промышленности. В Санкт-Петер­бурге возникли несколько больших и современных хлопчатобу­мажных фабрик, а также ряд металлургических и машинострои­тельных заводов. Такие предприятия существовали и в россий­ской части Польши.

Крымская война ярко показала отсталость как российской промышленности, так и российского сельского хозяйства, и тем самым косвенно подготовила почву для ряда реформ, самой зна­чительной из которых была отмена крепостного права в 1861 г. Одновременно правительство развернуло программу строительст-

329

ва железных дорог с опорой на иностранные капиталы и техноло­гии, а также реорганизовало банковскую систему с целью внедре­ния западных финансовых технологий. Плоды этой новой полити­ки стали видны в середине 1880-х гг. и в период «большого рывка» промышленного производства в 1890-х гг., когда промыш­ленный выпуск возрастал в среднем на 8% в год, что превосходи­ло самые высокие темпы роста, когда-либо достигнутые в странах Запада.

Наибольшая заслуга в этом рывке принадлежала программе железнодорожного строительства, особенно сооружению государ­ственной Транссибирской железной дороги, начатому в 1891 г., и сопутствующему расширению добычи полезных ископаемых и строительству новых металлургических предприятий (рис. 10.3). Последние, в свою очередь, часто создавались иностранными предпринимателями и иностранным капиталом, которые сыграли решающую роль в развитии центра горнодобывающей и металлур­гической промышленности на юго-восточной Украине.

Этот район, известный как Донбасс, имел огромные залежи угля, но он находился далеко от основных населенных центров. До появления железных дорог добыча угля здесь была нерента­бельна. На расстоянии 500 км к западу, в районе города Кривой Рог, были открыты залежи очень качественной железной руды, но по той же самой причине эксплуатировать их было невыгодно. В 1880-х гг. французские предприниматели добились от царского правительства разрешения на строительство железной дороги, со­единявшей эти два района, а также построили доменные печи в обоих районах, создав, таким образом, первый в мире металлур­гический комбинат, работающий на поставках сырья с отдаленных месторождений. Производство угля и чугуна стремительно возрос­ло. В то время как в 1870-е гг. внутреннее производство чугуна удовлетворяло только 40% спроса, в 1890-е гг. оно обслуживало три четверти значительно выросшего потребления.

Правительство пыталось стимулировать индустриализацию не­сколькими способами. Оно делало займы за рубежом для финан­сирования строительства государственных железных дорог и предоставляло гарантии по обязательствам частных железнодо­рожных компаний. Государство размещало заказы на рельсы, па­ровозы и другое оборудование для государственных железных дорог на предприятиях, расположенных в России (принадлежа­щих как русским, так и иностранным предпринимателям), и реко­мендовало частным компаниям поступать подобным же образом. Государство установило высокие ввозные пошлины на изделия из железа и стали, и в то же время способствовало освоению самого современного оборудования для производства железа, стали и ин­струментов. От введения этих мер выиграли прежде всего произ­водители Польской Силезии и Санкт-Петербурга, а также юго-восточной Украины.

330