Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
камерон краткая история.doc
Скачиваний:
1860
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
12.91 Mб
Скачать

51 Рис. 2.2. Греческая и финикийская колонизация.

52 Помимо смягчения пресса народонаселения (и, время от вре­мени, изгнания политических оппонентов), колонизационное дви­жение служило и другим экономическим целям. Множество новых городов было расположено в плодородных сельскохозяйст­венных регионах. Таким образом, они могли снабжать метрополии зерном и другими сельскохозяйственными продуктами. Кроме того, они служили в качестве рынков или торговых центров для сбыта готовых товаров из метрополий, тем самым вводя — по­средством развития рыночных отношений — в орбиту цивилиза­ции соседние народы (главным образом неолитических земледель­цев). Метрополии обычно не стремились осуществлять политичес­кий контроль над своими колониями, однако родственные связи и экономические отношения обеспечивали прочные связи между ними. В этих условиях города материковой Греции и Малой Азии стали специализироваться в области торговли и промышленности. Выращивание зерновых уступило место винограду и оливкам, ко­торые больше подходили для греческой почвы и климата, а их ко­нечные продукты — вино и масло — имели более высокую цену в расчете на единицу веса. Греческие ремесленники, особенно гон­чары и металлисты, достигли высокого уровня мастерства, и их изделия высоко ценились по всему региону классической гречес­кой цивилизации. Греческие моряки и торговцы осуществляли перевозку грузов других государств (таких, как Египет), где мо­реходное искусство не получило распространения. Некоторые го­рода, например Афины, осуществляли выполнение множества тех торговых и финансовых функций, которые в последующие века выполняли Антверпен, Амстердам, Лондон и Нью-Йорк. Банков­ское дело, страхование, акционерные предприятия и другие эко­номические институты, которые появились в более поздние эпохи, в зачаточной форме уже существовали в классической Греции, а их корни следует искать в древнем Вавилоне.

Такое торговое и финансовое развитие было существенно об­легчено благодаря инновации, которая не имела большого техни­ческого значения, но сыграла огромную экономическую роль. Эта инновация — чеканка монеты. Деньги и монеты, конечно, не одно и то же. До изобретения металлических монет наиболее важную функцию денег — функцию меры ценности — выполняли различ­ные товары, которые служили также средством обмена. Сами они не использовались в операциях обмена, коль скоро обмениваемые товары могли оцениваться по отношению к ним. Бартерные и даже кредитные сделки осуществлялись на этой основе задолго до появления чеканной монеты. Однако монета в огромной степени упростила коммерческие операции и способствовала вовлечению в орбиту рыночных отношений индивидов и групп, которые в про­тивном случае продолжали бы существовать в рамках натурально­го хозяйства.

Как и в случае большинства изобретений Древнего мира, исто­рии не известен изобретатель монеты. Самые ранние из сохранив-

52

шихся до наших дней монет, датируемые VII в. до н. э., происхо­дят из Малой Азии. Легенды приписывают их изобретение Мида-су, царю Фригии, чье прикосновение превращало предметы в зо­лото, и Крезу, баснословно богатому царю Лидии, который был казнен Киром Великим, приказавшим залить ему горло расплав­ленным золотом. Однако, вероятнее всего, монеты были изобрете­ны каким-нибудь купцом или банкиром одного из греческих горо­дов на побережье в целях рекламы. В любом случае, их потенци­ал и для получения доходов, и для повышения престижа был вскоре признан правительствами, которые сделали чеканку моне­ты государственной монополией. Изображение правителя или символа города (например, совы Афины), отчеканенное на моне­те, удостоверяло не только чистоту металла, но и авторитет того, кто ее выпустил.

Самые ранние монеты чеканились из электрона, природного сплава золота и серебра, добывавшегося в долинах Анатолии, но из-за различий в содержании золота и серебра в электроне ему предпочитались чистые металлы. Хотя чеканились и золотые, и серебряные монеты, серебра было больше и оно было более прак­тичным для использования в торговых сделках. Ведущая роль Афин в V в. до н. э. в торговле и культуре также способствовала преимущественному употреблению серебра, по крайней мере, среди греков; на самом деле эти два явления были связаны между собой. Принадлежащие Афинам серебряные Лаврионские рудники на полуострове Аттика давали средства для строительства триер. Новый тип военного корабля решил исход борьбы греков с перса­ми, что обеспечило Афинам гегемонию в Афинском морском союзе, а Эгейское море и близлежащие территории фактически превратились в Афинскую империю. Серебро Лавриона также по­могало финансировать перманентно пассивный баланс афинской торговли (другим важным источником финансовых поступлений были морские перевозки и финансовые операции), и тем самым косвенно способствовало строительству огромных общественных зданий и памятников, составивших славу Афин. Таким образом, «Золотой век» Афин стал возможен благодаря серебру Лаврион-ских рудников.

Греческие города истощили свои силы в междоусобной борьбе, но завоевания Александра Македонского распространили гречес­кую (или эллинистическую) культуру по всему ближнему и Сред­нему Востоку. Хотя империя Александра распалась после его смерти, культурное и экономическое единство сохранилось. На греческом языке говорили на пространстве от Великой Греции до Инда. Греки занимали гражданские должности в государствах — преемниках империи Александра, а греческие купцы основывали свои торговые склады во всех важнейших городах. Александ­рия — возможно, самый большой город мира до возвышения Рима, с населением, превышавшим 500 тыс. человек, — была фактически греческим городом, являвшимся наиболее важным

53

торговым центром того времени. Через его рынки проходил не только традиционный экспорт Египта (пшеница, папирус, льня­ные ткани, стекло и т.д.), но и сотни видов товаров — как тради­ционных, так и экзотических — из различных частей света, вклю­чая слонов, слоновую кость и страусиные перья из Африки, ковры из Аравии и Персии, янтарь с Балтики, хлопок из Индии и шелк из Китая. Простое перечисление этих товаров говорит о масштабах организации торговли.