Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
камерон краткая история.doc
Скачиваний:
1860
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
12.91 Mб
Скачать

«Промышленная революциям: неправильное употребление термина

Возможно, ни один термин из лексикона экономических исто­ков не употребляется более широко, чем термин «промышлен­ная революция». Это весьма печально, поскольку сам термин не имеет сколько-нибудь прочного научного обоснования и способст­вует неправильному представлению о сущности экономических из­менений. Тем не менее, более ста лет он применялся для обозна­чения того периода британской истории, который стал свидетелем применения машин в текстильной промышленности, введения па­рового двигателя Джеймса Уатта и «триумфа» фабричной систе­мы организации производства. По аналогии этот термин приме­нялся также к начальному этапу индустриализации в других стра­нах, хотя и без общего согласия относительно датировок.

Выражение revolution industrielle было впервые использовано в 1820-х гг. французскими авторами, которые, желая подчеркнуть важность механизации французской хлопчатобумажной промыш­ленности, которая происходила в то время в Нормандии и на се­вере страны, сравнивали ее с великой политической революцией 1789 г. Вопреки широко распространенному мнению, Карл Маркс не использовал этот термин в его общепринятом смысле. Термин получил распространение только после публикации в 1884 г. «Лекций по промышленной революции в Англии» Арнольда Тойнби. Тойнби был социальным реформатором, а не ученым, и его главный интерес заключался в борьбе с моральной деграда­цией британского рабочего класса, которая, по его мнению, имела место1. Приглашенный читать лекции в Оксфорд, он посвятил их взаимосвязи экономических событий с экономической политикой, особенно с появлением политики laissez-faire, которую он считал губительной для рабочих. Тойнби не подготовил свои лекции для публикации, и они были изданы по записям одного из его студентов и последователей после преждевременной смерти ав­тора в 1883 г. Тем не менее, книга стала бестселлером, и выра­жение «промышленная революция» немедленно было подхвачено публикой.

Ранние описания этого феномена подчеркивали роль «великих изобретений» и драматическую природу перемен. Вот что было сказано в учебнике 1896 г.: «Перемены... были неожиданными и радикальными. Все великие изобретения были сделаны в сравни­тельно короткий промежуток времени... Менее чем через 20 лет

1 «Наша цель состоит в том,., чтобы улучшить положение основной массы населения» (Toynbee A. Lectures on the Industrial Revolution in England: Popular Addresses, Notes and Other Fragments. 1884. P. 150). Арнольд Тойнби, о котором мы ведем речь, был дядей несколько более известного Арнольда Дж. Тойнби, автора книги «Постижение истории».

205

206 великие изобретения Уатта, Аркрайта и Боултона были внедрены в производство, сила пара привела в движение новые станки, и сформировалась современная фабричная система». Э.П.Ашер сухо охарактеризовал это описание как выражение «наивысшей формы исторической неточности»1. Ранние интерпретации также подчеркивали отрицательные последствия внедрения новых мето­дов производства. Хотя рост производительности в результате ис­пользования механической энергии и машин признавался, в боль­шинстве работ подчеркивались такие факторы, как использование детского труда, вытеснение квалифицированных ремесленников машинами и нездоровые условия жизни людей в новых фабрич­ных городах. На протяжении длительного времени для большин­ства людей термин «промышленная революция» имел негативный оттенок.

Серьезные ученые осознавали неадекватность термина и про­тестовали против его употребления, но безуспешно. Еще в 1919 г. Ашер писал: «Термин овладел умами, и, несмотря на неверное значение, он без сомнения займет свое место в литературе», в связи с чем «его интерпретация становится все более и более не­обходимой»2. В 1924 г. Джордж Анвин писал: «когда, оглядыва­ясь назад, мы видим, что "революция" идет на протяжении двух веков и что ее подготовительный период составлял еще два столе­тия,., мы можем усомниться в самом термине... Хотя в момент своего появления он и был достаточно полезен, но до настоящего времени он использовался неверно»3.

Датировка, приведенная в «Лекциях» Тойнби, — 1760 — 1820 гг. — была произвольно привязана ко времени правления Георга III, о котором Тойнби, собственно говоря, и был пригла­шен читать лекции. Некоторые ученые, сознавая, что традицион­ные трактовки переоценивали скорость изменений, указывали на необходимость определить более длительный период «револю­ции», которая, по их мнению, происходила с 1750 г. по 1850 г. (датировка не менее произвольная), а подчас раздавались аргу­менты против задания какой-либо конечной даты вообще. С дру­гой стороны, Джон Неф, который назвал идею промышленной ре­волюции «принципиально ложной», считал, тем не менее, что «беспрецедентное ускорение промышленного прогресса началось не в 1750 г. или 1760 г., а в 1780-х гг.»4. Точка зрения Нефа

1 Usher A.P. An Introduction to the Industrial History of England. Boston; New York, 1920. P. 249.

2 Ibid.

3 Unwin G. Studies in Economic History: The Collected Papers / R.H.Towney (ed.). London, 1927. P. 15.

4 Nef J.U. Western Civilization since the Renaissance: Peace, War, In­dustry and the Arts. New York, 1963. P. 276, 290. Сначала Неф в качестве отправной даты предложил 1785 г. (The Industrial Revolution Reconsid­ered // Journal of Economic History. 1943. № 3. May).

207 была поддержана Уолтом Ростоу; ей даже была придана аура вы­сокой точности, когда Ростоу определил 1783 — 1802 гг. как пери­од «взлета» (take-off) Англии1.

1 Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. Cambridge, 1960. P. 38.

207 (Выражение «take-off» -«взлет», т.е. переход к самоподдерживающемуся экономическому росту, выдвинутое и популяризированное Ростоу, является по су­ществу псевдонаучным заменителем выражения «промышленная революция» и в равной степени вводит в заблуждение.)

207 Несмотря на эти попытки расширить или сократить период «революции», определение ее дат получило санкцию такого авто­ритета, как Т.С.Эштон, наиболее известного историка экономики Англии XVIII в. Это вдвойне парадоксально, поскольку Эштон, в отличие от большинства своих предшественников, рассматривал достигнутый результат скорее как «достижение», а не «катастро­фу», и поэтому не испытывал особенного восторга по поводу рас­сматриваемого термина. Сам Эштон писал: «Изменения затронули не только промышленность, но также социальную и интеллекту­альную сферы. Слово "революция" подразумевает внезапность из­менений, которая в реальной жизни не является характеристикой экономических процессов. Система человеческих отношений, ко­торую иногда называют капитализмом, стала складываться задол­го до 1760 г. и получила свое полное развитие гораздо позднее 1830 г. Существует опасность проглядеть очень важный момент преемственности» 2.

2 Ashton T.S. The Industrial Revolution, 1760-1830. Oxford, 1948. P- 2. Даты в названии, а возможно, и само название его книги были вы­браны издателем, для которого труд Эштона был одной из книг хроноло­гической серии.