Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тимошенко, Леоненко Работа с телом.doc
Скачиваний:
265
Добавлен:
31.10.2018
Размер:
1.9 Mб
Скачать
  1. Классификация базовых личностных проблем по в.Баскакову

Базовые проблемы в телесно-ориентированной психотерапии.

Одна из известных в нашей стране категоризаций телесной проблематики принадлежит создателю метода танатотерапии, психологу В.Баскакову. Эта классификация известна под названием базовых проблемы телесно-ориентированной психотерапии. Основана она на описании наиболее типичных психологических проблем и соотнесении их с определенными частями человеческого тела, где они, по мнению автора классификации, «проживают».

Таких базовых проблем В.Баскаков выделяет четыре – сверхконтроль, проблема контактов, сексуальные проблемы и проблема опор.

Сверхконтроль. Эта проблема, как легко догадаться, существует в голове человека и воплощает в себе избыточный самоконтроль. Бессмысленно доказывать необходимость самоконтроля в социальной жизни человека – в сущности, это вообще единственный механизм, способный обеспечить адаптацию в обществе. Именно в действии самоконтроля проявляется такое глобальное умение человека, как умение совершать произвольные действия.

Но тогда чем же сверхконтроль отличается от самоконтроля и что в нем, собственно говоря, плохого? Оказывается, все очень просто. Самоконтроль - всего-навсего инструмент, то есть некая способность, от использования которой человек может отказаться в любой момент, как только надобность в ней будет исчерпана. То есть в определенной ситуации человек говорит себе: «Будь внимателен и думай, что говоришь и что делаешь» - и ему это действительно удается. Затем ситуация меняется, он оказывается среди родных и понимающих его людей, и это вполне позволяет человеку отказаться от избыточной сдержанности. Инструмент исправен.

Сверхконтроль же - он потому и «сверх», что отключить его не удается даже в случае крайней необходимости. Женщина только что спорила со своим мужем, и сдержанность была ей необходима, дабы не дать волю сиюминутному раздражению. Но вот спор окончен, супруги оказываются в постели - самое время отключить любой контроль... Но - не тут-то было. Прежняя сдержанность работает как сломанный выключатель, в любом положении которого свет продолжает гореть.

Столь же губителен сверхконтроль и во всех прочих сферах человеческой жизни, где главенствуют чувства. Легко ли по-настоящему влюбиться человеку с ярко выраженным сверхконтролем? А способен ли такой человек дать волю своему творческому воображению? И может ли он прислушаться к собственной интуиции? Да мало ли чего еще он не может!..

Можно сказать, что такой человек по какой-то причине осознанно или неосознанно воспринимает окружающую вас ситуацию как небезопасную и, дабы избежать реальных – или, что бывает намного чаще, мнимых – опасностей, пытается контролировать все происходящее. И чем больше он будет знать о происходящем, тем спокойнее ему будет – или, по крайней мере, кажется, что будет спокойнее. И он напрягает все имеющиеся в его распоряжении мышцы так же, как животное в угрожающей ситуации, когда срабатывает ориентировочный рефлекс. Но животное-то при этом способно реагировать только на реальный стимул, сигнализирующий о возможной опасности! При этом, получив необходимую информацию о ситуации, животное либо успокаивается, либо пускается наутек, либо изготавливается к бою. Человек же реагирует на некий внутренний сигнал, заставивший его оценить имеющееся положение вещей как угрожающее, и потому разрешение ситуации оказывается невозможным в принципе.

Проблема контактов. Эта проблема соотносится с плечами, грудью и в первую очередь – с руками человека. Понятно, что сам по себе контакт – никакая не проблема, а исключительно приятное и даже необходимое в полноценной жизни событие. Что же должно с ним произойти, чтобы он стал проблемой? В принципе, ответ на этот вопрос в рамках рассматриваемой классификации достаточно очевиден: любое действие становится проблемой, когда совершается не так, как человек того хочет. В приложении к теме контактов это обозначает, что человеку не удается вступать в те контакты, которые были бы для него желательны, а те, которые у него и имеются, устроены совсем не так, как он хотел бы.

Почему проблема контактов в классификации В.Баскакова соотнесена именно с руками? Потому что руками мы делаем практически все. Руками можно построить или сломать, можно погладить или ударить, взять или отдать... И любое, самое малейшее их движение не бывает случайным. Причем интересно то, что, если ноги в силу нашего прямохождения вынуждены в той или иной мере постоянно напрягаться, то руки в принципе должны выходить из состояния покоя, только когда выполняют какую-либо работу. Однако у большинства людей, когда они находятся в состоянии бездеятельности (во всяком случае, внешней), руки что-нибудь делают. И даже если руки все-таки ничем не заняты, то само их положение зачастую с точки зрения распределения энергии оказывается «избыточным» - об этом уже много говорилось в главе, посвященной диагностическим аспектам клиентской работы.

Сексуальные проблемы. Секс сам по себе, опять же, никакой проблемой не является – совсем наоборот, это занятие исключительно приятное и чрезвычайно украшающее жизнь. Так что же делает секс проблемой? Самый простой и все же самый глобальный ответ – несовпадение «хочу» с «могу» во всех мыслимых вариантах. «Хочу, но не могу», «могу, но не хочу», «хочу с этим человеком, но с ним не могу (например, он не хочет)», «хочу и могу, но не знаю, с кем», «хочу, но не могу это проявить», «хочу дольше (или чаще), но не могу», «хочу получать от секса настоящее удовольствие, но не могу»… Список можно продолжать почти до бесконечности. И живут все эти несовпадения у человека, как легко догадаться, в тазовой области.

Человек, имеющий в сексуальной сфере те или иные проблемы, просто не способен иметь свободный, раскованный – но отнюдь не расхлябанный! - таз. И причина тому проста: в той области тела, потребности которой по тем или иным причинам оказываются неудовлетворенными, естественным образом скапливается большое количество не потраченной на их удовлетворение энергии. Таз в такой ситуации просто не может быть ненапряженным. Возможен и другой вариант – человек «посылает» в тазовую область для удовлетворения соответствующих потребностей недостаточное количество энергии. И как тогда таз может быть не расхлябанным?

С этой точки зрения очень интересно обратить внимание на танцевальные движения в различных культурах – интересно, например, сравнить свободные и разнообразные движения женских бедер в знаменитом арабском танце живота со скульптурно-неподвижными телами грузинских танцовщиц, или, скажем, широкие, размашистые и резкие па латиноамериканской самбы с романтически грациозными движениями европейского вальса.

Что же – помимо общей скованности – происходит в области напряженного таза, наполненного нереализованной сексуальной энергией? Понятно, что за счет избыточного напряжения мышц в этой области в организме вполне могут возникнуть чисто медицинские проблемы той или иной степени серьезности и выраженности. Кстати, изначально танец живота возник вовсе не как сценическое действо, а исключительно как профилактика заболеваний органов так называемого «малого таза» – женских болезней, если говорить на бытовом языке. И, между прочим, в арабских странах, где до сих пор – хотя, конечно, намного реже, чем раньше, когда население еще не было так испорчено существованием куда более легкого медикаментозного лечения – количество этих болезней существенно ниже, чем в иных регионах.

У людей с чрезмерно расслабленным тазом проблемы иные. Конечно, существует и совершенно особый вариант нарочитого раскачивания совсем не расслабленным тазом, как, например, у профессиональных манекенщиц или у тех, кто в какие-то моменты стремится создать определенный образ. Но такие движения бедер требуют специальных усилий, а, значит, таз в этом случае никак нельзя назвать избыточно расслабленным.

Проблема опор. Понятие опор в телесно-ориентированной психотерапии – и в первую очередь в классификации базовых проблем – соотнесено с ногами, то есть с основными (но не единственными) физическими опорами человека.

С ногами связано много и поговорок, и проблем. Помните: «от страха коленки дрожат» или «от страха сердце в пятки ушло»? Причем психологический смысл этих выражений самым тесным образом связан с тем, что скрыто в поговорке «крепко стоять на собственных ногах». Понятно, что наши ноги - это опоры, это возможность почувствовать, что нам есть на что опереться в этой жизни, это уверенность в себе и в окружающем мире. А когда опоры и уверенности нет, появляется чувство незащищенности - и, конечно же, страх.

Но человеческое тело изо всех сил старается помочь своему обладателю во всем, что бы он ни делал. И недостаточность чувства уверенности ноги по мере возможности пытаются компенсировать: пример с классическим «морским» раскачиванием при ходьбе известен всем, и смысл это раскачивание имеет тот же самый - за счет пружинистых движений помочь моряку удержать равновесие на уходящей из-под ног палубе. Кстати, для того чтобы в любой, самой сложной или даже катастрофической ситуации сохранять равновесие, человеку необходимо быть достаточно расслабленным. Иначе успеть перенести вес на оптимальную в данном случае опору скорее всего просто не удастся. Любой мало-мальски опытный водитель знает: для того, чтобы успеть среагировать на любую неожиданную ситуацию на дороге, руки на руле должны быть максимально расслаблены.

Но и этого еще не достаточно для того, чтобы наша опора была надежной. Представьте себе, что вы идете по льду. И даже допустим, что вы идете на вполне расслабленных ногах. И тут вы поскальзываетесь… Конечно, человеку, идущему на ненапряженных, а, значит, максимально готовых к мгновенному реагированию ногах будет намного легче, чем любому другому, сохранить равновесие в этом случае. Но почему вообще возникла подобная ситуация? Ответ прост и известен из физики: по причине недостаточности сцепления двух поверхностей. Так вот в телесно-ориентированной психотерапии роль такого «сцепления» играет наша чувствительность – иначе говоря, способность тонко ощущать поверхность того, на что мы опираемся. Причем здесь для нас важен как прямой, так и переносный смысл этого выражения – речь идет не только о физической опоре, но и о любой другой.

Речь идет и о метафорическом понимании опоры – чего-то, на что необходимо – или во всяком случае очень хочется – опереться в жизни. То самое надежное плечо друга (хотя фраза из старой песни «Друг мой – третье мое плечо» порождает какие-то не вполне эстетичные зрительные образы …), верный и порядочный муж, за которым женщина как за каменной стеной, «родительский дом – начало начал» и все прочее в том же духе. Опираясь на другого человека, чрезвычайно важно чувствовать малейшие изменения в его состоянии – иначе такую опору надежной никак не назовешь.

Анализ предлагаемого подхода. Классификация базовых проблем В.Баскакова довольно удобна в практической психотерапии, потому что она дает достаточное количество возможностей работы с телом как на языке тела, так и на языке сознания. Ее удобно предъявлять клиенту при изложении диагностической версии терапевта, потому что она имеет много очевидных даже для непрофессионала подтверждений в самой структуре русского языка и народном фольклоре. Тем не менее, она с очевидностью может быть причислена к феноменологическим подходам, так как ни одна из описанных базовых проблем не соотнесена ни с конкретным периодом психомоторного развития человека, ни со своим специфическим механизмом ее возникновения. Неясным остается и то, на какой модели личности основывается автор рассматриваемой классификации, и то, как он представляет себе здоровое личностное функционирование.

С другой стороны, при внимательном рассмотрении становится ясно, что даже при ее очевидной ориентации на типичные клиентские запросы, выделенные в ней проблемы в очень значительной степени перекрывают друг друга. Например, возникновение сексуальных проблем может совершенно напрямую зависеть как от наличия проблем в сфере контактов, так и от недостаточности опор или выраженного сверхконтроля, что делает чрезвычайно затруднительным сколько-нибудь точную диагностику и построение прицельной психотерапевтической стратегии. Возможно, происходит это потому, что предложенная классификация не включает в себя представления о механизмах возникновения описанных нарушений.

Впрочем, все это можно объяснить и тем, что автор и не ставил своей целью создание целостного психотерапевтического метода или даже подхода.