Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тимошенко, Леоненко Работа с телом.doc
Скачиваний:
265
Добавлен:
31.10.2018
Размер:
1.9 Mб
Скачать
  1. Пластичность поведения терапевта

Еще одним чрезвычайно важным и эффективным инструментом работы терапевта – в строгом соответствии, впрочем, с самим значением слова «психотерапия» - является само его поведение, а точнее говоря, его адекватность и изменчивость.

Такая изменчивость сама по себе может считаться терапевтичной. С одной стороны, занимая различные позиции и действуя различным образом, терапевт адресуется и к разным сторонам личности клиента, что является работой с аутентичностью клиента. А с другой стороны, постоянно меняющиеся, непредсказуемые (что, кстати, вовсе не обозначает необъяснимые) действия терапевта моделируют для клиента изменчивость и пластичность внешних условий и становятся деятельностью, направленной на работу с его адаптивностью. Мы ведь помним, что в психотерапии взаимодействие между терапевтом и клиентом является по своей сути моделью взаимодействия клиента с окружающим миром, в роли которого и выступает терапевт.

С этой точки зрения очень важно, чтобы поведение терапевта в разные моменты сессии и целостного терапевтического процесса должно предоставлять клиенту возможности как отпустить себя в самоценный процесс, так и взаимодействовать в условиях жесткой структуры, различных правил игры и условий. Это обозначает, что в какие-то моменты терапевт ведет сессию в «процессуальном» режиме, в котором нет никаких определенных правил и критериев - а в другие добивается от клиента точного следования заданным условиям. Примером первого варианта поведения терапевта может быть гибкое следование за клиентом в его рассказе или в каком-либо телесном взаимодействии, а примером второго – побуждение клиента к точному ответу на заданный ему вопрос именно в том формате, который этим вопросом предполагается.

Другой задачей, которая может быть решена за счет изменчивости поведения терапевта, может быть получение доступа к дополнительной энергии клиента. Этот прием знаком всем опытным ораторам: когда аудитория начинает «терять внимание», такой оратор обязательно сменит стиль изложения, предложит неожиданный поворот темы или вообще сменит ее, пошутит и т.д. Основанием для такой тактики является все тот же глобальный феномен физиологической адаптации – неизменный стимул перестает замечаться.

Кроме того, пластичность поведения терапевта очень важна для клиента и с точки зрения воплощения представления о гармоничном способе существования. Ведь гармоничный человек неизбежно является в достаточной мере пластичным – поскольку реальная и бесконечная изменчивость окружающего мира неизбежно находит свое отражение и в его поведении.

Отдельным вопросом должна стать тактика смены варианта поведения терапевта. Первая – и наиболее очевидная – закономерность такой смены коренится в самом различии задач работы на разных этапах терапевтического процесса. Понятно, например, что на первом этапе поведение терапевта должно быть максимально комфортным для клиента – однако все же не до той степени, чтобы тот полностью расслабился: мы же с вами помним, что для эффективной работы необходим определенный тонус клиента. Зато, скажем, на четвертом этапе – этапе дезинтеграции – взаимодействие по определению перестает быть безопасным для клиента. Соответственно меняется и поведение терапевта – ведь оно становится препятствием для клиента в том, чтобы использовать в своем поведении привычные неконструктивные паттерны.

Вторая – и тоже очевидная – закономерность состоит в том, чтобы стиль поведения терапевта точно соответствовал бы позиции (например, поддерживающей или провокативной), выбранной в данный конкретный момент терапевтом.

Для телесно-ориентированного психотерапевта пластичность поведения обозначает еще и очень точный и тонкий контакт с собственным телом. Особую значимость это приобретает в моменты непосредственного телесного взаимодействия с клиентом. В таких ситуациях бессмысленна и даже вредна любая имитация, поскольку она является для клиента небезопасной. Ведь при работе с телом само тело терапевта является инструментом психотерапевтического воздействия – в качестве и реагирующего на любые телесные проявления клиента отражения, и средства побуждающего воздействия, и некоего образца (в тех случаях, когда терапевт показывает клиенту способ выполнения какого-либо конкретного упражнения). Телесно-ориентированному психотерапевту необходимо обладать и своего рода актерскими умениями – для тех ситуаций, когда необходимо попытаться продемонстрировать клиенту его способ совершения каких-либо действий. А если вспомнить, что многие упражнения клиенту бывает весьма непросто выполнить из-за страха быть смешным (это могут быть и упражнения, связанные с голосом, и всякого рода имитационные действия), то способность терапевта самому проделать все предлагаемое клиенту оказывается просто категорически необходимой. А поскольку уже говорилось о том, что имитация собственной телесной свободы терапевтом никакого позитивного смысла решительно не имеет, то становится понятно, что речь идет об очень высокой степени собственной проработанности терапевта.