Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крадин_Политическая антропология-3.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава 3

Власть и традиционное господство

101

предгосударственных обществ в ранние государства только с возникно­вением широкой торгово-обменной сети, а власть элиты больше зави­села от управления экономикой и контроля над вооружением (Kipp, Schortman 1989).

Контроль над ремесленным производством

Развитие внешнего обмена интенсифицирует и контроль над изго­товлением предметов престижного потребления, которые правители традиционных обществ использовали как для своих личных нужд, так и для внешнего обмена (Brumfiel, Earle 1987; Earle 1987). Этому имеет­ся множество археологических и этнографических примеров. В то же время не следует забывать, что ремесленное производство в вождест-вах было развито еще сравнительно слабо и, следовательно, вожди могли осуществлять контроль только над производством небольшого числа наиболее престижных предметов.

Еще до изобретения металлургии правители вождеств стремились контролировать производство орудий труда. В поселениях индейцев-камилюи обсидиановые орудия распределяются так, что большинство их концентрируется в пределах хозяйств элиты. Тробрианские вожди следили за импортом каменных ресурсов, применявшихся для изготов­ления топоров.

Важные изменения произошли с началом изготовления железных орудий труда. В результате распространения черной металлургии на обширных пространствах Европы, Азии и Африки стало возможным развитие земледельческой экономики, формирование вождеств и ран­ней государственности. С этого времени начинает фиксироваться кон­троль над металлическим производством и распределением орудий труда.

Английский археолог Колин Ренфрю учел роль ремесленного фак­тора в своей теории образования цивилизации, разработанной им на примере архаической Греции. Согласно данной теории, генезис и после­дующий рост эгейской цивилизации обусловлены наличием двух взаи­модополняющих сфер деятельности (для удобства анализа он рассма­тривает их как независимые «идеальные модели») — «питательно-реди-стрибутивной» и «ремесленно-имущественной». Вторая модель демон­стрирует, как материальное благосостояние элиты и социальная стра­тификация в эгейском обществе оказываются зависимыми от способ­ностей верхов контролировать ремесленную деятельность по производ­ству высокопрестижных изделий и предметов вооружения (Renfrew 1972).

Вожди всегда стремились сделать подконтрольным изготовление оружия. В первую очередь это касается металлических и трудоемких предметов вооружения. Известны также попытки вождей подчинить своему влиянию и гончарное производство. Вообще исследования спе-

циалистов показывают, что тенденция к установлению контроля над ремесленным производством — столь же универсальная черта в эволю­ции вождеств, как и контроль над внешним обменом и торговлей.

Контроль над изготовлением значимых технологий мог достигать­ся и посредством прямого вовлечения элиты в ремесленное производ­ство. Не случайно в ряде регионов мира (Скандинавия, Британия, По­линезия, Южная Африка и проч.) вожди и короли должны были вла­деть наряду с другими необходимыми им качествами и кузнечным ремеслом, а в Полинезии вожди практиковали и такую престижную форму ремесленной деятельности, как изготовление лодок и резьбу по слоновой кости.

Каково было соотношение между контролем над изготовлением орудий производства и контролем над производством предметов пре­стижного потребления в структуре традиционной власти? Это непро­стой вопрос, поскольку и оружие, и средства труда, и предметы пре­стижного потребления были одинаково значимы для жизнедеятельно­сти общества. В этой связи нельзя не отметить интересную гипотезу Ю.В. Павленко (Павленко 1985; 1989), согласно которой контроль элиты над производством предметов престижного потребления (группа Б) до­минировал в вождествах и ранних государствах номового (протономово-го) типа, где производство прибавочного продукта главным образом за­висело от системы организации труда (строительство ирригационных сооружений и т. д.), а не от качества орудий труда (субтропики, райо­ны «великих рек»). Напротив, в тех районах, где интенсификация сель­ского хозяйства зависела в большинстве случаев от технологических инноваций — использования железных орудий труда (умеренные, тро­пические зоны), более важным представлялся контроль вождей над ремесленным производством средств производства (группа А).

Война и военно-организационные функции

Война является еще одним важным фактором, который потенциаль­но способствует политогенезу. Изначально она была включена еще в концепцию Г. Спенсера, который полагал, что война являлась как ме­ханизмом эндогенного развития, так и способствовала подчинению одних обществ другими. Последнее мнение впоследствии вылилось в особую «завоевательную» теорию, согласно которой государство возни­кало как следствие внешней экспансии более сильных групп (Л. Гумп-лович, Ф. Оппенгаймер, К. Каутский, Г. Кунов и др.). Большая роль этого фактора в эволюции вождеств и ранних государств отмечалась многими более поздними исследователями.

Едва ли не самая популярная по цитированности концепция — зна­менитая «ограничительная» теория Роберта Карнейро. Изначальной точкой отсчета для Карнейро выступает богатая ресурсами террито­рия, окруженная малопродуктивными землями и географическими препятствиями. Примерами этого являются территории вокруг Нила,

102