Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крадин_Политическая антропология-3.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава 4

От первобытности к государству

127

используют термины «соплеменность», «максимальная община», «скопле­ние локальных групп», «первичное племя», «децентрализованное племя», «сегментарное племя» и т. д.

Быть может, одна из наиболее удачных характеристик такой фор­мы социальной организации была сделана на примере нуэров Восточ­ной Африки Эвансом-Причардом (Эванс-Причард1985). К трем класси­ческим признакам племени (общее название, общая территория и общее самосознание) Эванс-Причард добавил еще два: моральное обя­зательство улаживать вражду внутри племени путем посредничества и моральное обязательство объединяться в войне против других пле­мен и народов. Численность племен у нуэров колеблется в пределах примерно от 10 тыс. чел. до 40—50 тыс. чел. В соответствии с генеалогией старшинства все племена разбиты на два или три подраздела, которые в свою очередь делятся на более мелкие подразделения, вплоть до отдель­ных деревень. Фракции организовывались на основе сегментарной оппо­зиции линиджей, кланов и племен, в результате чего индивид в кон­фликте поддерживался более близкими по родству группами против дальних родственников. Однако компания родных братьев в оппозиции к своим двоюродным родственникам в семейных конфликтах могла объ­единиться с ними в борьбе против чужаков. В случае вторжения другого племени все линиджи и кланы могли объединшъся вместе, чтобы проти­востоять противнику сообща. Никаких общеплеменных органов управ­ления не существует. Единственная политическая фигура — «вождь в леопардовой шкуре», выполняющий при конфликтах функции посредни­чества.

«Вторичная» форма племени являлась политически более интегри­рованной структурой и имела зародышевые органы общеплеменной власти: народное собрание, совет старейшин и военных и/или граждан­ских вождей. В несколько идеализированном виде подобный тип обще­ства был обрисован Люисом Морганом на примере ирокезов в его кни­гах «Лига ходеносауни, или ирокезов» (1851; рус. пер. 1983) и «Древнее общество» (1877; рус. пер. 1934). Морган выделил следующие призна­ки ирокезского племени: единые территория, название, диалект языка, верования и культы, право утверждать и смещать мирных вождей-сахемов, военачальников и прочих. Племена делились на две экзогамные группы — фратрии, последние состояли из родов и более мелких структурных подразделений. Всего было пять племен ирокезов. Они могли выставить в совокупности 2200 воинов.

В племенной совет входили вожди родов, военачальники, пожилые женщины. Все заседания проходили публично, в присутствии взрослых членов племени. На совете решались споры между родовыми подразде­лениями, объявлялись войны и заключались мирные соглашения, урегу­лировались отношения с соседями, выбирались вожди. Кандидатура на должность сахежа выдвигалась по представлению самой старшей жен­щины из числа пожилых воинов, отличившихся в войнах, — обладавше­го репутацией щедрого и мудрого человека. Однако кандидатура мог-

ла быть выдвинута только из представителей одной и той же овачиры — экзогамного матрилинейного подразделения рода. После утверждения на племенном совете и на совете конфедерации сахем получал символ своей власти — рога. Если он не справлялся со своими обязанностями, то ему «обламывали рога» — лишали его священного статуса.

Племена объединялись в лигу. Высшим органом управления лиги был совет. На заседаниях решались военные и гражданские вопросы, прово­дились траурные обряды и избирались новые вожди, производились религиозные церемонии и праздники. Заседания совета также проходи­ли публично. Всякий из ирокезов мог высказывать свою точку зрения. Однако решения мог принимать только совет. В его состав входили 50 сахемов и их помощники, два военачальника, вожди Сосны. Число сахе-мов, выдвигаемых от племен, не было одинаковым. Самое старшее по генеалогии племя онондачей имело в совете 14 сахемов, только из них выбирался верховный вождь конфедерации. Военачальники избирались из племени сенека. Вожди Сосны избирались из числа простых ирокезов в соответствии с их личными заслугами и являлись выразителями основ­ной массы населения (Аверкиева 1974: 171—250).

Этнографическими примерами «вторичных» племен могут также считаться многие из обществ кочевников-скотоводов Северной Афри­ки и Евразии (арабы, туареги, пуштуны и др.). Эти племена делились на отдельные роды (кланы), которые в свою очередь дробились на бо­лее мелкие родственные подразделения, вплоть до небольших общин или домохозяйств. Племенные вожди, как правило, избирались, но из одного и того же рода. В обязанности вождей могли входить следую­щие задачи: организация военных походов и распределение добычи, ру­ководство перекочевками, разрешение споров по поводу территорий, угону скота, нарушения обычаев, членовредительству и убийствам и проч. У одних номадов (белуджи, туареги) вожди занимались отправле­нием всех функций, у других — могло быть, например, разделение на гражданских и военных вождей (бедуины). Но власть вождей была не­велика. Они не обладали иной возможностью воздействия на соплемен­ников, кроме как силой собственного убеждения, авторитетом или, на­конец, угрозами применения своих магических способностей. Их власть также зависела от интересов отдельных родов. Наконец, несо­гласные всегда могли покинуть чересчур жестокого или неудачливого вождя.

Начиная с 1960-х годов взгляд на племя как на универсальный ин­ститут первобытной эпохи был подвергнут в западной антропологии критике. В настоящее время большинство зарубежных исследователей придерживаются точки зрения Мортона Фрида, согласно которому племена возникали только как следствие внешнего давления развитых государственных обществ на безгосударственные, и такая форма соци­альной организации имеет исключительно вторичный характер. Та­ким образом, согласно данному мнению, «племя» не включается в обя­зательный перечень форм политической организации от локальных