Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крадин_Политическая антропология-3.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава 4

От первобытности к государству

123

возникли возрастные статусы, имущественная и социальная дифферен­циация, появились зачатки власти старейшин. На основе родственных, брачных, экономических, культурных, идеологических и других прин­ципов общины объединялись в неустойчивые надобщинные образова­ния (в том числе в племена).

Лидерство w

Археологические критерии (различия в размерах жилищ и находках, дифференциация захоронений по обряду и инвентарю, появление пред­метов, символизирующих власть, и проч.) свидетельствуют о появлении на данной стадии социальной эволюции неравенства, сложной системы общественных статусов. К сожалению, археология мало что может ска­зать о конкретных формах лидерства. Однако по этнографическим ма­териалам можно представить, каким мог быть лидер данного времени.

Для ранних и развитых земледельческих обществ характерен широ­кий спектр форм политического лидерства (Sahlins 1963: 285—303). На одном полюсе — лица, которые обладали только индивидуальным авто­ритетом и могли лишь эпизодически влиять на поступки соплеменников. Их лидерство могло достигаться с помощью различных личных качеств: физической силы, агрессивности, хозяйственных и организационных на­выков, способности урегулировать конфликты, умения убедить сороди­чей, везения, владения тем или иным редким ремеслом, военных заслуг и т. д.

В разных обществах значение этих качеств было неодинаковым. Даже в пределах одного региона можно обнаружить значительные вариации. Так, в Новой Гвинее в одних обществах лидерами станови­лись наиболее авторитетные воины, в других — лучшие земледельцы, в третьих — наиболее искусные ораторы и др. В целом функции пред­водителей этого типа примерно сопоставимы с обязанностями лидеров обществ охотников-собирателей.

Одним из примеров подобного предводительства является вождь у индейцев юго-западной Бразилии намбиквара. Намбиквара чере­дуют охоту и собирательство с подсечно-огневым земледелием. Тер­мин, обозначающий предводителя, переводится с их языка как «тот, кто объединяет». Лидер руководит охотой, рыбной ловлей, земле­дельческими работами, строительством сезонных поселков. Его позиции основываются на личном авторитете. Но если предводитель является плохим организатором, недовольство членов группы посте­пенно растет и семьи одна за одной покидают его деревню (Леви-Стросс 1984). Еще один пример — «вождь в леопардовой шкуре» скотоводов нуэров, живущих в верховьях Нила. Его реальное поло­жение мало чем отличается от положения других общинников. Единственное, что внешне выделяет его, — знаменитая леопардовая шкура. Статус вождя связан с выполнением посреднических функ-

1 ций при урегулировании конфликтов между представителями раз-,,, личных родственных групп. Его задача — убедить враждующие сто-;-,. роны не устраивать кровную вражду, а ограничиться выкупом. Од-г! нако никакой реальной власти у вождя нет. Поэтому ему приходится

, прибегать к уговорам или к угрозам применить свои магические ш способности. Иногда вождю не остается ничего иного, кроме как

а . бегать между шеренгами противостоящих воинов и совершать риту-, с альные действия, вскапывая мотыгой землю. Впрочем, и эта мера .» оказывается действенной, как правило, только в пределах племени и его подразделов. В межплеменных делах они не пользуются высо­ким авторитетом (Эванс-Причард 1985).

На противоположном полюсе — крупные общины оседлых земле­дельцев, состоящие из отдельных домохозяйств, линиджей и т. д. Они возглавлялись наиболее авторитетными представителями общинных ячеек (отцами семейств, главами рода, бигменами и проч.). Из данных лиц на уровне всей общины появлялись влиятельные лидеры. Они яв­лялись организаторами общественных работ (коллективные охоты, рыбалки, сельскохозяйственный труд, строительство хозяйственных, общественных и церемониальных сооружений), руководили распреде­лением территории и добычи, представляли свои группы в межобщин­ных отношениях, выполняли религиозные ритуалы, возглавляли воен­ные походы и занимались урегулированием внутренних споров. Однако, как и у охотников-собирателей, власть раннеземледельческих предводи­телей основывалась исключительно на личных качествах, возрасте и авторитете, умении убедить и подчинить всех членов группы. Впрочем, антропологам известны случаи, когда лидеры общин земледельцев (на­пример, у воинственных яномама в Южной Америке или у папуасов таирора на Новой Гвинее) добивались подчинения от своих подданных путем физической расправы.

Бигмен

Наиболее интересным примером лидерства в раннеземледельческих обществах является институт бигмена [англ. bigman), который изучен преимущественно по этнографическим данным Меланезии, Юго-Восточ­ной Азии, Северной Америки (Sahlins 1963; Van Bakel, Hagestejn, Van de Velde 1981; Treide В., Treide O. 1982; Treide B. 1985-1990; Brown 1990).

Для более глубокого изучения данного феномена можно воспользо­ваться, например, недавно переведенной на русский язык книгой извест­ного американского антрополога Маршалла Салинза «Экономика камен­ного века» (Sahlins 1972; Салинз 2000). В этой работе развиваются его ранние идеи о типах политического лидерства в архаических обществах. Кроме этого, в Приложении В собрано много выдержек из различных этнографических произведений, в которых приведены красочные харак­теристики различных меланезийских бигменов.

124