Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крадин_Политическая антропология-3.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава 5

Политическая антропология и современность

185

стов и черных машин с мигалками, многочисленные телохранители, по­мощники, секретари. Во все времена подобное зрелище выглядело весьма впечатляюще для рядового обывателя и было предназначено для того, чтобы продемонстрировать отличие между носителем влас­ти, его окружением и всеми остальными.

В постсоветскую эпоху еще одним ключевым символом причастно­сти к власти стала мигалка. Обладание ею стало предметом вожделе­ния многих чиновников самых различных ведомств и иных важных персон. Если в брежневскую эпоху чуть более ста машин было оснаще­но спецсигналами, то к концу первого посткоммунистического десяти­летия в столице России насчитывалось более трех тысяч машин, осна­щенных подобными приспособлениями.

Выводы }

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что развитая демокра­тическая политическая система как в современной России, так и на большей части бывшей территории СССР не сложилась, такие ее клю­чевые компоненты, как эмансипация индивидуализированного полити­ческого индивида, складывание устойчивой многопартийной системы, развитие независимых средств массовой информации и проч., не раз­виты. Власть, как правило, очень подозрительно относится к независи­мым СМИ, предпочитает действовать в атмосфере закрытости. Она оказывает различными методами давление на прессу, стремится добить­ся государственной монополии на теле- и радиовещание, пытается кон­тролировать даже Интернет.

Имеется большое количество мелких партий и объединений, созда­ваемых под решение какой-либо ситуационной задачи. Подавляющее большинство уже существующих партий (едва ли не все, кроме Комму­нистической) созданы как инструмент персоналистского влияния того или иного лидера, в многонациональных регионах партии и движения создаются по этническому признаку. Нередко именно этим все отличия между партиями заканчиваются (даже названия и программы могут быть очень похожими). В политике и структурах власти преобладают патрон-клиентные отношения.

Большинство политических сил не хотят соблюдать принятые на Западе демократические «правила игры». Избранные президенты (впро­чем, не только они, но и руководители всех рангов), как и подчиненные им чиновники, стремятся избавиться от каких-либо ограничений личной власти, жестко расправляются с легальной оппозицией. Впрочем, по­следняя, приходя к власти, действует точно так же. Слишком уж мно­гое в политической культуре стран СНГ принадлежит прошлому, отно­сится к традиционной системе власти и господства.

Способны ли мы преодолеть этот разрью с настоящим и проложить курс в будущее? На этот вопрос политическая антропология не может дать однозначного ответа. Впрочем, готового ответа на подобный во-

прос нет ни у одной из социальных наук. Однако политическая антро­пология может несколько облегчить наше понимание происходящего, что само по себе уже немало. Знание причин социальных недугов дале­ко не всегда служит лекарством для исцеления общественного орга­низма, но, по крайней мере, может дать надежду на преодоление недуга в будущем.

Список сокращений

187