Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Motroshilova_N_V__red__-_Istoria_filosofii_Zap...doc
Скачиваний:
107
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
5.41 Mб
Скачать

Позитивизм в англии

У английского позитивизма есть своя предыстория. Она связана с именами И. Бентама и отца Дж.Ст. Милля, Джеймса Милля. Их кон­цепции получили название утилитаризма.

Иеремия Бентам (1748-1832), юрист по профессии, занимает видное место в истории духовной культуры Англии. Говоря о его вкла­де в историю мысли, обычно подчеркивают главное: он разработал концепцию утилитаризма, которая одновременно имеет социально-фи­лософский и этический характер; он обосновал — с позиций радикаль­ного либерализма — проект реформы законодательства, не утративший значения и до сего времени. Главные работы Бентама — "Деонтология, или наука о морали" (два тома, опубликованы в 1834 г.), "Принципы морали и религии. Введение".

В социальной философии Бентам выступил с критикой теории есте­ственного права и общественного договора. В основание своей теории общества он положил два понятия — полезность (utility) и удоволь­ствие (pleasure).

В работе "Принципы законодательства", в главе I "О принципе полезности" Бентам рассуждает следующим образом. Природа постави­ла человека под господство удовольствия и боли. Им мы обязаны всеми нашими идеями; к ним относятся все наши суждения, все опреде­ления нашей жизни. Полезность — абстрактное выражение. Выражает оно свойство или тенденцию какой-либо вещи в чем-то уберегаться от зла и в чем-то обеспечивать добро. Зло — отсутствие удовольствия, боль и причина боли; добро — удовольствие или причина удоволь­ствия. Все это соразмерно полезности или интересу индивидуума, инте­ресу, направленному на то, чтобы увеличить общую сумму его благопо­лучия; все это соразмерно также полезности и интересу сообщества, интересу, направленному на то, чтобы увеличить общую сумму благо­получия составляющих его индивидов.

Принцип полезности Бентам считает "высшей идеей" научного ис­следования, который подобен математическим аксиомам и должен быть выражен в подобном же строгом и точном виде. Для сторонника прин­ципа полезности, согласно Бентаму, добродетель становится добром только из-за удовольствия, которое из нее следует; порок является злом только из-за отвращения, которое он вызывает. Моральное добро есть добро только благодаря своей тенденции порождать физические блага; моральное зло есть зло только благодаря своей тенденции по­рождать физические несчастья. Под физическими благами и несчастья­ми Бентам, однако, понимает и духовное, и чувственное удовольствие и отвращение. В главе 8 той же работы, озаглавленной "Об оценке ощу­щений удовольствия и отвращения", Бентам утверждает, что величина удовольствия (испытываемого благодаря соответствующим ощущени­ям) зависит от четырех обстоятельств — от силы, длительности, опре­деленности, близости (источника) удовольствия. Теми же обстоятель­ствами определяется величина не-удовольствия, отвращения. Но есть еще три дополнительных фактора, которые влияют на эту величину: плодотворность, чистота, широта "распространения" (в смысле причас­тности к удовольствию максимального количества людей).

Бентам претендовал на то, чтобы на основании этих "математико- этических" выкладок построить точную, позитивную "теорию мораль­ного вычисления". Он считал, что успех или неуспех управления инди­видами, успех или неуспех законодательства, реформы, других соци­ально-политических мер зависит от того, насколько точно "вычислены" добро и зло, т. е. удовольствия и несчастья, ими вызываемые. Расши­рить удовольствие, отдалить не-удовольствие — это единственная цель законодателя; он, следовательно, нуждается в точном знании их вели­чины, полагал Бентам.

Философию Бентама часто упрекали в превращении принципов мо­рали и законов общественного поведения в простой придаток сугубо индивидуальных ощущений. Упреки эти во многом справедливы. Но необходимо понять, чтб беспокоило Бентама и какие недостатки соци­альных теорий он хотел преодолеть с помощью утилитаризма. Эти не­достатки — их отдаление, отчуждение от индивида, от поля его дей­ствий, от его мотивов и выбора. Слово "справедливость", считал Бен­там, лишено смысла, пока с ним не связывают реальное поведение конкретных индивидов. Он считал также, что многие общие понятия — такие, как "родина", "собственность", "брак", "принцип" — служат всего лишь для маскировки определенных интересов, совокупности ощущений удовольствия или отвращения. Бентам был противником аб­страктных моральных принципов.

Критики утилитаризма обращали внимание на то, что принцип по­лезности, или удовольствия, или наибольшего счастья тоже был абст­рактным, а не конкретным, на что претендовал Бентам. И это было не единственное противоречие, в которое впал мыслитель. С одной сторо­ны, он был сторонником индивидуализма (ведь только отдельные инди­виды способны испытывать ощущения, испытывать удовольствие или отвращение). С другой стороны, полезность в истолковании Бентама не тождественна индивидуальному удовольствию и связана с широким полем общественного действия. Более того, индивидуализм Бентама находит продолжение в разделяемой им концепции политического ли­берализма.

Бентам и его сторонники активно участвовали в подготовке парла­ментской реформы в Англии конца XVIII и первых десятилетий XIX в. Основополагающей для этой деятельности стала книга Бентама "Прин­ципы морали и законодательства" (1789). Как отмечают исследователи, она породила целый поток книг и памфлетов, показывающих, как эти радикальные рациональные понятия должны были воплощаться в зако­нодательную систему, экономические процессы и политическую жизнь. В 1817 г. Бентам составил свой "План парламентской реформы" и рас­пространил его среди членов парламента. Он также предлагал русскому царю и президенту США свою помощь в усовершенствовании законо­дательства и системы образования в их странах. Практических след­ствий обращения Бентама не имели. Но в Англии его идеи оказывали существенное влияние на дискуссии вокруг законодательства и парла­ментских реформ, приведшие, в конце концов, к принятию парламентом в 1831 г. либерального билля о реформе (его критическая оценка дана в последней работе Гегеля — "Английский билль о реформе", 1831 г.).

Сторонником и другом Бентама был Джеймс Милль (1773-1836). И его проект парламентской реформы основывался на философских, психологических и этических идеях.

Милль-старший был известен как сторонник утилитаристской докт­рины, предложивший психологическую (ассоцианистскую) трактовку принципа полезности ("наибольшее счастье для наибольшего числа людей"), а также как пропагандист экономического учения Давида Ри- кардо. Он дал своему сыну Джону превосходное домашнее образова­ние, предполагавшее раннее знакомство с древними языками (так, древ­негреческому языку Джон обучился в три года) и классической литера­турой. При этом образование сына не носило религиозного характера. Дж. С. Милль впоследствии ярко описал ранний и другие периоды своей жизни в "Автобиографии".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]