Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Народы..docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Народное хозяйство и материальная культура Сельское хоз.Во

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции почти 37% крестьянских хозяйств Мордовии были безлошадными, более 20% — бескоровными и около 18% всех крестьян совсем не имели посевов или засевали меньше одной десятины. Почти половиной всех лучших земель и угодий вла­дели помещики, монастыри и сельская буржуазия, которая имела надель­ной земли; приходящейся на один двор, в 4,5 раза больше, чем бедняцкие и маломощные середняцкие хозяйства.Пахотные земли делились между крестьянами узкими полосками, ко­торых выходило до десяти на десятину. Узкополосица и чересполосица очень вредно отражались на урожаях. Переделы земли происходили почти ежегодно. Земля, переходя из рук в руки, не унавоживалась, исто­щалась и приносила ничтожный урожай.

Наиболее распространенной системой земледелия у мордвы в дорево­люционное время было трехполье.

Орудия обработки земли были очень сходны с русскими. Пахали со­хой (сока) с перекладной полицей и широко расставленными перовыми сошниками. Глубина вспашки была небольшая, всего 4—5 см. У мордов­ского населения Казанской губ. был распространен татарский сабан. В Самарской губ. и на луговой стороне Саратовской губ. в конце XIX в. соху вытеснил плуг украинского образца. Сеяли чаще всего вручную. Бо­ронили деревянной бороной (инзама), связанной из сучьев, с деревянными зубьями, а с конца XIX в.—рамной бороной с железными зубьями. Жали рожь серпом (тарваз) с зазубренным краем, который ничем не отличался от русского. Молотили различными способами. Наиболее распространен­ным орудием молотьбы оставался цеп — тяляма (м), пивсэма (э)

У мордовского населения нынешних Башкирской АССР и Куйбы­шевской обл. применялась молотьба лошадьми, которых гоняли по раз­ложенным на току колосьям. У зажиточных крестьян встречались конные молотилки

Наиболее распространенными культурами были рожь, просо, пшеница, греча и овес. Из технических культур сеяли коноплю, а в Нижегород­ской губ.— лен. Некоторые селения имели посевы полбы. В огородах вы­ращивали огурцы, лук, морковь, горох, в Саратовской и Оренбургской губерниях — арбузы и дыни (у богатых — на бахчах).

Урожаи были плохие, и многим семьям не хватало хлеба на год. Бед­нейшее мордовское крестьянство нанималось исполу обрабатывать земли

у помещиков и кулаков. По рекам Мокше и Суре, где арендные цены на земли, особенно на луга, были очень высокие, помещичьи покосы снима­ли из расчета двух третей в пользу помещика.

Скотоводство было дополнительным занятием к земледелию. Кресть­яне держали коров, овец и птицу: кур и гусей. Рабочим скотом была лошадь. Способы пастьбы скота и ухода за ним у мордвы были такие же, как у соседних русских крестьян. В скотоводстве у мордвы осо­бенно ярко проявлялась эксплуатация беднейшего крестьянства кула­чеством. Одной из тяжких форм кабалы была сдача скота внаем. Крестьяне бедняки, бравшие скот внаем, обязывались поставлять хо­зяину с коровы 1 или 1 V2 пуда масла и приплод.

Среди мордвы было развито отходничество на сельскохозяйственные работы в низовья Волги.

Жалкое состояние сельскохозяйственной техники, нищета крестьян­ского населения, его бессилие в условиях царизма и капитализма ре­альными средствами улучшить свое положение, повысить урожайность полей и продуктивность животноводства породили у мордвы обилие магических обрядов и верований, связанных с сельскохозяйственной де­ятельностью. В них особенно ярко проявлялся религиозный синкретизм. Место прежних скотоводческих и земледельческих божеств заняли хри­стианские святые, культ которых, однако, внешне продолжал оста­ваться старым, языческим. В молитвах назывались имена и мордовских божеств, и христианских святых. Местами молений продолжали оста­ваться лесные поляны, поля и овраги.

Первое весеннее моление — кяряд-озкс («моление плуга») соверша­лось перед весенним севом. Для проведения этого моления резали се­лезня, готовили из него обед. Собирались на лужайке близ села и ста­рики выполняли различные обряды. После обеда назначали день выез­да в поле, выбирали «счастливца, у которого хлеб лучше родится и нога легкая».

В течение года совершалось несколько таких общественных молений. У мордвы-мокши, обитавшей на территории нынешней Татарской АССР, перед сенокосом устраивали «моление луга» (лайме-озкс). Резали двух овец, молясь о том, чтобы Шкай помог скосить сено и сметать его в стога. После посева яровых культур устраивали «моление курицы» (сараз-озкс), на котором каждый домохозяин приносил в жертву курицу, прося о хо­рошем урожае.

Особенно торжественное моление происходило осенью, после оконча­ния полевых работ.

Многие скотоводческие и земледельческие обряды выполнялись как магические действия в охранительных целях во время эпидемий, засухи и других общественных бедствий. Таким обрядом являлось, например, опахивание, имевшее до революции довольно широкое распространение и у русского крестьянства. В этом обряде главная роль принадлежала незамужним женщинам и вдовам, которые, собравшись в чистых одеждах в числе 10—15 человек и распустив волосы, проводили сохой борозду вокруг деревни. Одна из старых женщин впрягалась в соху и, надев на себя хомут, произносила заклинания. С введением православия в обряде появились церковные элементы. При проведении борозды сохой брали иконы, читали христианские молитвы.

Широко распространен был и магический обряд «прохождения сквозь землю» (или земляные ворота). Он также проводился в предохранительных целях. Обряд этот встречался и у соседних народов, например у чува­шей. Между оврагами прорывали канаву, в селении тушили огни и новый огонь добывали трением. По обе стороны канавы зажигали добытым огнем можжевельник и окуривали проходивший по канаве скот. С распростра­нением христианства в этом обряде стало принимать участие православное духовенство, в земляных воротах ставили столб с иконой, а скот окроп­ляли «святой водой».

Занявшие место мордовских божеств христианские святые стали счи­таться покровителями домашних животных, пчел, растений. Большим по­читанием у мордвы пользовались святой Николай, Илья-пророк, заменив­ший мордовского бога грома и молнии Пургине-паз, и др. Иногда моле­ния древним божествам приурочивались к православным праздникам: на пасху, например, молились Нишке-пазу, шкаю. Скотоводческие обря­ды приурочивали к дням празднования православных святых — Василия, Егория, Петра, Фрола и Лавра. День Василия (1 января) праздновался как день покровителя свиней (тувонъ-озкс). В Егорьев день (21 апреля) скот перед выгоном в поле окуривали. В день Фрола и Лавра (18 августа) эрзя Городищенского района совершали моления перед иконой этих свя­тых, чтобы не было убыли в лошадях; во время моления лошадей кропили «святой водой».

* * *

Советский строй коренным образом изменил жизнь мордовских кре­стьян. В первые же дни после Октябрьской революции крестьянство Мор­довии получило дополнительно около 800 тыс. десятин лучших земель, которыми ранее владели правящие классы и кулаки. Трудящимся кре­стьянам на льготных условиях отпускались кредиты на приобретение скота и инвентаря, выдавались семена для посева.

Вместо мелких разрозненных крестьянских хозяйств, в одиночку ко­вырявших сохой свои полоски земли, в Мордовии были созданы коллектив­ные хозяйства, вооруженные передовой техникой. Знаменательным для колхозного строительства в Мордовии, как и для многих других районов нашей страны, был 1929 год — год массового движения крестьян за создание колхозов, развернувшегося на основе решений XV съезда Ком­мунистической партии.

К 1934 г. основные массы сельского населения Мордовии объедини­лись в колхозы. Тысячи тракторов, комбайнов, автомашин, молотилок, сеялок стали работать на колхозных и совхозных полях. Колхозы и сов­хозы в этом году сосредоточили в своих руках уже 99,1% всей посевной площади.

Тогда же произошел и коренной перелом в развитии общественного животноводства. В колхозах были созданы специальные фермы и постоян­ные животноводческие бригады; для улучшения породы местного скота было завезено более тысячи голов племенных животных, главным образом коров и свиней; значительно улучшилось зоотехническое и ветеринарное обслуживание животноводства.

Большую помощь трудящимся Мордовии при организации колхозов и подготовке колхозных кадров оказали рабочие промышленных центров страны, в частности рабочие московских предприятий. В 1931—1932 гг. рабочие заводов и фабрик Ленинского района Москвы внесли из своих личных сбережений 100 тыс. руб. на создание школ и техникумов по под­готовке специалистов колхозного производства и сами приняли непосред­ственное участив в обучении трактористов, комбайнеров, механиков и других специалистов для Мордовии.

Оправившись после тяжелых лет второй мировой войны, сельское хозяйство Мордовии к 1959 г. стало более разносторонним. Кроме зерно­вого хозяйства, широкое развитие получило производство картофеля, технических и кормовых культур.

Особое внимание в текущем семилетии уделяется выращиванию коноп­ли и сахарной свеклы, которые дают в Мордовии хорошие урожаи. В некоторых колхозах республики выращивается кукуруза. Так, в колхозах им. Чапаева и «Большевик» (Рузаевский район) в 1959 г. было ^получено 850—900 ц зеленой массы с 1 га, а в колхозе им. Тельмана (Ромодановский район) по 907 ц/га.

Животноводство занимает второе по значению место в сельском хозяй­стве Мордовии. Большинство ее совхозов имеет животноводческое на­правление.

Долгое время во многих колхозах и совхозах было слабо развито птицеводство. Птицефермы были карликовые, птица не породистая, и эта отрасль хозяйства сильно отставала. В настоящее время в каж­дом колхозе и совхозе имеется высокопродуктивная птицеводческая ферма.

С каждым годом сельское хозяйство Мордовии становится более про­изводительным, повышается урожайность зерновых и технических куль­тур, расширяются площади посевов, проводятся большие работы по осу­шению болот, добыче торфа на удобрение, улучшению лугов и пастбищ. Увеличивается поголовье скота и возрастает его продуктивность.

За последние годы в республике большое внимание уделяется восста­новлению и расширению плодово-ягодных насаждений. Многие колхозы, совхозы, промышленные предприятия, школы имеют хорошие сады и по­лучают много плодов и ягод.

Принимаются меры и к развитию пчеловодства, которое издавна было излюбленным занятием мордвы. Теперь во многих совхозах и колхозах есть крупные пасеки. Колхозники и рабочие совхозов также зачастую за­нимаются пчеловодством, ставя ульи на своих огородах в садах.

Растут неделимые фонды колхозов. Большие средства вкладываются в техническое оснащение производства, строительство хозяйственных и культурно-бытовых помещений, повышается механизация сельского хо­зяйства. Еще в 1958 г. в колхозах республики были полностью механизи­рованы такие работы, как посев зерновых культур, подъем пара и зяби, сплошная культивация и боронование. Слабее механизирована убор­ка зерновых культур (90%) и особенно сахарной свеклы и картофеля <57%).

Важное значение в колхозном и совхозном производстве Мордовии имеет конопля — канешь (э), каньф (м). В связи с этим ведутся большие работы по комплексной механизации возделывания этой культуры, ор­ганизации мочильных пунктов и др.

С пуском новых электростанций расширяются работы по электрифика­ции сельского хозяйства.

В 1959 г. были электрифицированы все совхозы и половина колхозов, а в ближайшее время намечено электрифицировать и остальные колхозы и населенные пункты.

Кроме сельскохозяйственных артелей, где работает только мордва, в республике имеется немало смешанных в национальном отношении кол­хозов, где бок о бок с мордвой дружно и успешно трудятся русские, та­тары и представители других национальностей. Из среды мордовского крестьянства, как и из других национальностей, выросло много передовых людей колхозного производства— это мастера высоких урожаев зерновых культур, механизаторы, известные всей стране коноплеводы, доярки, до­бившиеся больших успехов и передающие свой опыт другим, телятницы, выхаживающие 100% родившихся телят, и т. п.

Исчезли обряды, связанные с сельским хозяйством. Колхозное кре­стьянство, стремящееся к поднятию сельскохозяйственного производства, понимает, что успехи обеспечиваются механизацией, новой агротех­никой, новыми способами ухода за скотом, основанными на достижениях современной науки.

В многочисленных кружках, на агрономических курсах, курсах механизации и т.д. колхозники приобретают необходимые знания. Про­водимая на селе массовая культурно-просветительная работа, в част­ности атеистическая, сельские университеты культуры, различные лекции, современная периодическая печать, научная и художествен­ная литература содействуют неуклонному росту культурного уровня колхозников, освобождению их миропонимания от религиозных пере­житков.

Повышению производительности труда, заинтересованности колхоз­ников в его результатах, а также возрастанию материального благосостоя­ния колхозного крестьянства способствует переход колхозов на денежную оплату труда, с учетом качества работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]