Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Народы..docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Семейная и общественная жизнь

О родовом строе лопарей сохранилось очень немного материалов, но они позволяют судить об отдельных его чертах. В частности они говорят в пользу существования у лопарей в прошлом материнского рода. Так, до конца XIX в. и даже в начале XX в. у лопарей были до­вольно часты матрилокальные браки. Сохранился и обычай возвращения жены в семью отца после смерти мужа, со всем имуществом, которое ей принадлежало. Кроме того, пантеон женских божеств, легенды об окаме­невших могущественных женщинах-колдуньях также подтверждают суще­ствование у лопарей в прошлом материнского рода.

Родовой строй у лопарей начал разрушаться очень рано, в отличие от малых народов севера Сибири. Уже писатели XVII в. не застают в це­лости лопарских родов. К концу же XIX в. лопари утратили даже свое название для обозначения рода, а пользовались русским термином (роот или руот). При крещении они получали русские имена и фамилии вместо родовых названий. Члены одного рода, как правило, получали одну фамилию.

В старину браки внутри рода были запрещены. С разложением родо­вых отношений установились следующие правила. Хотя все однофамиль­цы и считались родственниками, как члены одного рода, браки между ними были возможны, правда, не ближе, чем в четвертом колене. Кроме того,

старались, чтобы жених и невеста были жителями разных погостов.

Остатки родового строя у лопа­рей ясно сказывались также в поль­зовании рыболовными и охотничьи­ми территориями. Вся земля, кото­рую занимали лопарские погосты, считалась государственной, но про­мысловыми угодьями пользовались по издавна установившимся у лопа­рей обычаям. Все реки, озера и лес- ныеугодья были распределенымеж- ду погостами и находились у них в наследственном владении. Члены одного погоста не могли охотиться и ловить рыбу на территории, при­надлежащей другому погосту. Каж­дый участок, находившийся в поль­зовании погоста, был разделен на столько частей, сколько родов было в данном погосте, а каждый родо­вой участок был соответственно разделен между семьями данного рода. Родовые и семейные участки акже находились в наследствен­ном пользовании каждого рода и семьи.

Свидетельством существования в прошлом рода являлось родовое клеймо—тамга, служившее знаком собственности и применявшееся в качестве подписи. Каждая семья и каждый член семьи имели свои там­ги, но все они сохраняли общий рисунок, характерный для тамги этого рода.

В конце XIX в. у лопарей была распространена малая семья. Сын после женитьбы отделялся от отца и заводил свое хозяйство.

Современная лопарская семья состоит из двух или трех поколений. Средняя численность семьи—семь-восемь человек, в том числе четве­ро-пятеро детей. Сравнительно часты браки лопарей с представителями других национальностей, в первую очередь с русскими, а также с ка­релами и ненцами.

Свадебный обряд лопарей имел множество местных вариантов, но всегда состоял из сватовства, «смотренья», или «рукобитья» и венчания, причем решающее значение имело рукобитье, после которого брак счи­тался заключенным» и молодая переходила в дом к мужу. Рукобитье сводилось к шуточной ловле женихом невесты-уточки (название невесты уточкой, вероятно, связано с культом водоплавающей птицы) и напомина­ло о былом похищении невест. Заключительной и довольно формальной ступенью свадебного ритуала было венчание, появившееся вследствие влияния христианства. От рукобитья до венчанья проходило обычно не более одной-двух недель, иногда нескольких месяцев.

Приданое невесты состояло из различной домашней утвари и принад­лежностей хозяйства, постели, одежды и нескольких оленей. В свою оче­редь плата за невесту выражалась в оленях, мехах или же в службе тестю в течение года.

Брачный возраст наступал после 20 лет, причем от юноши]этого возвра- ста требовалось умение убить и освежевать дикого оленя.

Свадьбы чаще всего устраивались зимой, в те немногие месяцы, кото­рые лопари проводили в зимних погостах.

Форма заключения брака в настоящее время существенно изменилась и не сопровождается венчанием в церкви. Брак регистрируется в сель­совете, после чего устраивается вечеринка. Разводы среди лопарей сейчас, как и в прошлом, редки.

Положение женщины в лопарской семье было довольно свободным. Женщина пользовалась почти теми же правами, что и мужчина, а ее влия­ние на детей иногда было даже больше власти и влияния отца. Сейчас лопарка — равноправный член семьи.

Беременная женщина у лопарей считалась «нечистой» и на время ро­дов и от трех до шести недель после них ее полагалось изолировать от остальных членов семьи. Для этого роженице отводили отдельный угол в общей веже, завешивая его куском парусины, а в более далеком прош­лом для нее строили отдельную вежу. Роль повивальной бабки при ро­дах выполняла сисса — тетка роженицы со стороны матери.

Новорожденному дарили важенку, а по случаю прорезывания пер­вого зуба — вторую. Приплод от этих важенок считался собственностью ребенка.

В настоящее время рожают в стационарной больнице или на фельдшер­ско-акушерском пункте под наблюдением врачей или акушерок. Новорож­денным полагается бесплатное приданое.

Интересно устройство детской колыбели у лопарей, которая представ­ляла собой маленькое корытце, выдолбленное из дерева и обтянутое внутри и снаружи тонкой оленьей шкурой. На дно корытца клали сухой ягель и куски шкур молодых оленей. Ребенка завертывали в такие же шку­ры и зашнуровывали ремешками. К колыбелям мальчиков прикреп­ляли лук и стрелы, а к колыбелям девочек — крылья птиц или какие- либо другие украшения (бусы и пр.).

Мальчиков обучали владеть оружием и необходимым производствен­ным навыкам оленеводства, охоты, рыбной ловли; девочек обучали готовить, шить.

Покойников лопари хоронили в дощатых гробах, зарывая их в землю м сверху заваливая камнями. Глубина могил не превышала 100—120 см, а в местах с особенно каменистой почвой могла быть и меньше. В более отдаленные времена покойников клали просто на землю и закладывали камнями. На могилах оставляли опрокинутую кережу, немного пищи, топор, орудия охоты и рыболовства. Специальных кладбищ лопари не знали. Места для захоронений выбирали обычно подальше от погоста— в лесах или по берегам рек и озер. Распространен был обычай хоронить покойников «за водой», т. е. на островах.

Жилище покойного сразу после его смерти покидалось членами его семьи. Они возвращались туда лишь через несколько дней.

Теперь хоронят на кладбищах, которые находятся обычно в нескольких километрах от поселения. На могиле оставляют немного пищи и топор.

Современная общественная жизнь лопарей содержит много нового по сравнению с первыми десятилетиями XX в. Основная черта этого но­вого состоит в том, что уничтожена замкнутость и ограниченность жизни лопарского народа. Лопари активно участвуют в общественной жизни страны, усилилось их общение с другими народами. Новой чертой об­щественного быта явилось празднование советских праздников — 1 Мая, годовщины Великой Октябрьской революции, Дня 8 марта. Традицией стала также встреча Нового года с устройством праздничной елки. Кроме того, ежегодно 25 января в Ловозере проводится Праздник оленевода (керхела — гулянье на оленях), на который съезжаются все оленеводы области. Во время этого праздника устраиваются оленьи гонки на луч­шую оленью упряжку. Победителям вручаются призы.

Лопари Кольского полуострова по своей религиозной принадлеж­ности считались православными. Однако христианизация лопарей, на­чавшаяся в XV в., не уничтожила их дохристианских верований. При­нятие лопарями христианства было большей частью формальным, а языче­ские культы переплелись с представлениями о христианской религии.

Дохристианские верования кольских лопарей изучены слабо. Покло­нение небесным светилам (солнцу, луне и т. д.), и обожествление раз­личных явлений природы были, по-видимому, существенными чертами ло­парских верований. Кроме этого, существовала вера в божеств — покровителей промыслов (оленеводства, рыболовства и охоты). Среди последних особым уважением пользовалась «хозяйка оленьих стад» — Луот-хозик. Перед отпуском оленей летом на свободу лопари обращались к Луот-хозик с молитвой. Кроме Луот-хозик, оленьи стада охраняли Разиайка, женское божество, дословно «родительница травы», а также божества Поць-хозин и Поць-хозик (муж и жена).

Большое место в лопарской мифологии занимали божества второсте­пенные, так называемые духи, обитавшие повсюду — на земле, в воде, в воздухе и в подземном царстве. Духи повелевали силами природы, вызывали болезни и несчастья, участвовали во всей лопарской жизни. Вера в духов в прошлом была очень распространена.

Одним из особенно почитаемых духов был Пырт-хозин — домашний дух или домовой, считавшийся покровителем домашнего очага и обитав­шим в каждом лопарском жилище. В связи с почитанием Пырт-хозина у лопарей был распространен следующий обычай. Перед въездом в новую вежу или тупу хозяин прежде всего разводил огонь в камельке нового жилища и только потом переносил туда все свои вещи. С этим же духом и с обычаем почитания очага связано отделение около камелька в жили­ще так называемого чистого места.

В прошлом было очень распространено почитание сейд — священных камней. Они обычно находились около воды (на берегу реки, озера, на острове). Место, где стоял сейд, обносилось оградой и считалось свя­щенным. К нему не допускались женщины. Поклонение сейдам большинство авторов связывает с культом предков. В жертву сейдам, чтобы обеспечить удачную охоту или рыбную ловлю, приносили чаще всего оленя, обмазывая при этом сейд кровью убитого животного. Лопари-рыболовы смазывали сейд рыбьим жиром. При перекочевках лопари обычно останав­ливались близ своих сейдов и оставляли около них пищу.

Среди лопарей был распространен культ животных, особенно медведя, что свойственно также многим народам Сибири.

В прошлом у лопарей было развито шаманство. Шаманы (нойды) вы­ступали как бы посредниками между богами и людьми. Считалось, что нойда мог предсказывать будущее, узнавать волю богов, насылать и лечить болезни, совершать жертвоприношения. По пондтиям кольских лопарей способности нойда передавались по наследству от отца к сыну, но колдовству можно было и научиться.

Неизменной принадлежностью нойды в древности был бубен оваль­ной формы, с помощью которого он совершал все свои колдовские дей­ствия. В начале XX в. лопарские нойды обходились уже без бубна, а их общение с богами происходило будто бы во сне. Во сне нойда получал объяснение разных непонятных явлений, способов лечения болезней и т.д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]