Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Народы..docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Домашние промыслы

В полунатуральном хозяйстве дореволюционной мордовской семьи важное место занимали прядение и ткачество. И теперь некоторые мордовские женщины продолжают заниматься прядением шерсти. Из шер­сти вяжут чулки и рукавицы. Из холста и домотканого сукна в настоящее время шьют одежду уже редко.

Обработка шерсти (преимущественно овечьей) и волокон конопли и льна у мордвы производилась теми же способами, что и у других народов Восточ­ной Европы. Орудия прядения и ткачества не отличались по своему типу от применявшихся соседним русским населением. Наиболее распространено было прядение с помощью веретена (кгитиръ) (м), гитере (э) и прял­ки (пакарь) (э), лапа (м). У мордвы-эрзи преобладали прялки лопато­образной формы с донцем, у мокши — палкообразной формы без дон­ца. Прялкой пользовались, когда пряли шерсть; при прядении куде­ли прялку заменял гребень. Самопрялки использовали значительно ре­же, чем прялку и веретено. У мордвы встречались оба типа самопрялок: «лежак» и «стояк». Сновали по стене или на переносной деревянной сновалке в виде прямоугольной рамы. Ткали на стане с горизонталь­ной основой. Ткацкий стан мордвы-эрзи по виду ничем не отличался от соседнего русского. У мокши был распространен более архаичный тип ткацкого стана. Он приближался по виду к трехподставному стану чувашей, удмуртов и марийцев, бытовавшему у них вплоть до недав­него времени. Стан мордвы-мокши не имел рамы и заднего навоя, основа его закреплялась за столбик или перекидывалась через заднюю стой­ку; верхние перекладины ткацкого стана отсутствовали, а нитченки и бердо привязывали к палке, подвешенной к потолку. Холст чаще всего изготовляли белый, на двух подножках. Для портянок ткали «рядный» холст на четырех подножках. Он был уже, и ткали его гораздо быстрее.

Много труда тратила еще совсем недавно мордовская женщина на бе­ление холста. Нитки, приготовленные для тканья, золили в корыте и ставили в истопленную печь на двое суток. Мыли, сушили, квасили в продолжение двух суток в творожной жиже, а затем вторично мыли и су­шили. Вытканный холст снова бучили, клали в корчагу или чугун, засы­пали туда золу, наливали воду и бросали раскаленные камни. Затем холст расстилали на лугу, просушивали, снова полоскали, били вальком; про­делывали это по нескольку раз до тех пор, пока он не становился совер­шенно белым.

У мордвы были развиты овчинное и валяльное производства, которые с конца XIX в. приобрели характер отхожего промысла. На зимний сезон кустари-отходники открывали мастерские в деревнях и принимали за­казы на валяную обувь и выделку овчин. Работали обычно по два-три че­ловека. Более крупные предприниматели имели наемных рабочих. В ка­честве учеников-помощников держали двух-трех мальчиков. В технологии производства и инструментарии ничего специфичного для мордвы не было. В советское время после коллективизации сельского хозяйства специалисты валяльщики и шубники объединились в промысловые артели, а теперь ра­ботают в местной промышленности. Имеются валяльные и овчинные ма­стерские при колхозах и в городах.

Значительное место в дореволюционном хозяйстве мордовского крестья­нина занимали лесные промыслы: углежжение и смолокурение. Ямный способ получения угля и смолы применялся еще в 1930-х годах в лесных районах. Широкой известностью пользовались мордовские угольщики из Нижегородской губ. Некоторые из них имели по нескольку ям и за зиму

нажигали более 500 четвертей угля (четверть — около 25 кг). Уголь вози­ли на продажу в Нижний Новгород и другие города Поволжья. Так как углежжение и смолокурение проводилось в основном зимой, угольщики и смолокуры не бросали сельского хозяйства, а от промыслов получали некоторый дополнительный заработок. В настоящее время углежжением колхозники занимаются очень редко, а если кто и жжет уголь, то только для нужд колхоза, в основном для колхозной кузницы. Смолокуры рабо­тают на лесохимических предприятиях местной промышленности. Из других производств, связанных с обработкой дерева, у мордвы было развито изготовление экипажных и щепных изделий: чашек, лопат, корыт и т. п. Эти производства имели характер промысла, которым зани­мались целые деревни и даже районы в свободное от полевых работ время. Производство полозьев, колес и лопат не утратило своего значения до на­ших дней. Почти в каждом мордовском селе изготовлением полозьев и колес занимаются отдельные колхозники—знатоки этого дела. Их продук­ция поступает в колхоз.

Кулеткацкий промысел также был широко распространен у мордвы. Возникнув в 40—50-х годах XIX в., выделка рогож первоначально имела характер домашнего производства. Ткач-рогожник сам заготовлял мочалу и луб и значительно реже покупал сырье на базаре. Готовые изделия или использовались для личного потребления или сбывались на ближайших рынках.

С развитием в деревне капиталистических отношений рогожно-куле- ткацкий промысел приобрел форму мануфактурного производства; кустари работали на дому на материале заказчика. Заготовка сырья и сбыт гото­вых изделий сосредоточивались в руках нескольких крупных предприни­мателей. Одновременно были и мелкие хозяйчики, скупавшие сырье на Ветлуге, Каме, Белой и отправлявшие кули и рогожи за определенный процент крупной фирме. В Лукояновском уезде Нижегородской губ. ку- леткацким промыслом занималась значительная часть мордовского населения. Центром производства было с. Кочкурово, расположенное в западной части уезда, с прилегающими к нему селениями и деревнями Наибольшее развитие тканье рогож и шитье кулей получили в 60—70-х го­дах XIX в. Лукояновские рогожи и кули отправлялись в Москву, Харь­ков и на ближние рынки — в Моршанск, Елец и др. Рогожно-кулеткац- ким промыслом занимались главным образом в осеннее и зимнее время, после окончания полевых работ. Зимой работали в жилых помещениях, в теплое время года — под навесом во дворе. В кулеткачестве широко применялся женский и детский труд, иногда нанимали даже посторонних детей и подростков. Заработок кустаря-рогожника зависел от спроса и был подчинен целиком капризам капиталистической системы произ­водства.

Мордовские кустари-рогожники работали на общераспространенном рогожном стане с горизонтальной основой; такой же стан был и в сосед­них поволжских районах у русских, татар, чувашей. Он состоял из двух стояков, двух шестов, жерди и двух железных колец, укрепленных в стене. Стояки устанавливали в зависимости от длины рогожи, на некото­ром расстоянии от железных колец. Иногда кольца заменяли второй парой стояков, и тогда станок можно было установить в любом месте избы. Между стояками и кольцами на двух шестах натягивали основу. Для работы станка необходимо было иметь также бердо, трепало и иглу.

Бердо представляло собой деревянную четырехугольную раму длиной 0,75—1,10 м. Между долевыми параллельными брусками было вставлено на некотором расстоянии друг от друга до 60 и более плоских деревянных зубьев, посередине каждого зуба имелось круглое отверстие. Трепало име­ло вид продолговатой лопатки с овально выступавшими боками. Игла представляла собой продолговатую деревянную, тонкую и узкую планку длиной не менее 75 см с овально заостренными концами и отверстиями для продевания утка. На каждом станке в нормальных условиях работало три человека. Ткач руководил процессом тканья, второй рабочий (чаще всего женщина) заготовлял мочало для основы и утка, третий— игольник, обычно подросток 12—14 лет, продергивал деревянную иглу, вдевал в нее мочало и помогал ткачу. После того как рогожа была выткана, ее подчи­щали, обрезали основу и заплетали концы. Если рогожу ткали на кули, то ее передавали сновальщику на сшивку.

Рогожи изготовляются и в наше время во многих ' колхозах Мор­довской АССР. Они служат тарой для колхозных продуктов.

До настоящего времени мордовское население в домашнем хозяйстве пользуется, кроме металлической и фарфоровой посуды, также и глиняной. Гончары изготовляют большие корчаги для пива, посуду для молочных продуктов и для варки пищи. Глиняную посуду делают на ручном, но чаще на ножном гончарном круге. Ручная лепка посуды без гончарного круга, на доске, существовала еще несколько лет назад в Саранском райо­не Мордовской АССР. Готовую посуду просушивают на доске или на по­латях, а затем обжигают. Там, где гончарные изделия не имеют широкого сбыта, горшки обжигают в русской печи, а потом закаливают: раскален­ные в печи докрасна горшки опускают в раствор из ржаной муки с во­дой, где горшки находятся до тех пор, пока не пропитаются ра­створом. При массовом изготовлении обжиг производят в специальных горнах.

В настоящее время на территории Мордовии существует несколько предприятий по выработке разнообразных гончарных изделий. Продук­ция их поступает на колхозные рынки и в сельские магазины.

На базе местных глин успешно развивается кирпичное производство. Крупные кирпичные заводы имеются в Рузаевке, Саранске, а более мел­кие — во многих колхозах и совхозах республики.

В дореволюционной России промышленность на территории Мордовии была развита крайне слабо и состояла в основном из полукустарных предприятий легкой и пищевой промышленности, на которых перерабатывалось местное сельскохозяй­ственное сырье. Достаточно сказать, что в 1902 г. Пензенская губ., в ко­торую входило более 60% современной территории Мордовской АССР, по числу рабочих занимала 36-е место среди 50 губерний Европейской России, а по числу промышленных предприятий 38-е.

Рабочий класс составлял очень немногочисленную прослойку среди основной массы населения Мордовии. Так, по данным Всероссийской пере­писи 1897 г., 98% всего мордовского населения Пензенской губ. занима­лось сельским хозяйством, 0,4% — обработкой сельскохозяйственной продукции, 0,1% — торговлей и 1,5% — прочими промыслами. Условия тРУДа рабочих Мордовии, особенно в лесозаготовительной и текстильной промышленности, были очень тяжелые. Оплата труда их была на 30— 35% ниже, чем средняя по России.

После Великой Октябрьской социалистической революции в восста­новительный период основное внимание Советского правительства было обращено на восстановление и оборудование уже существующих промыш­ленных предприятий. В дальнейшем, в годы первой и второй пятилеток в Мордовии было введено в эксплуатацию более 20 новых промышленных предприятий, в том числе Саранский пеньковый комбинат, консервный комбинат и некоторые др. Благодаря этому промышленная продукция увеличилась в семь раз по сравнению с 1913 г. Но особенно быстрыми тем­пами промышленность Мордовии стала развиваться после второй мировой войны. Определились ведущие отрасли промышленности: электротехни­ческая, светотехническая и приборостроение. Возрос удельный вес машино­строения и металлообработки в валовой продукции всей республики. Численно вырос и окреп рабочий класс Мордовии. Однако, несмотря на сравнительно быструю индустриализацию, Мордовия все же отставала от средних темпов индустриального развития соседних областей и республик РСФСР. Объем производства продукции сельского хозяйства в 1958 г.

превышал объем валовой продукции промышленности. Основная масса трудоспособного населения была занята в сельском хозяйстве.

Семилетним планом развития народного хозяйства Мордовской АССР предусмотрено дальнейшее повышение удельного веса промышленности. К концу семилетки значительно увеличится мощность электростанций. Во второй половине 1960 г. закончились работы по строительству газо­провода на участке Саратов — Пенза — Саранск, и столица Мордовии получила газ, который принес не только бытовые удобства, но и большую экономию твердого топлива.

Очень быстро развивается электротехническая промышленность. Са­ранский завод «Электровыпрямитель» является основным предприятием в Советском Союзе по производству силовых полупроводниковых выпря­мителей и приборов. В Саранске работает также крупный электролампо­вый завод. Различные типы осветительных приборов выпускает Ардатов- ский светотехнический завод. Второй такой завод строится в г. Ковылкино. В связи с тем, что Мордовия занимает ведущее место в светотехнической промышленности СССР, в Саранске создан Всесоюзный научно-исследова­тельский институт источников света.

Успешно развивается производство автосамосвалов, автомобиль­ных запасных частей и др. С каждым годом растет продукция Саран­ского инструментального завода, развивается тяжелое и химическое ма­шиностроение.

Создана и совсем новая для Мордовии химическая промышленность. В первом году семилетки в Саранске вступил в строй завод медицинских препаратов — одно из наиболее крупных предприятий химико-фармацев­тической промышленности нашей страны. В 1960 г. в день 30-летия Мор­довской АССР в районе Саранска был заложен крупный резиновый ком­бинат; ведется строительство Саранского завода искусственного волокна.

Форсируется строительство предприятий по производству строитель­ных материалов.

В связи с тем, что конопля как старая техническая сельскохозяйствен­ная культура Мордовии не только не утратила своего значения в наши дни, но приносит колхозам и совхозам большие доходы, построенные еще в 1930-х годах предприятия по переработке конопли заново оборудо­ваны, на них введена комплексная механизация, построено два новых пенькозавода. При Саранском пеньковом комбинате работает канатная •фабрика. Реконструируются и расширяются старые предприятия текстиль­ной, легкой и пищевой промышленности. Значительный рост промышлен­ности в Мордовии способствовал увеличению численности рабочих и ин­женерно-технических работников. К концу семилетки число рабочих в крупной промышленности Мордовской АССР возрастет почти в 50 раз по сравнению с 1913 г. и в 4,3 раза по сравнению с 1940 г. Для подготовки техников и квалифицированных рабочих открыты вечерние и заочные техникумы, расширилась сеть технических училищ и школ ФЗО. Таким >ббразом, с ростом промышленности Мордовии ее рабочий класс вырастает не только численно, но изменяется и по уровню квалификации, и профес­сиональному составу. Изменился и национальный состав рабочих рес­публики, повысился процент рабочих мордвы. Сотни молодых рабочих — русских, мордвы, татар и других — получают среднее и высшее образова­ние без отрыва от производства.

Транспорт и связь

В дореволюционное время территория современной Мордовии не имела хороших дорог. Особенно весной и осенью, в дождливое время года, не только просе­лочные дороги, но и городские улицы становились малопроезжими. В на­стоящее время развитию транспорта и дорожному строительству респуб­лики уделяется большое внимание. В Мордовской АССР, как и во многих других областях и республиках нашей страны, организованы машинодо-

рожные станции, оснащенные мощными дизельными тракторами и перво­классными дорожными машинами. Колхозы и совхозы принимают актив­ное участие в дорожном строительстве республики. Благоустроенные грунтовые дороги пересекают Мордовию в различных направлениях. Многие из них асфальтированы (например, Рузаевка — Саранск, Саранск— Инсар и др.). Через Мордовию проходит автотрасса Москва — Куй­бышев.

Наиболее распространенным видом транспорта в Мордовской АССР является автомобиль. По дорогам Мордовии курсируют многочисленные грузовые и легковые автомашины. Из Саранска во все районы республики отправляются автобусы. В быт как городского, так и сельского населения прочно вошел велосипед.

Лошадь используется для езды верхом и в упряжке в основном в сель­ской местности. Наиболее распространенным средством передвижения является четырехколесная телега с окованными колесами и железными осями. Зимой основным средством передвижения служат дровни, розваль­ни и разнообразные деревянные сани (нурдт).

Водные средства передвижения из-за отсутствия судоходных рек в Мордовии развиты слабо. Чаще других встречаются дощатые лодки- плоскодонки и долбленые челноки с подшитыми боками; в некоторых пунктах для переправы через реки имеются паромы.

Железнодорожные линии соединяют Мордовию с крупными промыш­ленными и культурными центрами страны. Железнодорожная магистраль Москва — Куйбышев — Оренбург проходит через Мордовию.

Железнодорожные линии, проходящие через станцию Красный Узел, соединяют Саранск и Рузаевку с Горьким и Казанью. Рузаевка — круп­ная узловая железнодорожная станция; здесь имеется вагонное депо, реконструированы паровозное депо, средства сигнализации и связи. Же­лезная дорога от Рузаевки до Москвы электрифицирована. За самоотвер­женный труд многие железнодорожники Мордовии удостоены высоких правительственных наград.

Почтовая связь организована повсеместно. Широко распространена и телефонная связь. Особенно большое значение для мордовской деревни имеет радио. В самых отдаленных уголках Мордовии в каждом доме кол­хозника имеется радиоточка. Радио является здесь одним из главных проводников советской культуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]