Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Народы..docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Религия

В золотоордынский период ислам стал официальной религией. Однако древние верования еще долго проявлялись в различных обрядах. Татары почитали места молений соседних народов, священные рощи, где якобы обитал злой дух кереметь. Кереметями называли и самые рощи. Усилия мусульманского духовенства уничтожить эти рощи не увенчались успехом,, так как население их охраняло.

Большой популярностью пользовались знахари и знахарки (йемчи)у особенно как врачеватели болезней. Лечили заговорами. Магические при­емы для лечения и предотвращения болезней применяло и мусульманское духовенство. Муллы, азанчи (младший духовный чин) практиковали лече­ние чтением отдельных мест из корана, различными молитвами-заговора­ми, навешиванием амулетов с зашитыми в них текстами священных книгу использовали священную воду из источника Зем-Зем в Аравии, землюг приносимую богомольцами из Мекки — священного города мусульман.

Множество магических приемов применяли для лечения детских болез­ней, происшедших якобы от сглаза. Чтобы отвести дурной глаз и вообще предохранить детей от действия злых сил, на их одежду и головные уборы нашивали различные обереги, в частности кусочки дерева (рябины), а так­же блестящие предметы, которые будто бы должны были принимать на себя дурной взгляд.

Среди религиозных представлений татар были и занесенные вместе с исламом некоторые древние верования арабов. К ним можно отнести веру в юху — чудесного змея, который будто бы может принимать челове­ческий образ, веру в джинов и пери —духов, якобы могущих принести большой вред человеку. Татары считали, например, что психические забо­левания являются результатом поселения в человеке определенного пери, а параличи — случайного соприкосновения с ними.

После падения Золотой Орды число татар, переселявшихся с юга на русские земли, стало увеличиваться. Так, в XV в. в Москве появился со своей дружиной ордынский царевич Касым, перешедший на русскую службу. Ему был передан в управление Мещерский городок на Оке, позд­нее названный Касимовом. Здесь образовалось вассальное Касимовское ханство. В дальнейшем на русскую службу перешли и многие ногайские мурзы со своими отрядами; их вместе с частью перебравшихся сюда кып- чаков1 расселяли по оборонительной линии, проходившей вдоль р. Суры, для охраны границы с Казанским ханством. Возникали поселения татар в районах новых русских городов: Арзамаса, позднее Алатыря, Курмы- ша и др.

Таким образом, в течение XV — XVI вв. одновременно формировались обе группы поволжских татар: на старых булгарских землях — казан­ские татары, потомки булгар с примесью татар-кыпчаков, и мишари, в основном кыпчаки, выходцы из Золотой Орды, расселившиеся западнее р. Суры, в бассейне Оки.

Борьба между Москвой и Казанью за Среднее Поволжье окончилась в 1552 г. взятием Казани и присоединением всех земель, подвластных ханству, к Русскому государству. Таким образом, в середине XVI в. все татары Поволжья как казанские, так и мишари оказались на территории русских владений.

После присоединения Среднего Поволжья к Московскому государству население края тесно связало свою судьбу с русским народом. Присоеди­нение к Русскому государству положило конец феодальной раздроблен­ности, постоянным нападениям кочевников, хищническому истребле­нию производительных сил, деспотическому гнету со стороны ханов, от которых страдало население края. Народы Среднего Поволжья вклю­чились в более интенсивную и развитую экономическую жизнь Русско­го государства.

Вместе с тем коренным народам края, особенно казанским татарам, приходилось в упорной борьбе отстаивать свой язык и культуру против русификаторской политики царского правительства. Одной из сторон этой политики было навязывание православия татарскому населению. К мо­менту присоединения края к Русскому государству не все слои населения исповедовали ислам, поэтому распространение православия в какой-то мере было успешным; образовалась даже этническая группа татар- кряшен (крещеных), существующая до сих пор. Позднее христианизация татар шла значительно труднее. В говоре современных кряшен, предки ко­торых не были мусульманами, почти отсутствуют арабские и персидские слова, попавшие в татарский язык через ислам.

Проводя колонизацию края русским населением, царское правитель­ство сгоняло татарских крестьян с лучших земель. Это вызвало ряд вос­станий, а затем бегство части казанских татар, преимущественно в среднюю часть Приуралья и Башкирию.

Трудовые массы татар попали под двойной гнет: являясь в большинстве сначала ясачными, а позднее государственными крестьянами, они много терпели от произвола царской администрации и от своих феодалов, которые сперва пытались получить с них второй ясак в свою пользу, а позднее ины­ми путями эксплуатировали их. Все это обостряло классовые противоре­чия и подготовляло почву для жестоких классовых битв, не раз разверты­вавшихся в крае, особенно во время народных восстаний под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева, в которых татары принимали ак­тивное участие.

После присоединения края к Русскому государству татарские феодалы в большинстве перешли на службу к царскому правительству, но вместе с тем продолжали бороться за свои привилегии, за господство над корен­ным населением; противопоставляя православию ислам, они проповедова­ли ненависть ко всему русскому. Однако во время народных движений та­тарские господствующие классы обычно становились на сторону царского правительства.

По отношению к татарам-мишарям, вошедшим в состав Русского госу­дарства раньше казанских татар, национально-колониальная политика царизма осуществлялась несколько по-иному; в частности, среди них не проводилось жестокого обрусения путем насильственного крещения. Цар­ское правительство в XVII в. перебросило часть мишарей вместе с их мур­зами в западную часть Башкирии для охраны укрепленных рубежей По­волжья от нападения южных кочевников. Мишарей привлекали к строи­тельству оборонительных сооружений как на правобережье, так и за Волгой, наделяя их землями во вновь захваченных местах. Оставшихся же на прежних местах мишарей правительство уравняло с ясачными, позднее государственными крестьянами, отняв у них значительную часть земель и передав их русским помещикам.

Таким образом, в XVII — XVIII вв. казанские татары и правобереж­ные татары-мишари в довольно значительном числе продвинулись на во­сток, в заволжские земли, особенно в Западное Приуралье, составив там большой процент населения. Бежавшие сюда еще раньше казанские тата­ры попали в полукрепостную зависимость от башкирских феодалов и по­лучили наименование «припущенников», или «тептярей». Служилые татары-мишари под названием темен (темниковских) долго сохраняли свое привилегированное положение, а переселившиеся позднее так называ­емые алатырские, или симбирские, мишари стали обычными ясачными, позднее государственными крестьянами. Они приселились к башкирам или заняли свободные земли. Тептяри и алатырские мишари сблизились с башкирами и представителями других народов Поволжья: чувашами, мордвой, мари, удмуртами, но сохранили свой язык, хотя и с некоторыми башкиризмами. Они образовали своеобразную подгруппу татар При- уралья, в быту отличную от казанских татар йот татар-мишарей правобе­режья.

Миграции татар после вхождения их в состав Русского государства в течение XVI — XVIII вв. способствовали дальнейшему процессу их этнического формирования. На новых местах они не теряли своих ос­новных особенностей, но вследствие сближения с новыми соседями в их языке и быту появились черты, отличающие их от оставшихся на прежних местах обитания.

Развитие капиталистических отношений среди татар шло медленнее, чем у русских. Однако товарно-денежные отношения постепенно прони­кали в татарскую деревню, способствуя расслоению татарского крестьян­ства. В конце XVIII в. разорявшиеся крестьяне стали заниматся кустарны­ми промыслами, а торговцы и разбогатевшая часть крестьян сначала за­нялась скупкой продукции у кустарей, а затем — организацией мелких мануфактур.

Отмена крепостного права мало затронула татар, бывших и до этого государственными крестьянами, но реформа 1866 года, касавшаяся госу­дарственных крестьян, ухудшила их экономическое положение, лишив значительной части лесных и сенокосных угодий.

Быстрое развитие капитализма в России в пореформенный период усилило расслоение татарской деревни. Крестьяне теряли скот, инвентарь и вынуждены были сдавать надельную землю в аренду. Из-за жестокой эксплуатации со стороны скупщиков и владельцев кустарных произ­водств кустарные промыслы не обеспечивали трудовое население средст­вами существования. Татарская беднота стала уходить на отхожие промы­слы, создавая отдельные группы рабочих в местах отходничества. Однако формированию татарского пролетариата мешали феодальные пережитки, удерживавшие бедноту в деревне.

Татарская буржуазия, в ряды которой постепенно вливалась и старая феодальная верхушка, занявшаяся торговлей как в крае, так и за его пре­делами (Средняя Азия, Казахстан), во второй половине XIX в. пыталась основать крупные промышленные предприятия, но натолкнулась на жес­токую конкуренцию: русским промышленникам было выгоднее удерживать татар на скупке сырья, особенно за пределами края, и на его первичной об­работке, чем допускать их к крупному производству, где прочно утвердился русский капитал.

В это время татары уже формировались в буржуазную нацию. Татарские господствующие классы провозгласили ислам основой на­родной культуры. Возникли многочисленные кадры мусульманского духо­венства, подчинившие себе школу и вторгавшиеся даже в семейную жизнь татар. В течение веков ислам пропитал своими догмами и установ­лениями не только сознание, но и быт народа. В каждой татарской деревне была обязательно хотя бы одна мечеть с соответствующим штатом духо­венства. Для совершения обряда бракосочетания (никях), как и для наре­чения имени ребенку, приглашали муллу.

Похороны проводились обязательно по религиозному обряду. Умер­шего старались похоронить возможно быстрее, причем весь ритуал вы­полняли мужчины. Женщинам даже вход на кладбище не разрешался. На могилах татары обычно сажали крупные деревья, поэтому кладбища представляли собой большие рощи, тщательно огороженные и охраня­емые.

Относительная замкнутость пропитанной мусульманским фанатизмом культуры татар обусловливала сохранение их отсталости, тормозила культурный рост татарского общества. Религиозная школа, где все вни­мание было сосредоточено на бессмысленной зубрежке мусульманских догм, не давала знаний, необходимых в практической жизни. Передовые люди татарского общества восставали против мусульманской схоластики с ее учением о безразличии ко всему земному и безграничной покорности судьбе (суфизм), столь удобным для эксплуатации трудовых масс господст­вующими классами. Вместе с этим передовая русская общественная мысль пореформенного времени не могла не влиять на татарское образо­ванное общество. Огромную роль здесь сыграл открытый в 1804 г. Казанский университет, ставший центром культуры всего Среднего По­волжья.

Среди татарской буржуазии выделились сторонники некоторых преоб­разований в жизни татарского народа. Свою деятельность они начали с изменения методов преподавания в школе, поэтому получили название новометодистов (джадидистов) в отличие от сторонников старины — старо- методистов (кадимистов). Постепенно борьба между этими течениями охва­тила различные стороны жизни татарского общества.

Как в любом национальном движении, среди джадидистов наблюда­лось два резко различных направления — буржуазно-либеральное и демо­кратическое. Либералы требовали осторожных реформ в пределах основ­ных догм ислама, внедрения новой (русской) культуры только в среду господствующих классов и сохранения для народных масс старой мусуль­манской культуры. Демократы стояли за построение татарской культуры по образцу демократической русской, за повышение культурного уровня трудовых масс, за их просвещение.

Во главе просветительного движения среди татар стал ученый-демок­рат Каюм Насыри (1825—1901 гг.). Он организовал первую новометодную татарскую школу, явился основоположником татарского литературного языка, так как раньше татары писали на арабском языке. Заботясь о просвещении народа, Насыри составил и издал много книг по различным отраслям знания. Его деятельность вызывала бешеную ненависть реак­ционеров, насмешки либералов, но демократическая общественность на­шла в нем своего руководителя. Идеи Насыри оказали большое влияние на развитие татарской демократической культуры.

Во второй половине XIX в. в крае начала развиваться крупная про­мышленность и стали формироваться, хотя еще и слабые, кадры рабочих, которые вступили в борьбу против капиталистической эксплуатации. Сначала эта борьба носила стихийный характер, но с конца 1880-х годов созданию организаций рабочих и выработке у них пролетарского само­сознания стали помогать марксистские социал-демократические кружки. Первым из них был кружок Н. Е. Федосеева, в работе которого принимал участие В. И. Ленин, вернувшийся в Казань из своей первой ссылки в дер. Кокушкино.

В начале 1900-х годов возникла Казанская социал-демократическая группа, в 1903 г. организовался Казанский комитет РСДРП, стоявший на позициях ленинской «Искры».

Социал-демократы развернули большую пропагандистскую деятель­ность среди рабочих казанских предприятий. В это время из среды татар выделился высокообразованный марксист-большевик Хусаин Ямашев (1882—1912 гг.).

Во время революции 1905—1907 гг. в татарском обществе уже ясно обозначилась расстановка классовых сил. Передовые татарские рабочие под руководством большевистской партийной организации, во главе которой в это время стоял Я. М.. Свердлов, боролись против царского правительства вместе с пролетариатом других национальностей. Татары- крестьяне боролись за землю, но среди них была еще слабо поставлена социал-демократическая пропаганда, и они зачастую действовали сти­хийно. Господствующие классы целиком встали на сторону правительст­ва, хотя внешне и разделились на группы: одни стали откровенными мра­кобесами черносотенцами, другие — кадетствующими либералами. Объединившись в партию «Союз мусульман», татарская буржуазия, стояв­шая на националистических позициях, пыталась занять господствующее положение не только среди своего народа, но и на всем мусульманском Востоке России.

Лагерю буржуазии противостояла демократическая интеллигенция, из которой выделилась группа крупных деятелей татарской культуры — поэты Г. Тукай и М. Гафури, драматург Г. Камал, писатели Г. Кулах- метов, Ш. Камал, Г. Ибрагимов и др. Они развернули пропаганду демо­кратических идей, борясь с черносотенцами и либералами. Большевикам в 1907 г. удалось организовать издание первой татарской большевистской газеты «Урал», выходившей в Оренбурге под руководством X. Ямашева и имевшей большое значение для пропаганды социал-демократических идей среди трудящихся татар.

Революция 1905 г. оказала огромное влияние на татарское общество. Даже в мрачные годы столыпинской реакции лучшие представители татарского народа продолжали борьбу за демократическую культуру. Трудящиеся татары начали постепенно выходить из векового застоя и изо­ляции, они накапливали силы, чтобы совместно с русским народом под его руководством дать последний бой угнетателям, без различия националь­ностей.

В период развития капитализма произошло значительное культурное сближение казанских татар и мишарей. Чтение литературы, созданной на казанском диалекте, влияло на язык мишарей, постепенно сближало его с казано-татарским. Мишари принимали активное участие в создании об- щетагарской демократической культуры.

Февральская революция, когда руководство захватила татарская бур­жуазия, ничего не дала трудовым массам. Только Великая Октябрьская социалистическая революция, проведенная трудящимися России под руководством Коммунистической партии, освободила все народы страны, в том числе и татар, от многовекового угнетения и открыла перед ними путь к новой счастливой жизни.

Основные трудовые массы татар, как и всех народов края, приняли активное участие в Октябрьской революции, но татарская буржуазия встретила Советскую власть оже^тптптттт™ ™тфотивлением. В период гражданской войны, охватившей н . территории этого края,

трудовое население оказывало противление белогвар­

дейцам.

После гражданской войны, в к< ! татарские части прини­

мали активное участие, трудящие :учили свою автономию.

27 мая 1920 г. была образована ПР. В ее состав вошли

территории Среднего Поволжья t акамья, наиболее густо

населенные татарами. Значительш >ей и татар Приуралья,

разбросанных небольшими группам с народностей, не вошла

в Татарскую АССР.

Образование Татарской АССР сть татарскому народу,

совместно с другими народами, — территории республики,

под руководством Коммунистической партии осуществить социалистичес­кие преобразования.

Татарский народ полностью преодолел прежнюю хозяйственную и культурную отсталость, стал равноправным членом социалистического общества, с успехом строящим коммунизм. В общую сокровищницу социа­листической культуры Советского Союза татарский народ вносит и свою до­лю, свои культурные ценности, собранные за века его исторического су­ществования и созданные в последние десятилетия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]