Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mol_a_sociodinamika_kultury.pdf
Скачиваний:
46
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
5.25 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

39

Глава I. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

«Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо».

Ж.-П. Сартр

Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным окружением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем «культурой». «Культура»— термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества. Поэтому можно говорить, с одной стороны, о социологии культуры, а с другой — о динамике культуры. Именно о последней и пойдет речь в нашей книге.

§ 1. Методологические замечания

Какое определение можно было бы дать слову «культура»? Поиски определения предмета сами по себе уже составляют самостоятельный прием исследования, поскольку неясности в определении абстрактного термина всегда отражают какую-то особенность определяемого предмета. Схоластическая и гуманистическая традиция, имея перед глазами пример геометрии, видела в поиске определений непременную предпосылку всякого знания. Современное мышление в этом смысле гораздо либеральнее: сегодня уже не кажется безусловно необходимым заранее определять все употребляемые слова для того, чтобы строить из этих слов правомерные утверждения. (Последние понимаются как утверждения, которые приводят к некоторой системе операций — применение «операциональной концепции» Бриджмена5 к сфере мышления.)

Определения, которыми готов удовлетвориться прагматист6, представляют собой примеры «ситуационных осмыслений» определяемого слова. Такие определения не претендуют на исчерпывающую полноту и нередко сводятся к последовательности точных — то есть логически согласованных — высказываний. Определяемое

35

слово в этом случае выступает как «резюме» совокупности этих высказываний. Определения такого рода «незамкнуты)? и испытывают на себе влияние процессов

развития языка, что делает их особенно интересными в случае таких абстрактных слов, как «культура». Длина незамкнутого определения неограниченна. Оно приобретает все большую строгость по мере того, как все полнее выражает содержание определяемого слова. Иначе говоря, такое определение конвергентно в смысле, который будет пояснен ниже.

Объясним это более подробно. В «замкнутых» определениях классического типа слово а определяется некоторой фразой, иначе говоря, множеством слов i, j, k, l, . . ., не включающим в

себя само определяемое слово 7. Каждое из слов i, j, k, l, ... в свою очередь определено с помощью слов р, q, r, s, m, п, о и т. д., причем подразумевается, что слова a, i, j, k, . . . не включаются в

свои собственные определения 8.

«Незамкнутое» же определение не придерживается этого формального правила, а сводится к высказыванию ряда утверждений относительно определяемого слова. Таким образом, мы имеем здесь не определение, которое может для ясности сопровождаться примерами употребления слова, а определение, целиком построенное из таких примеров. Подобных примеров должно быть достаточно много для каждого значения слова; сверх того, они должны быть «конвергентны», то есть должны передавать основные ассоциативные связи слова в порядке их значимости; иначе говоря, каждый очередной пример употребления слова должен что-то добавлять к нашему знанию о нем, почерпнутому из предыдущих примеров. Таким образом, подобное определение, в сущности, представляет собой схематизацию и упорядочение реальных мыслительных процессов.

В принципе мы могли бы поэтому вообще отказаться от поисков определения столь общего слова, как «культура», вполне правомерно приняв, что определением этого термина в свойственном автору словаре и послужит вся написанная им на эту тему работа. Так далеко мы, однако, не пойдем: ведь это лишило бы смысла саму операцию определения, но мы будем придерживаться «незамкнутого» определения, которое (в отличие от «замкнутых», знакомых нам, например, из геометрии) всегда остается

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 39 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

40

открытым для поправок и дополнений. Понятие о «расплывчатых явлениях», то есть таких явлениях, которые можно очертить, но нельзя строго определить, так как они «растворяются» в собственных определениях, составляет, в сущности, одну из весьма важных идей, которыми гуманитарные науки обогащают науки точные 9.

Итак, мы ограничимся тем, что в общих чертах покажем этот процесс «конвергенции», в конечном счете приводящий к определению слова «культура». Для этого мы выскажем некоторые утверждения относительно культуры и постараемся выявить способы представления культуры как величины, допускающей количественную оценку; прежде всего мы будем стремиться установить, каковы измеримые параметры культуры. Мы начнем с описания прошлого и настоящего культуры.

36

§ 2. Гуманитарная культура и ее закат

Термин «гуманитарный» («гуманитарная наука», «гуманитарное образование») был создан в XVII — XVIII вв. Он использовался, когда речь шла об образованном человеке, обладающем обширными познаниями почти во всех сферах человеческой деятельности и которому «ничто человеческое не чуждо». Предполагалось, что свои познания он приобретает, изучая «свободные искусства»10 и классические языки, в соответствии с подразумевавшейся в то время и подтверждаемой данными современной психологии гипотезой, что слова усваиваются прежде, чем идеи, и перекрывают их по содержанию. На Западе все еще по инерции доминирует эта гуманитарная концепция, под влиянием которой мы видим нашу культуру в искаженном свете. Если эта отжившая концепция все еще сохраняется в нашем сознании, то это объясняется смутно ощущаемой нами потребностью в таком типе культурного человека, который, не вдаваясь в технические частности (что лучше его сделают узкие специалисты), в полной мере и в совершенстве умел бы применять на практике способности своего ума.

Идея «гуманитарной культуры» сослужила в свое время немалую службу, поскольку начиная с эпохи Возрождения гуманитарное образование играло весьма значительную роль в развитии западного мира: гуманитарная культура была таким этапом этого развития, на котором существовала четко сформулированная доктрина знания. Суть ее заключалась в утверждении, что существуют какие-то основные предметы и главные темы для размышлений в отличие от предметов менее важных и мелочей повседневной жизни.

Это учение, таким образом, предлагало прежде всего некоторую иерархию, или упорядочение, наших идей, постулируя существование всеобъемлющих «общих понятий». Овладение этими понятиями предполагало владение языком, умение писать, знание основ геометрии, принципов логического мышления, силлогистики, теоремы Пифагора, умение подставлять определение на место определяемого, общее представление о строении Вселенной, знание цитат, а также, на более высокой ступени, классических языков, владение нормами общественного поведения и многое другое.

Через противопоставление этим главным понятиям определялись и связанные с ними «второстепенные» понятия. Благодаря этому любое восприятие соотносилось с некоторой «сетью» знания, обладавшей четко выраженной структурой и сотканной из основных, второстепенных, третьестепенных и т. д. линий; это была как бы сеть маршрутов мысли со своими узловыми точками знаний, которые Б. Мильерон назвал «понятиями-перекрестками» (concepts-carrefours), то есть ключевыми понятиями или концепциями, к которым мы то и дело возвращаемся в ходе наших размышлений.

Картезианская схема знаний утверждала: «Перед нами несколько магистральных маршрутов. Расчленим наше рассуждение на це-

37

почки совсем простых, легких и очевидных элементов», или, иными словами, «сведем конкретную мысль к некоторому шаблону, к некоторой общей структуре или разложим ее на простейшие составные части». Восприятия должны были как бы проецироваться на экран знаний, который можно представить себе в виде напоминающей паутину сетки, строго упорядоченной относительно нескольких центров. В частности, сообщая новую мысль, «гуманитарная» педагогика, наследием которой мы живем и по сей день, старалась научить нас определенным приемам, позволяющим сравнительно легко овладеть новым понятием. Отправляясь от некоторой исходной точки, идею, наблюдение, факт связывали с каким-то родственным понятием, затем со следующим, пока таким

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 40 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.