Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
321
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
878.08 Кб
Скачать

1.4. Предмет этики

Предмет изучения этики, как уже было сказано, -- нравствен­ность.

Нравственность можно определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятель­ность, обусловленную мировоззрением. Ведь именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение личности, делая его в высшей степени осмысленным.

Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, по­этому истоки нравственности следует искать в отношениях между людь­ми. Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность лю­дей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравствен­ность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.).

Будучи историческим явлением, нравственный регулятив про­должает развиваться, отражая прогрессивную динамику обществен­ной жизни. К очевидным тенденциям в развитии морали можно от­нести следующие.

Во-первых, усиление роли нравственности в системе общественных отношений, а следовательно, и в жизни отдельного человека. В этом можно убедиться, сравнивая современную эпоху с предыдущими, когда нравственность, как правило, являлась составной частью доминирую­щего в обществе политического, экономического, религиозного или иного регулятива. В настоящее время она выделяется в «чистом» виде как особая форма общественного сознания. Более того, рост ее влияния на другие сферы культуры (религию, политику, право и т.д.) неоспорим.

Во-вторых, изменение самого содержания нравственности. Оно гу­манизируется. Если раньше ее законодателями являлись государство или

11

Бог и соответственно они же являлись целью нравственного требования, то теперь на их место приходит человек. Человек становится не средством, но целью нравственного процесса. В этом смысле прогрессивная эволю­ция нравственности очевидна, что прослеживается и в истории этики.

В-третьих, рост эффективности нравственных форм регулиро­вания в обществе. Брлее того, эти формы представляются и наиболее перспективными. В отличие от правовых норм или религиозных догм, нивелирующих, ограничивающих поведение человека жестки­ми санкциями в этой или следующей жизни, нормы нравственности действуют на других основаниях. Исходя из аксиомы, что человек является не средством, но целью, нравственное сознание не может быть репрессивным. Оно апеллирует к достоинству личности, к соз­нательному выбору, сделанному уважающим себя человеком.

Учитывая общие тенденции мирового развития, можно прогно­зировать повышение статуса отдельной личности в системе общест­венных отношений. Следовательно, будет возрастать и роль морали. Ведь нравственная регуляция является наиболее адекватной формой саморегуляции личности.

1.4.1. Происхождение и эволюция нравственности

Вопрос о происхождении нравственности был поставлен еще в древ­ности. Мыслители выводили нравственные нормы из естественной природы человека, приписывали их авторство Богу и т.д.

Чтобы понять причины возникновения нравственности, необходи­мо сначала обратиться к такому явлению, как культура. Уникальность этого явления заключается в том, что оно сугубо человеческое. У других живых организмов культуры нет, да она им и не нужна: что и как делать записано в их особых биологических программах поведения — инстинк­тах. Культура возникает на определенном историческом этапе как со­вершенно новый, небиологический способ детерминации поведения. В процессе эволюции человека инстинкты постепенно подавляются. Их функции берут на себя социальные институты первобытного общества, теперь уже они предписывают человеку, как ему вести себя в той или иной ситуации. Смена биологических регулятивов социальными приве­ла к более эффективной адаптации человека к окружающей среде. Бла­годаря этому стала возможной быстрая и гибкая реакция на изменяю­щиеся условия жизни. Фактически с этого момента человечество, уже не меняясь биологически, беспрерывно численно растет, осваивая гигант­ские территории.

На начальном этапе власть общества над своими членами была абсолютна. Существовал жесткий поведенческий стереотип, регла-

12

ментирующий деятельность человека во всех сферах жизни от рож­дения до смерти. Он обеспечивался целостным мировоззренческим комплексом (прототипом современной светской культуры), который содержал в себе религиозные, правовые, эстетические, политические и другие идеи в еще крайне примитивном, нерасчлененном виде. В этот первобытный мировоззренческий синкретизм (греч. — соедине­ние) входили и представления о нравственном. Неудивительно, что первоначальные формы нравственности одновременно являлись и первоначальными формами права, религии и т.д.

Такие синкретические представления можно обнаружить в табу, немотивированных запретах, репрессивным образом определяющих поведение первобытного человека. Даже если табу нарушалось слу­чайно, виноватого ожидало строгое наказание, а то и смерть. Такие запреты существовали в важнейших сферах человеческого бытия — половой, культовой и т.д. В качестве примера можно привести табу на половую связь с близкими родственниками (инцест), на поедание себе подобных (каннибализм) и др. На самых ранних этапах существова­ния человеческого общества табу являлись универсальной системой регламентации общественной жизни. Отсюда и представление о них, как наиболее древней и простой форме нравственности.

К древним формам нравственности можно отнести также обычаи и традиции, т.е. некие виды социального ритуала, общепринятого стереоти­па поведения в рамках конкретного общества. Зачастую они выражаются в виде правил, заповедей, освященных местным религиозным культом.

В качестве примера можно привести широко распространенный обычай гостеприимства. Трудно поверить, что это элементарное в на­стоящее время действие, в древности несло огромную смысловую на­грузку. Ведь фактически и просящий и дающий ночлег подвергали себя определенной опасности. Гость и хозяин должны были продемонстри­ровать друг перед другом чистоту намерений, выполнить особый ритуал. Современное, пусть скромное, но тем не менее обязательное угощение пришедшего в гости является отголоском того древнего обычая, в кото­ром совместная трапеза была неотъемлемым магическим действом. Вспомним, что даже в русской сказке Иванушка, попадая в гости к Бабе Яге, требует, чтобы она его накормила. Совместный прием пищи в древности являлся аналогом братания, обязывающего стороны как бы к родственным отношениям. Такое своеобразное «страхование» было не­лишним в условиях родоплеменной вражды.

В целом традиционные представления ориентировали на уваже­ние к старшим, коллективизм и трудолюбие, что получило отраже­ние в фольклоре.

13

Обычаи, традиции, заповеди отличаются от современных нравст­венных норм. Они конкретны, детально регламентированы, тесно свя­заны с другими сторонами'жизни человека (например, с гигиеной и т.п.), требуют от него необходимого действия, не касаясь внутренней мотивации, и распространяются на ограниченное число людей. По от­ношению к другим общностям этих нравственных правил не существу­ет. Представителя чужого племени можно и обмануть, и ограбить, и убить — это поощряется, считается доблестью. Однако главным отличи­ем традиционных форм нравственности от современных является их нерефлексивность. Иными словами, они воспроизводятся силой массо­вой привычки, властью общественного мнения или каким-либо автори­тетом, а не в результате осмысленного (разумного) выбора. Именно по­этому, наряду с вполне здравомыслящими требованиями, у различных народов существовали и совершенно нелепые обычаи, вызывавшие удивление, а то и ужас у путешественников.

Важным этапом в развитии нравственности стало выдвижение в качестве нравственного критерия разума. Нельзя сказать, что до этого момента разум игнорировался, однако его роль была подчи­ненной: человек объяснял себе и другим, почему тот или иной обы­чай хорош, но не критиковал его. Критический взгляд на традици­онную систему нравственных отношений привел к вычленению ее существенных элементов. Собственно, с этого момента и возникает нравственность в современном смысле этого слова. Неслучайно по­этому некоторые исследователи считают табу и обычаи не нормами нравственности, а предпосылками их возникновения. Благодаря но­вому статусу разума начинает происходить отбор или формулировка норм, лишенных каких-либо этнических и социальных особенно­стей, т.е. универсальных и общеобязательных.

Этот этап истории этики зафиксирован в различных культурах. На­пример, в античности он наступает в 4 в. до н.э. Деятельность софистов, и особенно Сократа, приводит к тому, что множество обыденных нрав­ственных представлений подвергается тщательному анализу и критике. Симптоматично, что впоследствии Сократ был осужден за богохульство. В этом обвинении был определенный смысл, ведь его исследования объективно способствовали освобождению нравственных норм от ре­лигиозного влияния (религиозная догма, в отличие от нравственной нормы, не терпит рациональной критики). Неслучайно и то, что ученик Сократа, киник Диоген, объявил себя космополитом, т.е. человеком, раздвинувшим национальные рамки, ставшим гражданином всего мира.

Развитие нравственности нельзя воспринимать как равномерное по­ступательное движение, однако каждый новый этап имел определенное

14

прогрессивное значение. Так, например, мировые религии Средневеко­вья— христианство и ислам — способствовали распространению идеи равенства людей независимо от их национальности и социальной принад­лежности. И хотя это равенство трактовалось специфически, как равенст­во перед Богом, эта идея все равно была огромным шагом вперед, ведь достаточно вспомнить, что в античной Греции времен Аристотеля раб вообще считался не человеком, а неким «говорящим орудием». Новое время, следующее за Средневековьем, также обогатило нравственное соз­нание. Весьма плодотворной оказалась, например, идея «естественных» прав и свобод человека, впоследствии зафиксированная в буржуазных конституциях (Франции, США и др.).

Важным в развитии нравственного сознания является период не­мецкой классической философии (конец 18 — начало 19 в.). Творчест­во немецких мыслителей отразило существенный момент в самоопре­делении нравственности. Так, И. Кант в своих трудах рассматривает мораль как автономную, не зависящую от религии, права, экономики и др. область. Такое признание свидетельствовало о том, что, пройдя длительную эволюцию, нравственность к этому времени утвердилась как самостоятельная форма общественного сознания. Иными слова­ми, наука этика окончательно выделила свой предмет. Это обстоятель­ство дало возможность полноценного исследования структуры, свойств и специфических функций нравственности.