Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Катькало_книга_Эволюция_теории_стратегического_управления.doc
Скачиваний:
172
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
3.95 Mб
Скачать

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

онной структуры, систем и процессов, применяемых корпора­цией для управления своими разнообразными бизнесами. Именно при достижении состыковки этих трех элементов, а также видения будущего фирмы, ее целей и задач может иметь место корпоративная стратегия, которая действительно приве­дет к созданию для акционеров ценности от диверсификации корпорации.

Рисунок 5.2. «Треугольник» корпоративной стратегии Коллиза и Монтгомери

Любопытно, что у Коллиза и Монтгомери традиционное для исследований стратегий диверсификации понятие «синергети-ческих эффектов» (от включения в состав фирмы различных бизнесов) также интерпретируется в терминах ресурсной кон­цепции. К числу важных для эффективной корпоративной стра­тегии ресурсов они относят «родительские функции» штаб-квар­тиры диверсифицированной корпорации. Следует подчеркнуть, что особое значение этих функций для успешного управления такой корпорацией признается и другими известными зарубеж­ными и российскими учеными. Так, А. Чандлер [Чандлер, 2003] выполнил фундаментальное исследование функций штаб-квар-

382

5.5. Операционализация и эмпирическая проверка ресурсной концепции...

тиры в многопрофильной фирме, выявив три их разные модели, а М. Гулд с соавторами [Goold et al., 1994] даже разработали спе­циальную концепцию конкурентного преимущества как след­ствия эффективных «родительских» функций («parenting advan­tage»). И. Гурков [Гурков, 2006] в своем новом крупном исследо­вании стратегии и структуры корпорации также уделил этому типу преимуществ приоритетное внимание.

Концепция Коллиза и Монтгомери, разработанная на осно­ве анализа опыта 60 ведущих международных компаний, под­твердила и то, что одним из самых популярных способов эмпи­рически проверить логику ресурсной концепции является прило­жение ее к вопросам корпоративных стратегий диверсификации. Однако, хотя ресурсная логика диверсификации неоднократно имела эмпирические верификации [Piscitello, 2004], дискуссион­ным вопросом остается предсказываемая ею обязательная зави­симость высоких результатов фирм от стратегий связанной ди­версификации. Ряд исследований развития во второй половине XX в. конгломератов в Германии, Великобритании и Франции [Whittington, Mayer, 2000], а также интегрированных бизнес-групп в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии [Grannovetter, 1995] и в России 1990-х гг. [Паппэ, 2000] показал: в конкретном институциональном контексте стратегии несвязанной диверси­фикации могут быть (иногда устойчиво) успешными.

Проведенный анализ трудностей и достижений в операцио-нализации и эмпирической проверке ресурсного подхода можно завершить следующими выводами.

Во-первых, в настоящее время имеются довольно значитель­ные неиспользованные резервы операционализации ресурсной концепции. Иными словами, пока сохраняется разрыв между об­щепризнанной полезностью ресурсной концепции как теорети­чески солидного объяснения причин устойчивых конкурентных преимуществ и ее полезностью как практического инструмента. Особенностью нынешнего уровня операционализации ресурс­ного подхода является то, что зачастую гораздо легче идентифи­цировать имеющиеся у фирмы отличительные организационные способности, чем менеджерам создать их заново. Вместе с тем, учитывая бурное развитие исследований в духе ресурсной кон-

383