Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2005_V_A_Chetvernin_Vvedenie_v_kurs_obschey_teorii.doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Глава 3 по­ня­тие го­су­дар­ст­ва

3.1. Феномен государства: уровни рассмотрения

Феномен государства можно рассматривать с разной “высоты” тео­ре­тического изучения, в разном контексте, в разном теоре­ти­че­ском при­ближении, “извне” и “изнутри”.

В первом приближении “извне”, в контексте междуна­род­ных от­ношений или с “высоты” международного права, го­су­дар­ст­во вы­сту­пает как со­во­куп­ность лю­дей (на­ция), про­жи­ваю­щих на оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии и объ­е­ди­нен­ных пуб­лич­ной по­ли­ти­че­ской вла­стью. В та­ком виде госу­дарство предстает “внешнему наблю­да­телю”, который мо­жет различать в госу­дарст­венном целом лишь наиболее крупные его эле­менты – на­селение государства, государст­венную территорию и орга­низа­цию госу­дар­ствен­ной власти.

Во вто­ромприближении наблюдатель находится “вну­три” пуб­лично-вла­ст­ной ассоциации – множества людей, объединенных публичной политической властью. Здесь он вос­прини­мает государ­ство в качестве повеле­вающей, властной ор­ганиза­ции, отличающейся от остального населения.

Иначе говоря, государство в этом контексте выступает не как население, объединенное пуб­лич­ной по­ли­ти­ческой властью, а как ор­га­ни­за­ция, осу­ще­ст­в­ляю­щая эту власть, или ап­па­рат власти.

Наконец, в третьем приближении появляется возмож­ность рас­смотреть аппарат государственной власти как слож­ную сис­тему, со­во­куп­ность вла­ст­ных ор­га­нов и учреждений, их от­ноше­ния, связи между ними. В таком контексте, в частности, с “высоты” кон­ституци­онного права, го­су­дар­ст­во рас­смат­ри­ва­ют как систему госу­дарст­вен­ных институтов, ор­ганов законо­да­тель­ной, исполни­тельной и су­деб­ной власти. В этой системе связи ме­жду ее элемен­тами – госу­дарст­венными органами и должност­ными лицами – оп­ределяются их компе­тенцией. Здесь изучают от­ношения су­борди­нации и координа­ции “внутри” ап­парата го­су­дарст­венной власти.

Таким образом, тер­мин “го­су­дар­ст­во” упот­реб­ля­ет­ся в трех зна­че­ни­ях, а именно обозначает (1) государственно-ор­ганизо­ван­ное сооб­ще­ство, (2) аппарат государственной вла­сти как це­лое (для краткости в этом контексте говорят про­сто “государст­венная власть”) и (3) сис­тему государствен­ных ор­га­нов.

Однако это еще не три раз­ных по­ня­тия го­су­дар­ст­ва. Есть раз­ные кон­цепции го­су­дар­ст­ва. Каждая из этих концепций может учи­тывать все три зна­че­ния тер­ми­на “го­су­дар­ст­во”, но при этом сущность го­сударства в каж­дой концепции объ­ясняется по-сво­ему.

3.2. Пуб­лич­ная по­ли­ти­че­ская власть

Ро­до­вым по­ня­ти­ем для всех вариантов понимания го­су­дар­ст­ва служит по­ня­тие пуб­лич­ной по­ли­ти­че­ской вла­сти.

В об­ще­ст­ве су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные ви­ды лич­ной и со­ци­аль­ной вла­сти – власть гла­вы се­мьи, власть гос­по­ди­на над ра­бом или слу­гой, эко­но­ми­че­ская власть крупных соб­ст­ве­нни­ков, ду­хов­ная власть (ав­то­ри­тет) церк­ви, власть организованного преступного сообщества и т.д. Все на­зван­ные ви­ды пред­став­ля­ют со­бой ли­бо ин­ди­ви­ду­аль­ную, ли­бо кор­по­ра­тив­ную, груп­по­вую власть. Она су­ще­ст­ву­ет в си­лу лич­ной за­ви­си­мо­сти под­вла­ст­ных, не рас­про­стра­ня­ет­ся на всех чле­нов об­ще­ст­ва, не осу­ще­ст­в­ля­ет­ся име­нем на­ро­да, не пре­тен­ду­ет на все­общ­ность, не яв­ля­ет­ся пуб­лич­ной.

Власть же пуб­лич­ная– всеобщая – рас­про­стра­ня­ет­ся по тер­ри­то­ри­аль­но­му прин­ци­пу, ей под­чи­ня­ют­ся все, вклю­чая ино­стран­цев (за ред­ким ис­клю­че­ни­ем), кто на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии, которую эта власть способна контролировать.

Публичная власть есть власть по­ли­ти­че­ская. Это власть, предназначенная решать об­щие дела, управ­ляющая народом в ин­те­ре­сах бла­го­по­лу­чия сооб­ще­ст­ва в це­лом, обеспечивающая ста­биль­но­сть и по­ряд­ок. Ради этого она прибегает кор­га­ни­зо­ван­ному при­ну­ж­де­нию вплоть до фи­зи­че­ско­го на­си­лияв от­но­ше­нии со­ци­аль­ных групп и от­дель­ных лю­дей.

Пуб­лич­ная по­ли­ти­че­ская власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся осо­быми группами лю­дей, которые профессионально, на постоянной ос­нове занимаются управле­ни­ем и со­став­ляют ап­па­рат вла­сти. Этот ап­па­рат под­чи­ня­ет все социаль­ные группы политической во­ле, выражаемой в законах и других публично-властных актах, приказах. Реально политическая воля (“общая воля”) выражается как во­ля пра­ви­те­ля, пар­ла­мент­ско­го боль­шин­ст­ва, по­ли­ти­че­ской эли­ты и т.д. Ап­па­рат су­ще­ст­ву­ет и функ­цио­ни­ру­ет за счет на­ло­гов с на­се­ле­ния, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся и взи­ма­ют­ся ли­бо по пра­ву – ко­гда на­ло­го­пла­тель­щи­ки яв­ля­ют­ся сво­бод­ны­ми, ли­бо про­из­воль­но, си­лой – ко­гда они не­сво­бод­ны по отношению к власти и ее представителям. В по­след­нем слу­чае – это уже не на­ло­ги в соб­ст­вен­ном смыс­ле, а дань или по­да­ти.

Ап­па­рат пуб­лич­ной по­ли­ти­че­ской вла­сти обычно вклю­ча­ет в се­бя за­ко­но­да­те­ля (им мо­жет быть и пар­ла­мент, и еди­но­лич­ный пра­ви­тель), пра­ви­тель­ст­во и бюрократию, суд, по­ли­цию, воо­ру­жен­ные си­лы, тюрьмы и другие ка­ра­тель­ные уч­ре­ж­де­ния. Все выс­шие пол­но­мо­чия пуб­лич­ной по­ли­ти­че­ской вла­сти мо­гут быть со­еди­не­ны в од­ном ли­це или ор­га­не вла­сти (монарх, деспот, диктатор и т.п.), но мо­гут быть и раз­де­ле­ны на самостоятельные ветви власти – зако­нода­тель­ную, исполнительную и судебную.

Ап­па­рат пуб­лич­ной по­ли­ти­че­ской вла­сти об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на при­ну­ж­де­ние на всей под­вла­ст­ной тер­ри­то­рии и в от­но­ше­нии все­го на­се­ле­ния. Ни­ка­кая дру­гая со­ци­аль­ная власть не мо­жет кон­ку­ри­ро­вать с пуб­лич­ной по­ли­ти­че­ской вла­стью и при­ме­нять си­лу без ее раз­ре­ше­ния. Это оз­на­ча­ет су­ве­ре­ни­тет пуб­лич­ной по­ли­ти­че­ской вла­сти, т.е. вер­хо­вен­ст­во на под­вла­ст­ной тер­ри­то­рии (внутренний суверенитет) и не­за­ви­си­мость от вла­стных субъектов, дей­ст­вую­щих за пре­де­ла­ми этой тер­ри­то­рии (внешний суверенитет). Толь­ко ап­па­рат пуб­лич­ной по­ли­ти­че­ской вла­сти мо­жет из­да­вать за­ко­ны и дру­гие об­ще­обя­за­тель­ные ак­ты. Все приказы этой верховной власти обяза­тельны для ис­полнения.

Та­ким об­ра­зом, пуб­лич­ная по­ли­ти­че­ская власть ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­дую­щи­ми фор­маль­ны­ми при­зна­ка­ми:

– объ­е­ди­ня­ет на­се­ле­ние по тер­ри­то­ри­аль­но­мупри­нципу, соз­да­ет сообщество, ин­тег­ри­рованное пуб­лич­но-вла­ст­ны­ми от­но­ше­ния­ми на некой территории;

– осу­ще­ст­в­ля­ет­ся спе­ци­аль­ным ап­па­ра­том, который как совокупность людей не сов­па­дает с населе­нием, со все­м территориальным сооб­ще­ст­вом; аппарат действует за счет на­ло­гов;

– об­ла­да­ет су­ве­ре­ни­те­том, в частности, монополией на принуждение и пре­ро­га­ти­вой за­ко­но­твор­че­ст­ва.

Есть два прин­ци­пи­аль­но про­ти­во­по­лож­ных ти­па публичной политической власти: пра­вовой (го­сударст­венность) и сило­вой (от ста­рого дес­по­тизма до современ­ного тотали­та­ризма). На такой позиции в понимании права и государства стоит либертарно-юридическая теория. Но в рамках позитивистского понимания права и государства (см. 1.3.4.) это сущностное различие двух типов публичной политической власти не учитывается. Поэтому в позитивистских концепциях государства (государства и права) сущность государственности (государственно-правового общения) искажается: сущность государства объясняется либо как монопольная принудительная сила, позволяющая произвольно устанавливать законы, либо как сила, действующая в рамках законов, содержание которых считается, опять же, произвольным.