Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2005_V_A_Chetvernin_Vvedenie_v_kurs_obschey_teorii.doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.31 Mб
Скачать

4.3. Исторический ге­не­зис пра­ва и государства

Право и государство возникают как взаимосвязанные и единые в своей сущности формы свободы. Этот тезис раскрывается, в основном, в трех положе­ниях. Во-первых, правовая свобода как способ социального бытия достигается при переходе первобыт­ного общества к от­ноше­ниям собственности. Во-вторых, част­ное право складывается как регулятор отноше­ний об­мена, в ко­торые всту­пают отдельные свободные инди­виды – собствен­ники. В-третьих, публичное право формируется как со­вокуп­ность норм, обеспечивающих свободу человека в политическом сообществе.

По мере становления публичного права происходит полито­генез правового типа (формирование государственности). А именно: происходит замещение общинной потес­тарной власти властными институтами и отношениями право­вого типа. Формиру­ются публично-правовые сообщества (ός, civitas), в которых властные субъекты обязаны действовать в целях обеспечения права и выполнения общих дел субъектов права (граж­дан, подданных).

4.3.1. Правогенез и собственность

В системе регуляции пер­во­быт­ного об­ще­ст­ва не было ка­кого бы то ни бы­ло “раннего права”, которое впо­след­ствии транс­форми­ровалось в право цивилизованное. В этом об­ще­ст­ве че­ло­век не су­ще­ст­во­вал как ин­ди­вид (отдельный че­ловек, лич­ность), был “рас­тво­рен” в кол­лек­ти­ве, а сам кол­лек­тив сущест­вовал как часть природы, естественной среды обита­ния. Дей­ст­во­вали допра­во­вые ре­гу­ля­то­ры, поддержи­вав­шие ба­ланс в отношениях человече­ских популяций с приро­дой. Пер­вые соционорматив­ные сис­темы же­стко регламентиро­вали вза­имоотношения че­ловеческих общно­стей с природной средой обита­ния и отно­шения между коллекти­вами и внутри коллективов по поводу добычи и потребления ес­тест­венных продуктов22. Право же воз­никло тогда, когда человек стал соз­да­вать особый, отде­ленный от при­роды мир своего суще­ство­вания – цивилизованную культуру. Причем такую культуру, в которой чело­век мог быть свободным, относительно независимым и от при­роды, и от других представителей своего вида, рода, об­щины, коллек­тива. Возникновение права породило и соответствующий тип публич­ной политиче­ской власти – государство.

Пра­во и государство возникают постольку, поскольку есть свобод­ные ин­ди­ви­ды, и тогда, ко­гда сво­бод­ные становятся социально значимой группой. По­этому гово­рить об ис­то­ри­че­ском генезисе права можно лишь примени­тельно к ци­ви­ли­за­ции пер­со­но­цен­три­ст­ско­го ти­па.

Свободные как социально значимая группа воз­можны только в обще­стве, в ко­тором существует собст­венность (см. 2.2.2.). Следо­вательно, исторический гене­зис права обуслов­лен возникновением собст­вен­но­сти (частной соб­ственности). Собствен­ность же истори­чески воз­никает то­гда, когда избы­точ­ный продукт, производимый в обществе, при­сваива­ется от­дель­ными членами общества. Последнее воз­можно постольку, по­скольку отдельные члены общества самостоя­тельно используют сред­ства производства (в аграрном обще­стве – это земля).

Собственность есть необходимое условие и важнейший компонент свободы. Люди могут быть свободными (от дру­гих членов сообщества) лишь тогда, когда в обществе официально признаются и защи­щаются отношения соб­ственности. Собственность позволяет членам общества, присваивающим часть произво­димого в об­ществе продукта, быть относительно независимыми в удовлетворении по­требно­стей. Как свободные, они лишь формально не­зави­си­мы друг от друга. Фактиче­ски они нуждаются друг в друге, в соци­альных ролях и ка­че­ствах друг друга, в това­рах и услугах, ко­торые сами не про­из­водят, и по­этому вступают в отноше­ния обмена.

В процессе разложения первобытной общины реальносво­бодными, поначалу становятся лишь реальные соб­ственники. Далее происходит разделение сообщества на иму­щих и неиму­щих, попадающих в имущественную, а затем и личную зависи­мость от реальных собственников. Когда иму­щие стано­вятся социально значимой группой (в марксистской тер­миноло­гии – имущим, эксплуататорскимклассом), они кон­сти­туируют себя уже в качествеформальносвободных, в каче­стве тех, кто имеет право быть собственником – в отличие от тех, кому те­перь это не дозволено. Они устанавливают такой поря­док, при котором остальным запрещено быть собственни­ками. В этом качестве они отделяют себя от иных социальных групп, прежде всего – рабов.

В отношениях свободного обмена сталкива­ются частные ин­тересы субъектов, признающих друг друга соб­ственниками об­мениваемых благ. Для регулирования этих кол­лизий тре­бу­ется новый со­ционормативный регулятор, новые со­циальные нормы. Эти нормы складываются в отно­шениях эквивалентного обмена, в которые вступают субъекты-собственники, признаю­щие друг друга равными (формально равными).

Таким образом, право возникает как социаль­ный регулятор, который упорядочивает взаимодействие свободных субъектов в отношениях эквивалентного социального об­мена. Это нормы, которые, во-первых, гарантируют свободу, формаль­ную неза­виси­мость чело­века в об­ществе и, во-вторых, при­знают равнуюсво­боду фор­мально не­зависимых друг от друга субъ­ек­тов.