Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2005_V_A_Chetvernin_Vvedenie_v_kurs_obschey_teorii.doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Глава 2 по­ня­тие пра­ва

Понятие права (и соответствующее понятие государства) представляет собой научное объяснение сущности права в его взаимосвязи с государством. Определение права – простое перечисление его сущностных свойств.

Разные интерпретации права (пра­ва и госу­дарства) означают разные представления о сущностии со­ответственно разные по­ня­тия (концепции) права. Но это не значит, что у права действительно есть разные сущности или множество сущно­стей. Просто есть ошибочные интерпретации, искажающие сущность права или отрицающие наличие у права самостоятельной сущности.

Например, в позитивистских концепциях правом считаются любые нормы, за которыми стоит организованная социальная сила, или законы, по­средством которых организованные группы, обладающие силой, осуществляющие власть, подчиняют своей воле по­ведение всех остальных. В такой интерпретации право в сущности не отличается от внезаконных проявлений социальной силы: право – это всего лишь особое проявление социальной силы, выражение власти, организованное и упорядоченное принуждение. Право (и государство) “вписываются” в силовую парадигму осмысления социальных явлений: помимо силы никакого права не существует, а то, что называется правом, есть лишь разновидность силы, разновидность принуждения.

Иначе говоря, под названием “право” выступает некий объект (совокупность общеобязательных норм), который определяется в рамках неправовойпарадигмы. Получается, что право – это объект, у которого нет самостоятельной, собст­венноправовойсущности.

Так происходит подмена понятия: вместо понятия права объясняется властно-приказной аспект социальной регуляции, но при этом используется термин “право”. Праву приписываются сущностные свойства смежных с правом, но неправовых явлений.

Между тем право обладает своей собственной сущностью, которая от­личает его от других способов соционормативной ре­гуляции. Поэтому может быть и есть только одно истинное поня­тие права как специфического социального регулятора, или ау­тентичное, “соб­ственно правовое” поня­тие права. Оно объясняет, чем право в сущности отличается от других, смежных объ­ектов (других видов социальных норм), и не смеши­вает право с дру­гими социальными регуляторами.

По­ня­тие права обозначается че­рез его оп­ре­де­ле­ние. В оп­ре­де­ле­нии пе­ре­чис­ля­ют­ся при­зна­ки, выра­жающие сущность пра­ва и отграничивающие его от других, неправовых регуляторов. По­этому в одной и той же концепции возможно только одно опре­деление права. Разные определения отражают разное понимание сущности права. Другое дело, что формулировки определения могут быть разными. Одно и то же определение у разных авторов или в разном контексте может иметь разное словесно-языковое выражение. Используемые для определения формулировки могут быть краткими и развернутыми, могут определять предмет более и менее точно, могут быть правильными и неправильными. Но все правильные формулировки должны, в сущности, одинаково определять (описывать предел, “определивать”) один и тот же предмет. Например, формулировки “всеобщая и равная мера свободы” и “общеобяза­тельные нормы, соответствующие требованиям формального ра­венства” дают, в сущности, одно и то же определение права.