Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализ....doc
Скачиваний:
345
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Секс и эротика

В качестве первого типа, безусловно, следует назвать сексуально-эроти­ческие отношения. При этом термин «сексуальные» чаще используется для обозначения отношений между полами, а «эротический» — для акценти­рования их чувственного характера. Далее мы будем использовать данные понятия как синонимы. В целом под сексуально - эротическими отноше­ниями понимается взаимодействие, мотивированное стремлением к по­вторному переживанию эмоционально-телесного наслаждения. В чем суть эротических отношений? Эротика (чувственность) неотрывна от телесных процессов. Русский язык содержит массу метафор, иллюстрирующих дан­ный факт, например «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок». При этом эротика не исчерпывается физическими ощущениям — в ней телес­ные и психические переживания связаны воедино. Если физическими про­явлениями выступают тонизирующее возбуждение и сладострастное расслабление, то психологическими — прилив энергии, повышение на­строения и самооценки.

Секс дает особое психологическое удовлетворение. На бессознательном уровне сексуальные отношения определяются несколькими иррациональ­ными силами. Это:

  • стремление к слиянию;

  • потребность к обладанию объектом любви;

  • идентификация (отождествление) с партнером;

  • нарциссический триумф;

  • стремление пережить заново телесное удовольствие.

Прежде всего, сексуальные отношения мотивируются бессознательны­ми фантазиями о слиянии. Влюбленные имеют непреодолимое влечение быть вместе. При этом у них возникают особые ощущения, что они «две половинки одного целого» и «знают друг друга целую вечность», хотят «друг друга съесть» или «раствориться друг в друге». На осознаваемом уровне стремление к слиянию с партнером переживается как любовная страсть и желание единовластно обладать партнером.

Другим сильным переживанием является бессознательная фантазия, что «он (она) похож (похожа) на меня», «он (она) мой (моя)». Однако для влюб­ленности важно не столько реальное сходство, сколько соответствие парт­нера такому бессознательному компоненту, как «идеал "Я"». Субъективно это выглядит как восторг и обожание партнера. Если это сопровождается ответными чувствами, возникает особое ощущение психологической близос­ти. Интимность в сочетании с преданностью своей половинке дает ощу­щение нарциссического триумфа: прилива сил, необыкновенной радости и повышения уверенности в себе. Таким образом, сливаясь с объектом сво­ей любви, человек расширяет границы своего «Я».

Любовь начинается с удивления.

Впоследствии при повседневном общении и изучении партнерами друг друга «идеализация» часто ослабевает — наступает разочарование, а вмес­те с ним проходит и влюбленность. Напротив, влюбленность «на расстоя­нии» позволяет нашим бессознательным фантазиям о партнере сохраняться длительно.

Стоит признать, что обсуждаемый тип отношений существенно опреде­ляется инстинктивными Программами и конституционально-биологическими характеристиками индивида, например уровнями женских и мужских гормо­нов в организме. В то же время два других фактора являются не менее важными для судьбы сексуальных отношений конкретного человека. Это характер ран­них взаимоотношений с родителями и гендерные (поло-ролевые) стереотипы.

Отношения с родителями существенно влияют на бессознательный вы­бор сексуального объекта. Наиболее распространен вариант, когда чело­век выбирает партнера, психологически похожего на одного из родителей. В этом случае разыгрывается привычный для родительской семьи сцена­рий. Например, мужчина вновь и вновь влюбляется в равнодушных к нему женщин, невзирая ни на собственные страдания, ни на доводы друзей. Такие женщины притягивают, как наркотик. Напротив, женщины, прояв­ляющие интерес и заботу, не вызывают у него ярких чувств. Такая особен­ность сексуального поведения может быть связана с холодностью собствен­ной матери. Обычно желание ребенка получить внимание и тепло матери вытесняется и перестает осознаваться примерно к подростковому возрас­ту. Вместо него появляется неосознаваемая тенденция отыгрывать данный конфликт, вновь и вновь повторяя свои детские болезненные пережива­ния в сексуальных отношениях.

Аналогично, у женщин встречается паттерн, воспроизводящий конфликт­ные отношения с отцом. Например, женщина с большой вероятностью выбе­рет проблемного партнера и будет мученически заботиться о нем, если ее собственный отец был например, алкоголиком. Но то же самое может про­изойти, если мать женщины была проблемной, что доставляло дочери много страданий. Таким образом, стремление к отыгрыванию (повторению) ранних отношений — один из главных механизмов выбора сексуального партнера.

Другой вариант состоит в выборе человека, максимально не похожего на родителей или предыдущих партнеров. Это выбор — от обратного. На­пример, женщина, имеющая слабого безвольного отца и страдающая в дет­стве от этого обстоятельства, может бессознательно стремиться найти су­персильного мужчину. При этом прочие качества избранника, в том числе опасные для нее будут игнорироваться. Другой пример стратегии компен­сации: неуверенный мужчина бессознательно выбирает сильную активную женщину, помогающую ему адаптироваться и поддерживать самооценку. Мы видим, что выбор сексуального партнера во многом мотивируется не его внешними физическими данными, а скрытыми психологическими мо­тивами. За банальным — «а он мне нравится», как правило, скрывается вся предыдущая личная история и даже история родительской семьи.

Кроме отношений с родителями, на наши сексуальные предпочтения также влияют родительские установки. Они проявляются в различных пред­писаниях, например: «За красивого не выходи, красивые все неверные»; «Тебя никто не возьмет замуж»; «Тебе нужна только скромная жена» и т. д. Нередко в наказах отражаются несбывшиеся мечты родителей или их горь­кие разочарования. Родителям необязательно многократно повторять свои гипнотические формулы. Последние могут передаваться без слов — через семейные тайны, взгляды, жесты и чувства. Как бы там ни было, родители задают жесткие программы, которые работают вопреки нашему сознанию и нередко воспринимаются как «судьба».

На сексуальное поведение также влияют социальные стереотипы — представления, доминирующие в данном обществе в данное время. Сексу­альные стереотипы существуют в форме традиций в области сексуального поведения, социальных требований, запретов, а также идеалов красоты. Нормы сексуального поведения являются одной из самых непостоянных категорий. Например, запрет на убийство другого человека сохраняется в неизменном виде на протяжении десятков веков, в то время как требова­ния к сексуальному поведению меняются от эпохи к эпохе.

Европа претерпела не одну «сексуальную революцию». Известно, что в дохристианский период языческие оргии были распространенным фено­меном. В древней Спарте не только допускались, но и поощрялись гомо­сексуальные отношения между мужчиной и юношей как «наилучший спо­соб воспитания воина». Торжество христианства принесло в средневековую Европу «параноидные» настроения и полный запрет на какое-либо прояв­ление сексуальности. Все, что возбуждало сексуальные чувства, объявля­лось дьявольским порождением. На кострах инквизиции (и Реформации) были сожжены миллионы привлекательных женщин. В соответствии с одним из современных мифов, этим обстоятельством объясняется сокраще­ние числа красивых женщин в Европе в последующее время.

Времена средневекового мракобесия сменились свободной волной Ре­нессанса, чтобы затем уступить место периоду пуританской морали с ее внешним ограничением сексуальности. Именно в эту эпоху жили первые психоаналитики, и именно сексуальное подавление они считали одним из величайших зол и причиной неврозов. Возможно, в том числе благодаря психоанализу, разразилась сексуальная революция 60—70-х годов XX века, То, что мы имеем сейчас в сфере сексуальных отношений, является след­ствием данного событии. Ее волны смели прежние ценности и на какое-то время утвердили полную вседозволенность.

В настоящее время нормальным сексуальным поведением считается все то, что связано с сексуальными взаимоотношениями двух взрослых людей по взаимному согласию без причинения страдания. Гомосексуальные отно­шения в наши дни не преследуются по закону и не считаются патологией, а рассматриваются в качестве варианта индивидуальной нормы. В 2002 году, впервые в истории человечества, в Голландии были узаконены гомосексу­альные браки.

В то же время вновь усиливаются консервативные тенденции, Сексу­альное раскрепощение оказалось опаснее, чем это представлялось ранее — под угрозу поставлено не только здоровье человечества, но и существование такого важного социального института, как семья. В Америке и Европе начали усиленно пропагандировать ценность семьи и брачных отношений.

Несмотря на изменчивость социальных нравов, сексуальное поведение во многом остается одним из самых консервативных. Например, как бы ни изменялись эталоны красоты, они всегда тяготеют к неким универсалиям. Несмотря на изменившийся рост и вес женщин, образец женского тела балансирует вокруг так называемого эталона «песочных часов». В соответ­ствии с данным образцом охват талии женщины должен составлять 7/10 объе­ма ее бедер. Выдающиеся примеры женской привлекательности имели именно такую фигуру. Вопреки асексуальным женским образам, навязы­ваемым нам современными мужчинами - кутюрье с размытой сексуальной ориентацией, сохраняется единый биологически целесообразный эталон дамской красоты. Это молодость, здоровье, стройные ноги, пышная грудь, эмоциональность, искренность, целомудрие и верность. Последнее каче­ство оказывается решающим для выбора мужчиной жены. По некоторым (шокирующим) данным, до 30% мужчин в Америке не являются биологи­ческими отцами «своих» детей. Чаще всего они не знают об этом. Страх женской измены является одним из наиболее сильных аффектов. Поэто­му, несмотря на то, что мужчин больше притягивают внешне привлека­тельные и сексуальные женщины, живут они с верными и заботливыми.

Идеал мужской красоты, напротив, соотносится с треугольной формой фигуры и любым подтверждением силы. В соответствии с этим эталоном талия должна составлять приблизительно 9/10 бедер, а плечи — существен­но превышать их объем. Женщины меньше, чем мужчины, ориентируют­ся на внешнюю привлекательность партнера. Среди черт маскулинного характера ими особенно ценятся самостоятельность, выдержка и надеж­ность. Между сексуальным и брачным выбором женщин также имеются некоторые расхождения. Например, по данным американских опросов, утрированно «мужественные» мужчины (сильные, жесткие, доминирую­щие) сексуально привлекают женщин, но жить с ними женщины не хотят.

Сексуальные предпочтения различаются в зависимости от культуры. Например, последние кросс-культуральные исследования показывают, что американкам больше нравятся самостоятельные и успешные мужчины, англичанкам — с чувством юмора, а русским женщинам — сильные, на­дежные и «статусные».

При этом только в последней группе выявлена прямая связь между сте­пенью сексуальной привлекательности мужчины и уровнем его дохода. Возможно, это преходящее явление, связанное с социально-экономичес­ким кризисом. Но также может быть, что в русском менталитете архетип золота более участвует в сексуальных отношениях. Поскольку русская душа находится под большим влиянием социальных стереотипов, деньги как универсальный символ социального статуса оказывают значительное вли­яние на многие сферы межличностного взаимодействия.

Сексуальные отношения двух людей проявляются в психологической игре, физическом взаимодействии и чувственном удовольствии. Сюда от­носятся как гетеросексуальные, так и гомосексуальные контакты. Харак­тер сексуальных отношений определяется не физическим различием по­лов, а перераспределением активности—пассивности. Один из партнеров (независимо от биологического пола) принимает на себя активно-маскулинную роль, второй — пассивно-феминную. Если такое разделение до­стигнуто, то вполне можно говорить о сексуальной гармонии. В против­ном случае любовники будут вечно бороться друг с другом или утратят отношения по причине взаимной пассивности. Таким образом, одним из важных принципов сексуальных отношений является коплиментарность (взаимодополняемость) ролей.

Чем определяется форма сексуальных отношений? Здесь работают по меньшей мере три механизма: врожденные телесные особенности челове­ка, доминирующий тип эротики (оральная, анальная, фаллическая, зре­лая генитальная) и прежний опыт (сексуальные привычки). Например, оральная эротика связана с высокой чувствительностью губ и кожи. Чело­век с доминирующей оральной эротикой получает максимальное удоволь­ствие от поцелуев, нежных слов и прикосновений. Если же партнер не раз­деляет данных предпочтений или, напротив, имеет совершенно другие сексуальные желания, возникает то, что называется сексуальной несовме­стимостью. Следовательно, хотя основой сексуальных отношений и явля­ется стремление к телесному удовольствию, в целом они представляют со­бой сложный психологический феномен. Интерес к сексуальному партнеру возникает и поддерживается благодаря нескольким скрытым процессам. Среди них: переоценка партнера; отождествление себя с ним; повышение собственной самооценки; навязчивое повторение ранних сценариев взаи­моотношений, например с родителями.

Дружба

Практически то же самое, хотя и с меньшей силой, проявляется во вто­ром виде взаимодействия — дружеских отношениях. Дружеские отноше­ния в широком смысле можно назвать разновидностью сексуальных отно­шений. Они также предполагают близость, но в отличие от эротики, близость душевную. В них также существенную роль играет идентифика­ция (отождествление) с партнером.

Дружба проявляется в «нежных» чувствах и стремлениях «Я»: в общих секретах, общих интересах и взаимопомощи. От друзей в большей степе­ни, чем от любимых, ждут понимания, преданности и поддержки. При этом на бессознательном уровне активизируются нарциссические переживания: «Он (друг) — такой же, как я», «Он — хороший», «Он предан мне», «Он ценит меня», «Мне с ним интересно». Таким образом, дружба — это «секс без эротики», дающий удовлетворение не столько нашему телесному, сколь­ко нашему душевному «Я».

Вслед за Зигмундом Фрейдом можно говорить о двух видах сексуаль­ных взаимоотношений — эротических и дружеских, глубинными характе­ристиками которых являются идентификация и нарциссическое удовлет­ворение. В обоих случаях наблюдается сильное притяжение к объекту привязанности. Ситуация осложняется, когда объектом влечения высту­пает не человек, а предметы или вещества. Например, человек, пристрас­тившийся к алкоголю, испытывает сильнейшую тягу к нему. Игрок так же страстно стремится в казино, как влюбленный юноша на романтическое свидание. Во всех перечисленных случаях мы имеем дело с метаморфоза­ми желания и сексуальной страсти.