Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализ....doc
Скачиваний:
345
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
2.23 Mб
Скачать

Сила и бессилие

Сила есть способность производить или предотвращать изменения.

Р. Мэй

Один из аспектов вопроса о личном влиянии — это взаимодействие силы одного человека и бессилия другого. Сила играет особую роль в жизни людей. При одном произнесении данного слова возникает особое психофизичес­кое состояние, вызывающее различные ассоциации физической мощи. Эти ассоциации могут принимать архаичные образы античных героев или рус­ских богатырей. Они могут также выступать в облике конкретных истори­ческих деятелей или виртуальных киногероев. Кроме физической силы, все «сильные» фигуры обладают особой душевной мощью.

Говоря о силе, мы можем иметь в виду несколько измерений:

  • реальные физические данные;

  • психологическое влияние;

  • способности или потенциальные возможности.

В психологии сила означает способность личности оказывать влияние на других людей. В этом значении мы и будем далее использовать данный термин.

Склонность человека использовать силу и насилие давно привлекала внимание исследователей. В настоящее время эта проблема обострилась в связи с угрозой крупномасштабных террористических актов.

История подталкивает нас к выводу об особой привлекательности для людей насилия и войн. Например, за первые 30 лет XX века Европа пережи­ла 74 войны. Это больше, чем за предыдущие 800 лет, даже без учета Второй мировой войны. В чем привлекательность войн? Почему, становясь умнее, человечество не становится мудрее и не отказывается от агрессии? Напро­тив, разрушительный потенциал человечества нарастает в геометрической прогрессии. Сейчас ряд государств обладает такой военной мощь, которая могла бы за несколько часов уничтожить все живое на Земле. Человечество не может не чувствовать тотальную угрозу самого себя для себя.

На индивидуальном уровне это выражается в парадоксальном нараста­нии проявлений аутодеструктивного поведения — количество суицидов растет, зависимость человека от убийственных наркотиков повышается. Если раньше человек стремился убежать от преследующей его боли, чтобы выжить, то теперь многие стремятся к ней, чтобы почувствовать себя жи­выми. Наши фантазии наполнены угрозой и преследованием. Как извест­но, существуют три основные реакции на угрозу: борьба, бегство и отсро­ченный ответ. Фантазии об угрозе и возможном уничтожении вызывают тревогу, которая заставляет нападать, проецируя свои страхи на «врагов». В ряде случаев война выступает единственным способом справиться с гло­бальным всеобщим страхом посредством превращения психического на­пряжения в разрядку действием.

В то же время война — это и «экстрим», и лекарство от скуки. Иногда война — это единственная возможность пережить единство и братство в этом разобщенно-враждебном мире. Быть конформистом стыдно, но быть «одному» еще более невыносимо. На войне вместо «Я» возникает «мы», вместо пустоты — всепоглощающее чувство единения.

Кроме того, война дает моральное оправдание всем деструктивным им­пульсам — «Победителей не судят!». Поскольку любая из воюющих сто­рон борется за идею, война придает смысл существованию людей. Она так­же спасает от свободы и ответственности за свою жизнь. Но, пожалуй, самым привлекательным моментом боевых действий является то, что они позволяют реально пережить экстаз насилия, вкусить всемогущество силы.

Страх, основанный на бессилии и боли, является самой древней и са­мой сильной эмоцией человека. Если человек испытывает сильный страх, все остальные чувства притупляются. В попытке защититься от реальных или выдуманных страхов многие люди используют агрессию, нередко об­ращая ее на еще более слабых и невинных.

Насилие по отношению к слабым уходит корнями в древнюю историю человечества. Многочисленные легенды повествуют о варварском обычае примитивных пародов приносить в жертву невинных дев и детей, которые позднее были заменены животными. Каков смысл жертвоприношения? Не­ винные притягательны. Они вызывают зависть и агрессию своей юностью. Они соблазняют своей беспомощностью, провоцируя использование силы. Одновременно, будучи слабыми, они вызывают тревогу и страх за них. Жертвоприношение заглушает все эти чувства, символически избавляя от невинности или бессилия. Жертвоприношение успокаивает, поскольку оно дает иллюзию задабривания кого-то еще более могущественного и беспо­щадного, чем мы сами.

Взаимоотношения обычных людей напоминают непрерывное перетя­гивание каната, олицетворяющего силу и власть. В каждый момент жизни человек ощущает себя в какой-либо определенной точке па вечной шкале «силы жизни»:

насилие — доминирование — сопротивление — подчинение — бессилие — смерть.

На этой шкале не нашлось отдельного места агрессии, потому что ею пронизаны все перечисленные состояния. На наш взгляд, агрессия как устойчивая видовая характеристика людей должна толковаться в широком смысле как любое нападение (давление) с целью утверждения своих интере­сов. Это вторжение без спроса на «территорию другого». Нападение далеко не всегда выступает в форме физического насилия. Гораздо чаще оно носит характер психологического противостояния или жестово-символи­ческой игры.

Изначально агрессивность почти синонимична активности.