Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РИТОРИКА.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
486.97 Кб
Скачать

Сила Плевако

Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Она ... подлежала суда присяжных. По наряду, или так по прихоти, защитником старушки выступал Плевако.

Прокурор решил заблаговременно парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, тяжелые лишения, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только сожаление. Но - собственность священна, все наше общественное благоустройство держится на собственности, если мы позволим людям качать ее, тогда страна погибнет.

Встал Плевако:

- Много бед, много испытаний пришлось выстрадать России за ее более тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двенадцать языков обрушились на нее, захватили Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь ... Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

Оправдали.

В. ЖИЛИНСКАЙТЕ

СОВЕТЫ выступающих

Выступление начинается не со слов, а из жестов. Чрезвычайно важно, какими движениями вы разложите перед собой бумажки, вытащите очки, отбросите со лба пряди волос. Приемлемы лишь такие движения, которые не выдают, что у вас дрожат руки или по спине стекает пот. Не советуем наваливаться локтями на край трибуны - могут подумать, что вы не держитесь на ногах. Рекомендуется все, что свидетельствует о том, что вы трибуна - не два автономных механизмы, а единое целое, определенный трибунотавр. Поэтому имеет смысл снять с руки и положить на пюпитр трибуны часы: создается впечатление, будто вы только перевели их с одного участка на другой.

Не следует выступать без бумажки, говорить интересно, и - особенно важно - остроумно. Такая речь может обидеть того, кто всегда говорит серьезно и только по заранее написанному. Идеальную золотую середину нащупали здесь некоторые ораторы в очках: первую часть фразы они говорят, Твитриидившись через очки в свои записи, а вторую - сняв очки и глядя в зал. Представляете, сколько раз приходится им класть на нос и снимать очки? Сам Чарли Чаплин не догнал бы их. Через эти манипуляции с очками невозможно уловить, о чем идет речь, зато у слушателей создается такое пьянящее ощущение деятельности, когда возникает потребность в энергичном руководителю, ораторов в очках вспоминают в первую очередь.

Ораторам, которые не имеют очков, предлагается такой рецепт: время от времени, пробежав глазами текст следующей фразы, поднять глаза на зал, задумчиво зморщиты лоб и произнести эту фразу как свежую мысль, которая только пришла в голову. Однако не забудьте при этом воткнуть палец в конец фразы, потому что если, отыскивая продолжения речи, вы надолго замолчит - весь эффект «свежей мысли» вылетит в трубу.

Пусть редко, но иногда случается, что оратор не может вдруг найти одного листочка подготовленной речи, или убеждается, что захватил с собой не тот текст. Особенно обидно, когда эти открытия он делает на глазах слушателей, с застывшими от счастья сердцами следят за тем, как он растерянно шарит по карманам, и все на свете готовы отдать, чтобы этот сеанс продолжался до бесконечности. Что делать? Спокойно разведите руками и объявите, что на пропавшем листочке было выписано очень много новых и очень точных данных, на память могла бы воспроизвести разве что электронная машина; говорить же, не оперируя очень новыми и очень точными данными, конечно, не трудно, но стоит ли?

Если у вас поставили стакан с водой, то отпить можно не более двух раз. Уж лучше оборвать свою речь на полуслове и, как ничего не было, пойти на свое место, чем присосаться к стакану.

Иногда такая неожиданная концовка может заинтриговать и даже обеспокоить некоторых, вызвать подозрение, что вам известно что-то очень важное, о чем вы, однако, не хотите сказать громко.

Если вы замечаете, что публика вас не слушает, дремлет, скучает, однако воздерживается от громких разговоров между собой, - значит, речь ваша плывет правильным руслом. Другое дело, если слушатели шумят, зевают, не прикрывая рот, и придумывают различные игры. В этом случае рекомендуется обвести взглядом зал и сказать: «По этому поводу, друзья мои, вспомнился мне очень смешной анекдот». Зал мгновенно настораживается, и вы получаете возможность закончить свое выступление, окруженный такой искренней вниманием, которое и в самом деле стоит благодарности. Если же вам потом упрекнут, куда, мол, исчез тот анекдот, то вы хладнокровно объясните, что анекдот вы только вспомнили, но совсем не обещали рассказать ...

И главное: трибуну следует оставить с уверенностью, что вы не ляпнули что-то такое, чего говорить было не нужно. Эту уверенность нельзя смешивать с ощущением того, что было сказано все, о чем следовало сказать. Если вдуматься, то эти два чувства разделяет бездна.

К. Тухольских

СОВЕТЫ хорошим оратором

Главные предложения. Главные предложения. Главные предложения.

Ясный план в голове - и как можно меньше на бумаге. Факты или обращение к чувствам. Праща или арфа. Оратор - не энциклопедия. Энциклопедия у людей дома.

Один и тот же голос утомительно. Говори не более сорока минут. Не ищи эффектов, которые ведут к главной цели. Трибуна безжалостна: человек на ней больше обнаженная, чем на пляже.

Помни: чем короче речь, тем меньше шансов провалиться.

В. ДУБ

КАК ВАС ТЕПЕРЬ величать

С этой нашей содружественная независимостью - множество проблем. Например, как нам теперь величать друг друга?

Когда-то было ясно: товарищ. Пусть он на сто лет старше тебя; все равно - товарищ.

Я, было, попросил одного:

- Товарищ, дай прикурить.

Он дал ... Да так, что я еле домой добрел. Еще товарищем называется.

Тогда я подумал: пан. Говорят же: господа депутаты. И вчерашние партократы охотно откликаются.

Подхожу к даме в горжетци:

- Госпожа, скажите, пожалуйста ...

А она смерила меня подведенными глазищами с ног до головы, фыркнула и к витрине отвернулась. Не господин я для нее, значит ... Ну что ж, если мое не в лад ... Буду говорить: гражданин.

Оно в подворотне стоят двое. Разливают не что-нибудь, а коньяк. Я им:

- Граждане начальники ... Они обрадовались:

- О, кореш. Тоже сидел? А за что? Сколько накрутили?

Тьфу ты, и здесь промашка. Может, о господина вспомнить? .. Вспомнил. Когда в троллейбусе ехал. Решил проверить. Говорю одному в шляпе:

- Господин, закомпостируйте билет. Он чего-то рассердился:

- А может, я не господин. Я тоже рассердился.

-Ну, тогда вы вор, - говорю.

Меня, конечно, избили. И не вступили ни господа, ни товарищи. Одна только полнолицевые, разрисованная, как писанка, пожалела, платок носовой дала. Я расчувствовался:

- Спасибо, женщина. А она кокетливо:

- А может, я девушка ...

Черт знает что ... Пошел в воскресенье на базар, послушать, как народ говорит. А там друг друга чаще величают «дамочкой» или «дядей».

Так и спрашиваю у друга:

- Дяденька, почем сало?

- По сто тридцать, племянник.

Не поленился, в словарь заглянул: «Племянник» означает - племянник. Хорошее слово. Надо запомнить.

Прихожу в понедельник к себе в мастерскую. Сидят мои ребята, меня ждут.

- Привет, покойники. Ну вставайте.

Еще так шибко мои ребята никогда не вскакивали. Петр даже заикаться начал.

- Т-т-т-а ты что? Издеваешься? Или после воскресенья опохмелиться забыл? Сам ты покойник ходячий ...

Теперь я ко всем говорю только: «ей» или «эй». Милиционер меня остановил:

- Вы что, в лесу? Я не выдержал:

- Нет, я в дурдоме. Он сказал:

- Оно и видно.

ИСКУССТВО РЕЧИ НА СУДЕ

П. СЕРГЕИЧ ИСКУССТВО РЕЧИ НА СУДЕ

И. Доказательства в противоречащие

1. Во всем, что продумано, различайте необходимое и полезное, неизбежное и опасное.

2. Не забывайте разницы между соображениями, относящиеся к существу спора и аргументации, направленной на человеческое, нравственное.

3. Берегитесь так называемых обоюдоострый доказательств.

4. Из предыдущего правила вытекает иное: умейте пользоваться обоюдоострый соображениями.

5. Не досказывают очевидного.

6. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не висловлювайте их без определенной подготовки.

7. Отбросьте все посредственное и ненадежные доказательства.

8. Доказывая и развивая каждое отдельное положение, не упускайте из виду главной мысли и других основных положений; пользуйтесь любым случаем, чтобы напомнить то и другое.

9. Не упускайте случая изложить сильное доказательство в виде рассуждения: одно из двух, то есть дилеммы.

10. Не бойтесь соглашаться с противником, не дожидаясь возражения.

11. Если доказательства сильные, следует подавать их отдельно, подробно развивая каждый из них, если они слабы, необходимо собрать их в одну горсть.

12. Старайтесь как можно чаще подкреплять одно доказательство другим.

13. Не пытайтесь объяснять то, чего сами не совсем понимаете.

14. Не допускайте противоречий в своих доводах.

II. Опровержение в споре

1. Не разделяйте обобщенные доводы спорщиков.

2. Отрицая противнику, не высказывайте особой тщательности.

3. Не оставляйте без возражений сильные доводы противника. 4 Не доказывает, когда можно оспорить. 5. Ответьте фактами на слова.

6. Возражайте противнику его собственными доводами.

7. Не спорьте против несомненных доказательств и правильных мыслей противниками.

8. Не опровергает невероятного.

9. Пользуйтесь фактами, признал противник.

10. Если защитник обошел молчанием неопровержимое доказательство, обвинить следует лишь напомнить его присяжным и указать, что его противник не нашел объяснения, которое бы устранило его.

Следует напомнить общее правило любого спора: чтобы разоблачать неправильные рассуждения противника, необходимо устранять из них второстепенные соображения, отдельные положения, которые составляют звено логической цепи, расположив их в виде одного или нескольких силлогизмив: ошибка тогда станет очевидной.