Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник вычитан для издательства с поправкой Дж...doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
2.58 Mб
Скачать

Раздел 9.

ЛИТЕРАТУРА В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА

ЗЕЛЕНЫЙ ТЕАТР

В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII СТОЛЕТИЯ:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗНООБРАЗИЕ

ПОСТАНОВОК НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

М. Д. Суслова

Россия, Москва

mdsus@yandex.ru

Термин зеленый театр весьма условен и включает в себя множество понятий. Зеленый (или воздушный, летний) театр – одна из многочисленных разновидностей театрального искусства, развивавшаяся в России во второй половине XVIII – в начале XIX века1. Летний театр в усадьбе более уместно было бы назвать усадебным (парковым или партерным) театром – ведь имеются в виду представления, празднования, устраиваемые для достаточно узкого круга зрителей в театре на открытом воздухе или в аллеях усадебного парка силами актеров, певцов, музыкантов, танцовщиков крепостной труппы, принадлежащей самому владельцу усадьбы или даже членов семьи хозяина.

Можно привести в пример празднество в честь приема Императрицы у Л. А. Нарышкина в Левендале в 1772 году, когда, помимо фейерверков и различных «увеселений», специально была выстроена в парке пастушья хижина, где Екатерину II встретили дочери Нарышкина «будучи одеты в простое, но приятное пастушье платье, и держа в руках увитые цветами посохи <…> пригласили её в свою хижину». Государыня направилась к хижине мимо холма, «где паслись стада», вместо которой «<…> открылся огромный и великолепный храм победы» [Пыляев 2007: 437].

В России этого времени было распространено просто гуляние в парке. Еще в 1754 году на Каменном острове в имении Бесстужева была построена «Галерея или амфитеатр для общественных гуляний» с надписью на фасаде на русском, французском и немецком языках: «ДЛЯ ВСЕХ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ». Часто в саду одной отдельно взятой усадьбы устраивались и «привилегированные» праздники и гуляния для простых людей. Так было и в парке Кусково, и в Левендале, и в Павловске, куда допускалась и «простая» публика.

Представления зеленого театра (среди которых преобладали слезливые мелодрамы и пасторали) были достаточно просты и не требовали особых финансовых затрат. В формировании художественного пространства представления театра на открытом воздухе большую роль играл сам парк, в котором максимально использовалась окружающая природа, и не было или почти не было никаких декораций. В каждой постановке большая роль придавалась эффектам, цветам и звукам, создаваемым самой природой. При постановке спектакля использовалась игра света и тени, смена природных состояний. Это было не только важно для спектакля, но и имело значение для всего паркового искусства2. Декорации, сопутствовавшие спектаклю такого театра, зачастую отражали то, что существовало в реальности; лишь иногда сопровождались специальными архитектурными или скульптурными сооружениями. Зеленый театр Кускова изображал «луг и берег пруда, с одной стороны роща, с другой за редкими деревьями деревня. На другом берегу пруда видно село Кусково» (а для постановки оперы «Перевозчик кусковский» существовали платформы и рельсы, по которым передвигалась декорация – лодка, которая проплывала от одной кулисы к другой в то время как сама сцена изображала озеро)3. А во время представления у Ф. Ф. Кокошкина (усадьба Бедрино под Москвой) – на занавеси была изображена та самая деревушка, которую зрители могли видеть, когда занавес был открыт. Розовый павильон в Павловске во время празднования заключения мира в 1814 году был украшен кустами зелени, а против заднего фасада была декорация, выполненная Гонзаго и изображавшая усадьбу с господским домом и крестьянскими избами по сторонам.

Стоит также отметить представления достаточно распространенного театра на воде4, когда зрители находились на берегу, а само представление разворачивалось на островах на пруду в парке (например, в усадьбе Нарышкиных Шишкино). В Гатчине зрители наблюдали за представлением на воде из павильона Венеры. В различных постановках водного театра определенное настроение создавалось еще и переливами водяных струй.

Для семейных торжеств писались и часто исполнялись именно в театре на открытом воздухе маленькие пьески – прологи: например исполненный в 1782 году пролог «Кусковская нимфа» на выздоровление П. Б. Шереметева. В 1791 году в Петровско-Разумовском гр. Л. К. Разумовского был представлен пролог «Господские именины с балетом и хором». Подобные маленькие произведения были достаточно известны в конце XVIII – начале XIX вв. Очень часто написание пролога и подготовка к празднику являлись содержанием прологов. В 1798 году, по приезде Павла из путешествия по России, в Павловске было дано музыкальное представление с участием семьи наследника. Для Павловских родственных празднеств были написаны пастушеская мелодрама с «рецитативами и хором», автором которой был Г.Р. Державин, и антологическая интермедия «Прощанье нимф Павловского»5. Авторами музыки были Бортнянский и Антонолини, на празднестве также были исполнены произведения П. А. Вяземского, Н. М. Карамзина и М. Е. Лобанова.

Основная задача постановок камерного «домашнего» театра – оттенить отмечаемое событие. Если в «обыкновенном», т.е. закрытом театре при постановке спектакля было четкое распределение уровней и видов деятельности: владелец труппы, автор пьесы, постановщик спектакля, актеры, то в постановках воздушного театра, от хорошо организованных до почти «стихийных», художественная, административная и хозяйственная функция иногда совпадали – то есть, владелец труппы (например, крепостных актеров) часто был и автором пьесы, и режиссером, который принимал непосредственное участие в создании постановки, и лицедеем – он сам играл вместе со своими актерами. В актерском составе было смешение любительства и профессионализма, смешение различных социальных слоев и групп. Значительная часть театральных постановок на открытом воздухе осуществлялась актерами крепостных трупп. Существовали также актеры-любители – люди, принадлежавшие к дворянскому сословию и игравшие в театре вместе со своими крепостными, но были и любители, игравшие роли и ставившие спектакли без участия крепостных актеров, как, например, в усадьбе Митино, которая принадлежала сестре кн. И. М. Долгорукого6. В гатчинских спектаклях, устройством которых занимались гр. Чернышев и кн. Долгорукий, актерами были приглашенные в гости благородные любители.

В некоторых усадьбах использовались в представлениях и профессиональные актеры публичных театров. Так, директор императорских театров Ф. Ф. Кокошкин устроил в 1827 году в имении Бедрино спектакль на открытом воздухе силами актеров Московской императорской сцены.

Несмотря на такое достаточно широкое распространение, представления зеленого театра все-таки редко рассматривались как серьезные театральные постановки. К театру на открытом воздухе относились как к определенному виду развлечения, как к очередной садовой забаве, которые были так распространены в искусстве XVIII века. Это подчеркивалось и месторасположением театра (не всегда специально подготовленным), и разнообразным составом исполнителей, и характером инсценируемых произведений (маленькие пасторальные пьески или прологи). С другой стороны, современный «закрытый» театр появился именно из театра на открытом воздухе.

Театры античной Греции располагались на открытом воздухе, при их постройке учитывался и рельеф местности и вид за пределами сцены, который открывался зрителям. Одной из основных задач древнего архитектора было умение связать постройку с красотами природы, представление проходило на фоне окружающих пейзажей (как и впоследствии, где бы ни возникал театр на открытом воздухе). Архитектура театрального сооружения, устроенного на открытом воздухе, имела скорее подчиненный характер: оно возводилось согласно с задачами природы, которые имели первостепенное значение.

Впоследствии существовали как «открытые», так и «закрытые» театры. Закрытое месторасположение театра было вызвано многими причинами7, но некоторые постановки было проще и легче осуществить на открытом воздухе. Там сама природа формировала художественную среду представления – с одной стороны, она была материалом для творчества и создания такого «театра», с другой – участницей постановки.

Отношение к театру на открытом воздухе как к забаве, игрушке сохранилось и позднее. Бóльшее внимание уделялось самому саду. Сады, разбитые по террасному принципу (что было характерно для Возрождения и Барокко), где каждая последующая терраса служила обзорной точкой для всего, находящегося ниже ее по уровню, напоминали смену театральных декораций, рассчитанных на естественное желание увидеть и узнать, что же там расположено в следующем дворике за зелеными боскетами. Смена пространств при переходе из одного в другой создавала иллюзию вовлеченности зрителя. Зеленый театр эпохи барокко демонстрирует желание владельца воплотить очередную садовую затею, поразить и удивить гостей и в то же время объединяет его с наступающим увлечением античностью.

«Стремление использовать двор или сад для театрального помещения было распространено в XVI веке», – говорит В. Я. Курбатов описывая сады эпохи возрождения. Как один из примеров он приводит амфитеатр садов Боболи, который спускается к палаццо Питти. Сад расположен на склоне горы, таким образом он образует естественный амфитеатр, который, как декорацией, «замыкается» пышным дворцом. В садах Боболи отмечалась грандиозная свадьба наследника Тосканской династии Козимо Третьего с Маргаритой-Луизой Орлеанской (двоюродной сестрой Людовика XIV), в празднестве участвовали многочисленные приглашенные с той и другой стороны, помимо актеров, художников, механиков и др. Создание и использование театров на открытом воздухе было одним из следствий возросшего в это время интереса к античности. Он выразился и в восприятии окружающего пространства, как определенной художественной среды. В основном же, в Италии XVII века театры располагались в парках богатых вилл, как небольшой (всего 24-х метров в глубину) театр виллы Печчи в Марлиа (villa Pecci a Marlia), сооруженный в 1642 году. Он был окружен живой изгородью, разделяющей его на две части: сцену и «зрительный зал». На сцене с каждой стороны расположены три самшитовые боскеты-кулисы, а задник сцены, также образованный боскетом около 5 метров в высоту, декорирован статуями, представляющие различные маски комедии делл'Арте. Низенькая изгородь, отмечающая границу сцены, декорирована в центре выступающей частью, похожей на будку суфлера. В театре состоялась одна из первых в Италии постановок «Федры. Парк виллы заканчивается озером – водным театром, представляющим большое водное пространство с располагавшимися с краю каскадами, украшенными скульптурами античных божеств. Декоративное убранство парка виллы Печчи напоминает одну большую театральную декорацию и лишь подчеркивает естественное произведение природы.

В отличие от Италии, более северная Франция использовала для создания театров под открытым небом обширные пространства Версальского парка. Пышные празднества с театральными постановками происходили во времена Людовика XIV. Одной из первых постановок на сцене воздушного театра можно назвать музыкальную комедию «Принцесса Элиды» Мольера, состоявшуюся в Версале в числе постановок «Забавы очарованного острова» 7-9 мая 1664 года. В Версале также были опробованы различные формы, в будущем послужившие образцом для театральных представлений: в дворцовой зале, у водных партеров, в оранжерее, в боскетах и т.п. Основой для представлений были немного измененные в соответствии с отмечаемым событием античные сюжеты. Для усиления впечатления часто устраивались сложные архитектурные декорации с нишами и фонтанами.

В Польше известен театр на острове в королевском парке Лазенки. На берегу южного пруда был расположен амфитеатр, сооруженный по образцу открытого в то время театра в Геркулануме. Сцена, украшенная искусственными руинами, построенными по образцу развалин Храма Юпитера в Баальбеке, отделена от мест для зрителей каналом.

Зеленые театры в России появились не только как дань моде, эталоном которой была Франция, являвшаяся долгое время законодательницей стиля, но и в результате возросшего во всей Европе интереса к античности. Во времена классицизма следование античным образцам достигает большого распространения. Увлечение античной культурой выражалось не только в создании копий античных произведений искусства, но и в заимствовании литературных драматических сюжетов, костюмов, манер и стилей поведения.

Не только театральное представление, но даже прогулка в саду является достаточно сильным стимулом к созиданию, к творчеству – не случайно живописные и литературные произведения создаются в тиши садового уединения. Об этом говорится в поэме «Сады» Ж. Делиля, французского поэта придерживавшегося классических канонов: сад воздействует на психологическое и душевное состояние человека так же, как и произведение искусства. Подражание живописи определяет в поэме Делиля и всю терминологию; садовый архитектор становится для него прежде всего садовым живописцем: он рисует, накладывает краски, подбирает оттенки листвы, рассчитывает окружающие виды. Сад, по мысли А. Вергунова и В. Горохова, «звучит», когда и пока его исполняют. Напрасно исследователи считают театр в саду лишь произведением садово-паркового искусства, как зачастую относят и формирование садов и парков к архитектурному творчеству. Ведь сад, создаваемый по законам архитектуры и согласно господствующему стилевому направлению, в дальнейшем начинает жить и развиваться по своим собственным принципам. Все эти черты садово-паркового пространства формировали особую художественную среду представлений на открытом воздухе. Воздушный театр не нарушал гармонии сада, а только подчеркивал её.

Воздушные театры в XVIII веке в России можно разделить на партерные театры (или театры в аллеях), которые, в свою очередь, подразделяются на представления в честь сановных особ, различных государственных праздников – т.е. «театр власти», представления для гостей хозяина усадьбы и для «ВСЕХ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ»; также и на специально организованных площадках (амфитеатры, усадебные театры, водные театры) проводились спектакли как для «привилегированной» публики, так и для других групп населения. Не всегда воздушные театры (специально устроенные или парковые) использовались для театральных представлений. Очень часто (как во времена барокко и классицизма XVIII века, так и в романтизме начала XIX в.) они были созданы для получения впечатления от окружающей красоты – своеобразный «театр созерцания» природы.

Искусство создания театра в саду продиктовано увлечением античностью, которое получает особенное распространение в это время. Оно подразумевает некоторый художественный симбиоз: здесь присутствует и архитектура – устройство сада, и живопись – продуманное изначально создание поражающих воображение видов, литература и музыка, которые являются частью садового представления XVIII века.