Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Галина Тимошенко.doc
Скачиваний:
164
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать

11. Специфика терапевтических стратегий при работе с телом

Для описания специфики терапевтических стратегий при работе с телом нам необходимо проанализировать спе­цифику каждого этапа терапевтического процесса, прохо­дящего в жанре телесно-ориентированной психотерапии.

Итак, на этапе сбора информации, как вы помните, пе­ред терапевтом стоит три основных задачи:

                  1. установление доверительного контакта с клиентом;

                  1. получение максимума информации о клиенте, о про­блеме, с которой он пришел на прием, и о причинах ее возникновения;

                  1. помощь клиенту в формулировке конструктивного запроса, с которым можно было бы начинать работу.

В первую очередь стоит сказать, что психотерапия ориен­тированная на тело — если конечно она остается психотера­пией, а не превращается в телесную практику — отнюдь не предполагает принципиальное отсутствие вербального кон­такта с клиентом. Разумеется, терапевт разговаривает с кли­ентом, проясняет запрос и осуществляет все процедуры, не­обходимые для разрешения трех поставленных задач. Одна­ко преимущественная роль тела в таком процессе наклады­вает свой отпечаток на способ их решения.

Например, процесс установления доверительного кон­такта, как нам кажется, вполне может протекать так же, как в любом другом направлении психотерапии. Инфор­мация же о клиенте для телесно-ориентированного психо­терапевта в первую очередь извлекается из телесных про­явлений его личностной проблематики. Способы анализа подобной инфЪрмации, которыми пользуется каждый пси­хотерапевт, в значительной степени зависят от его идеоло­гической платформы в телесно-ориентированной психоте­рапии. Легко понять, что проявления, на которые обратит внимание последователь бодинамики, будут отличаться от тех, которые окажутся значимыми для биоэнерготерапев­та, раихианца, приверженца метафорического подхода и пр. Тем не менее, очень важно заметить, что для грамотно­го психотерапевта телесные проявления оказываются все-таки в первую очередь средствами доступа к информации о личностной проблематике клиента — потому что работа должна идти все-таки не с опорами, дыханием или слабо энергетизированными конечностями, а с соответствующи­ми личностными проблемами.

И наконец, решение третьей задачи — задачи формиро­вания конструктивного клиентского запроса — также име­ет свои особенности при телесно-ориентированной психо­терапевтической работе. Чтобы с ними разобраться, нам необходимо понять, что такое язык запроса или — в наибо­лее общей форме — язык клиента. В соответствии с разде­лением способов жизнедеятельности на три основные сфе­ры — интеллектуальную, эмоциональную и телесную — можно выделить и три вида языка, которыми может пользоваться клиент для взаимодействия с окружающим миром. Ведущий язык, как и в нейро-лингвистическом про­граммировании, определяется преобладающими словами. Например, человек, преимущественно пользующийся эмо­циональным языком, естественно, в описании событий сво­ей жизни и имеющихся проблем будет в первую очередь го­ворить о том, какие чувства, по его мнению, испытывают люди («она обрадовалась», «я был потрясен» и т. д.). Чело­век, предпочитающий интеллектуальный язык, в своих опи­саниях будет ориентироваться в основном на попытки ос­мысления происходившего, на сообщения о том, что по его мнению думают другие люди, на абстрактные выводы и пред­положения («он подумал», «это происходило потому, что», «то-то делать плохо»). Человек же, использующий телесный язык, будет по большей части говорить о телесных проявле­ниях и внешнем выражении практических действий («у меня екнуло в груди», «она прикоснулась» и т. д.)

С одной стороны, для телесно-ориентированной работы лучше всего иметь запрос, сформулированный на телесном языке — ведь совершенно очевидно, что каждый человек в принципе способен любую проблему изложить на любом из трех языков — если конечно обратить на это его внима­ние. С другой — само действие переформулирования како­го-либо высказывания клиента на любой другой — по срав­нению с преобладающим — язык может стать очень тера-певтичным в рамках любого психотерапевтического подхода. Например, клиент произносит фразу: «Я уверен, что необходимо заботиться о близких людях». Терапевт про­сит его «перевести» то же утверждение с интеллектуального языка на эмоциональный. В результате такого переформули­рования клиент понимает, что «когда он вынужден постоян­но проявлять заботу о близких людях, его это раздражает».

На втором этапе — этапе построения диагностических версий — специфика при использовании телесно-ориен­тированных методов работы, можно считать, практически отсутствует, поскольку построение таких версий в любом подходе зависит от базовых моделей личности и ее патоге­неза. Разница лишь в том, что телесно-ориентированный психотерапевт свои версии строит основываясь на телесно-ориентированных же моделях — например, на биоэнерге­тическом представлении, предполагающем психоаналити­ческую модель личности, и т. д. Стоит отметить лишь то, что — с нашей точки зрения — утверждения «у клиента недостаточны развиты опоры» или «клиент недостаточно центрирован» вряд ли можно считать диагностическими версиями, поскольку в них телесные паттерны оказывают­ся оторванным от личностных и пр. И если телесно-ориен­тированная психотерапия изначально апеллировала к тому, что в традиционных на тот момент представлениях психо­терапии человек воспринимался оторванным от собствен­ной телесной представленности, то это отнюдь не обозна­чает, что нужно провести обратную процедуру и оторвать его телесные проявления от того, что, собственно говоря, в них проявляется.

На демонстрационно-диагностическом этапе, как вы по­мните, перед психотерапевтом стоят три основные задачи:

                  1. проявление для клиента очевидной связи между диаг­ностической версией и его поведенческими паттер­нами;

                  1. создание терапевтического альянса, то есть форми­рование единого с клиентом представления о целях и задачах психотерапевтического процесса;

• мотивирование клиента на конструктивную работу. И здесь специфика протекания психотерапевтической

работы в телесно-ориентированном ключе довольно очевид­на: предъявление клиенту его проблематики телесно-ори­ентированный терапевт производит в первую очередь — или исключительно — посредством определенным образом организованных упражнений.

Аналогично отличается работа телесно-ориентирован­ного терапевта на этапах дезинтеграции и интеграции, глав­ными задачами которых являются создание таких условий взаимодействия, при которых проблемные паттерны кли­ента очевидно для него оказываются неэффективными, и создание условий для выработки и апробации клиентом новых, конструктивных паттернов — когнитивных, лично­стных и поведенческих. Средства, используемые для ре­шения этих задач, в основном выбираются на телесном уров­не. Это могут быть как определенные — и даже широко известные — упражнения с четкими инструкциями, так и свободные телесные взаимодействия в неструктурирован­ном режиме.