Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Галина Тимошенко.doc
Скачиваний:
164
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать

4.3. Прояснение понятий

Мы уже говорили о такой важной части психотерапев­тической работы, как прояснение понятий, которыми опе­рирует клиент. Казалось бы, само по себе это — очень про­стое и понятное действие. Однако и в нем есть свои тонко­сти. Во-первых, работа, направленная на достижение ясного понимания клиентом того, какой смысл он вклады­вает в то или иное понятие, требует от терапевта наличия собственного четкого и внятного представления о тех же понятиях. Это отнюдь не обозначает, что представление терапевта о смысле обсуждаемых с клиентом понятий дол­жно становиться неким эталоном, с которым будут сравни­ваться представления клиента. Просто на примере соб­ственной работы, направленной на прояснение тех или иных понятий, терапевт; получает, во-первых, понимание того, насколько это значимый и трудоемкий процесс, а во-вторых — представление о том, как подобная работа мо­жет быть в принципе устроена.

Для эффективности использования этого приема в пси­хотерапевтическом процессе терапевту необходимо усво­ить (просто-таки на уровне личностной позиции!), что в раз­говоре с клиентом нет и не может быть понятий, которые «и так понятны». Прояснение значения для клиента любо­го абстрактного понятия — то есть понятия, которое не обо­значает какой-то конкретный материальный предмет — может принести совершенно неожиданные, чрезвычайно значимые результаты. Даже работа со словами, имеющи­ми, казалось бы, очевидные значения — «семья», «рабо­та», «успех», «учитель» и т. п.: — может вывести как тера­певта на огромный кусок новой для него информации о кли­енте, так и клиента на осознание незнакомых для него сто­рон собственной личностной позиции и устойчивых паттер­нов отношений и реагирования.

Самая большая сложность подобной работы состоит в том, чтобы суметь очень точно и тонко обнаружить содер­жащиеся в представлениях клиента противоречия и огра­ничения. В сущности, на основании законов формальной логики можно достаточно четко сформулировать три основ­ных критерия анализа определений, которые клиент пыта­ется дать тому или иному понятию:

— определение должно позволять в каждом конкретном случае точно и однозначно решать, подпадает ли под него этот случай;

— оно должно быть таким, чтобы под него подходило все, что оно определяет, и не подходило ничего, что им не определяется;

— определение не должно быть дано через само опреде­ляемое понятие (например, формулировка «понима­ние — это когда тебя понимают так, как ты этого хо­чешь» определением считаться не может).

Допустим, клиент пытается определить для себя любовь как невозможность существования без того, что он любит. На основе такого определения оказывается возможным предположить, например, что он любит воздух, поскольку не может жить без содержащегося в нем кислорода. Мало­вероятно, что клиент согласится считать, что воздух он лю­бит так же, как собственного ребенка или супруга. Тогда получается, что есть ситуации, когда данное им определе­ние не является истинным.

Такого рода работа с прояснением понятий может стро­иться как на прямом анализе терапевтом предлагаемых определений — из активной позиции терапевта, — так и с использованием чисто провокативных интервенций — по­добных тому, как в приведенном примере про понимание любви. Нам, честно говоря, второй вариант представляет­ся более убедительным и эффективным. Однако он требу­ет от терапевта определенной быстроты реакции — ведь ему придется практически мгновенно совершить две не­простые мыслительные операции. Первая операция будет состоять в быстром нахождении противоречий или непол­ноты в определении клиента, а вторая — в столь же быст­ром подборе примера, на котором он сможет наглядно про­иллюстрировать клиенту обнаруженные погрешности оп­ределения.