Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Галина Тимошенко.doc
Скачиваний:
164
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
4.42 Mб
Скачать

4.2. Обобщение и метафоризация информации

Речь пойдет еще об одном чрезвычайно важном умении терапевта — и, соответственно, об очень важном для эф­фективности терапевтического процесса действии. Дело в том, что психотерапевт, к сожалению, практически никог­да не действует в условиях достаточности имеющейся у него информации, поэтому ему приходится прилагать по­истине титанические усилия для увеличения ее объема. И неоценимую услугу в этом ему может оказать умение де­лать обобщающие выводы из полученной информации. Это умение основано на уже знакомой вам идее о том, что явля­ется предметом психотерапевтической деятельности. На­помним: любые проявления человека несут на себе отпе­чаток его личностной позиции, которая, в свою очередь, сформирована под влиянием базового личностного нару­шения. Соответственно, умение обобщать информацию предполагает способность видеть в отдельных, порой са­мых, на первый взгляд, незначительных деталях проявле­ние исходной личностной позиции клиента и, следователь­но, базового личностного нарушения. Попробуем проиллю­стрировать сказанное на примере упражнения, которое мы используем на обучающих семинарах по стратегии и так­тике психотерапии.

Представим себе, что в ходе своего рассказа клиент со­общает терапевту о том, что любит писать шариковой руч­кой. Для начала проанализируем, какая исходная инфор­мация — то есть информация, еще не подвергшаяся какой бы то ни было обработке — содержится в этом утвержде­нии. Во-первых, это сообщение о том, что клиенту вообще приходится достаточно часто писать — достаточно для того, чтобы определить собственные «инструментальные» пред­почтения в этом процессе. Во-вторых, это информация о том, что он в принципе избирателен относительно условий со­вершения даже самых незначительных действий. В-треть­их, в качестве инструмента письма его устраивает именно шариковая ручка — то есть относительно неприхотливый письменный прибор, который не требует особой аккурат­ности и внимания при использовании. Первый фрагмент информации сразу предоставляет нам целый веер версий относительно рода деятельности — а, возможно, и наличия вполне определенных хобби, связанных с необходимостью часто писать. Второй и третий фрагменты дают нам вероят­ностную информацию об определенных свойствах харак­тера клиента — мы, например, вполне можем предположить, что он чувствителен к собственным телесным ощущениям, придает некое значение бытовым удобствам и, возможно, не слишком педантичен и аккуратен. Понятно, что все это можно считать информацией лишь в первом приближении и необходимо проверять — наблюдением за поведением клиента в ходе работы, прямыми вопросами (которые в этом случае можно будет считать проверочными) или сравнени­ем с другой информацией, полученной тем же способом.

На этом весьма простом примере мы хотели показать сам тип мыслительных операций терапевта при работе с лю­бой информацией, сообщаемой ему клиентом, — сначала производится расчленение сообщения клиента на фрагмен­ты прямой информации, а затем из этих фрагментов дела­ются некие обобщающие выводы.

Подобный вариант работы с информацией можно счи­тать вертикальным — в том смысле, что он позволяет от частных проявлений клиента подниматься к видению не­ких общих закономерностей его поведения и далее — к представлению о его личностной позиции и содержащей­ся в ней информации о базовом личностном нарушении.

Другой способ непрямого получения информации осно­ван на иной когнитивной операции — на метафоризации, или, иначе говоря, на сравнении и построении аналогий. Речь идет о горизонтальном переносе информации о пове­дении и реакциях клиента в одних ситуациях на другие, сходные по своему смыслу и сюжету. Как уже говорилось, вся психотерапия, в сущности, основана на подобном пе­реносе — мы ведь изначально предполагаем, что клиент в своем общении с нами ведет себя принципиально так же, как и в своей повседневной жизни. Аналогичное когнитив­ное действие мы вправе совершить по отношению к любой информации о клиенте. Мы можем, например, предполо­жить, что его поведение с терапевтом и отношение к нему довольно точно отражает поведение с любыми авторитет­ными для него людьми — родителями, руководителями и т. п. — и отношение к ним. Мы можем спроецировать ин­формацию, которую он нам дает, допустим, о своей манере вождения автомобиля на его способ движения к цели, на способ общения с окружающими его людьми — да и в це­лом на выстраивание им жизненных стратегий (хотя это, строго говоря, будет ближе к операции обобщения инфор­мации) . Важно только четко определить для себя критерий, по которому мы проводим сравнение.

Вообще, при использовании обоих этих способов получе­ния информации очень важно постоянно помнить о двух ве­щах — во-первых, о том, что информация, которую терапевт получает подобными способами, является всего лишь пред­положительной и нуждается в проверке, а во-вторых, о том, что терапевт обязан рефлексировать собственный процесс мышления и в каждый момент четко осознавать, каким имен­но способом он получил ту или иную информацию.