Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Незаразные болезни.doc
Скачиваний:
1062
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
5.54 Mб
Скачать

Образование раны в виде песочных часок.

Иногда, в случаях поздней иди медленно протекающей инфекции, трудно установить задержку отделяемого, особенно при образовании кастрационной раны в виде песочных часов. В этих случаях рана разделена на две полости, сообщающиеся между собой посредством узкого свищевого хода, через который из верхней половины раны выделяется наружу н большем или меньшем количестве воспалительный экссудат или гнойная жидкость.

В первые пять дней после кастрации общее состояние кастрационной раны не внушают никаких подозрений на какое-либо серьезное осложнение. Через пять, а иногда больше дней, когда рана уже гранулирует, быстро развивается диффузный отек, повышается температура тела и резко меняется общее состояние животного.

При образовании раны в виде песочных часов семенной канатик прощупывается с трудом. Пальпация чрезвычайно болезненна. Иногда можно констатировать флюктуацию. Особенно своеобразную картину дает доступная для непосредственного исследования кастрационная рана. Ее полость выстлана неоди наковыми по величине и , плотности грануляциями. Местами, особенно в верхнем отделе, последние рыхлы, дряблы и легко кровоточат при пальпации. При поверхностном осмотце можно подумать, что здесь гранулирование' даже как будто идет бы стрее и полость заживает скорее, чем соответствующая по. юс п. другой стороны, что, конечно, не соответствует деист вил ель ности.

Развитие этого, осложнения обусловливается главным обра­зом анатомо-физиолбгическими данными оперируемой области Так, уже при кастрации нетрудно заметить, что общевлагалищ­ная оболочка после удаления тестикулов, вследствие сильного сокращения наружного кремастера, нередко оттягивается кверху при этом не удалось сделать разрез достаточной дли­ны, то оттянувшаяся кверху общевлагалищная оболочка, вследствие присущих ей пластических свойств, легко дает спайки Если семенной канатик и общая влагалищная оболочка не были инфицированы, то гранулирующая, широко открытая книзу рана мошонки заживает без осложнений. Если же общая влагалищ­ная оболочка и культя семенного канатика инфицированы, то образующийся при, этом воспалительный серозный выпот или гнойно-фибринозная жидкость выделяются наружу до тех пор, пока сохраняется сообщение — свищ между верхним и ниж­ним этажами раны. С развитием грануляционной ткани свищ настолько суживается, что отделяемое раны не находит себе стока. Начинается усиленное всасывание токсинов и бактерий со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Лечение. Единственный и верный путь устранить осложне­ние — дать выход воспалительному выпоту, т. е. установить сообщение между двумя этажами раны. Если сообщение имеется, но оно m иточио, необходимо его расширить, но иногда достаточно разорвать пальцем или, в случае необходимости, пуговчатым ножом в куполе нижней раны мошонки гранулирующую ткань. Как только купол нижней раны разорили, что вытекает воспалительный выпот примесью крови. При введении пальца в глубину раны не-рудно убедиться, что уже другая полость с более или ме­нее гладкими сюиками, образованными общей влагалищной оболочкой. Таким образом, вся кастрационная рана в целом действительно представляется в форме песочных часов, т. е. она имеет две полости: одну верхнюю, образованную общей нлагалищной_оболочкой с заключенной в ней культей семенно­го канатика и не покрытую грануляциями, и другую — ниж­нюю, гранулирующую, образованную мошонкой. Обе эти поло­сти в месте соприкосновения своими верхушками могут быть, как мы уже указали, разобщены спайками и слоем грануля­ционной ткани. Эта форма осложнения как раз и сопровож­дается колоссальными диффузными воспалительными отеками и тяжелыми клиническими явлениями. Последние, нередко но­сят явно перигонеальный характер. Животное сильно лихора­дит, избегает движений, нередко наступают коликообразные боли, брюшные ттенок напряжены и чувствительны к дав­лению.

Наблюдаемое в верхнем этаже раны скопление вначале серозной, серо-фибринозной жидкости является, в сущности, результатом острого воспаления общей влагалищной оболочки — vaginalitis acuta. Но внутренний слой общей влагалищной оболочки представляет собой продолжение пристеночной брю­шины. Поэтому и клиническая картина, которую наблюдают при vaginalitis acuta, представляет собой типичный местный пери­тонит. Тяжесть клинических явлений выступает особенно силь­но, когда скопившийся в полости общей влагалищной оболочки тот или иной воспалительный экссудат не находит для себя вы­хода наружу. В силу анатомо-топографических соотношений, при отсутствии надлежащего хирургического вмешательства, диффузный перитонит является обычным последствием острого вагиналита.

Чтобы обеспечить свободный отток отделяемого раны и пре­дотвратить на будущее время образование вторичных спаек, не­обходимо не только разорвать эти последние, но и дренировать кастрационную рану. Где представляется нужным усилить дей­ствие дренажа и антисептизировать рану, мы вводим марлевые стерильные полоски, пропитанные смесью из 3% перекиси во­дорода и 15% стерильного раствора поваренной соли, взятых с равных частях. Так как присутствие перекиси водорода и по­варенной соли не исключает возможности роста синегнойной далочки, мы считаем целесообразным добавлять к указанной жидкости 4% борной кислоты. При слабой сопроливиении организма мы прибавляем для усиления местного лейкоцитоза каждые 100 см3 указанной смеси 5 капель чистого спирта. При прогрессирующей тяжелой инфекции такое лечение, если нет антистрептококковой сыворотки, оказывает лучшее действие. По мере ликвидации процесса концентрацию поваре кой соли и скипидара постепенно уменьшают. Смену дренаж производят не более одного раза в сутки.

Понятно, что дренирование может оказать эффект лишь при соблюдении необходимой анти- и асептики и умелого тщатель­ного введения в cavum vaginale самих дренажей. Тугое, насиль­ственное, грубое и неравномерное введение марлевого дренажа может снова затруднить отток и^ создать благоприятные ус­ловия для дальнейшего распространения воспалительного про­цесса, а несоблюдение асептики и антисептики легко может повести к вторичной инфекции. Поэтому мы считаем недопустн мым пользоваться для этой цели нестерильной марлей, что бы она была обработана ex tempore какой-либо антисептический жидкостью. Кожа мошонки, руки оператора, инструменты и пе­ревязочный материал должны быть обработаны так, как это тре­буется делать перед всякой (чистой) хирургической операцией. Перед введением дренажа кашрационную рану мошонки и по­лость общей влагалищной оболочки следует осторожно ра скрыть посредством тупых раневых крючков, кишечного зажи­ма Дуайена или жома Кохера. Если после введения дренаж. повышается температура тела и ухудшается общее состояние больного, то нет сомнения в том, что дренаж не выполняет своего назначения.

Совершенно иная картина наблюдается при надлежащем дренировании. По истечении 3—4 дней температура тела, находившаяся в пределах 40,2—40,5, приходит норме. Как только дренаж начинает выводить воспалительные продукты из кастрационной раны, отек, державшийся долгое время или даже про­грессировавший, начинает подвергаться обратному развитию. Однако, диффузные обширные отеки рассасываются значительно медленнее, чем ликвидируются воспалительные явления в ране, что нельзя не поставить в связь с резким пониже­нием жизнеспособности тканей в результате расстройства в них лимфообращения и циркуляции крови. Поэтому, мы находим нужным проводить в этих случаях хирургическое лечение небольшими разрезами кожи препуциального мешка, о чем мы упоминали при лечении воспачительных отеков.

Профиламические мероприятия тщательно стерилизовать инструменты и дезинфицировать руки; не пользоваться сухой, пыльной соломенной подстилкой для повала; не производить ка-п рацию в сухую ветреную погоду; надевать на ноги животно­му башмаки и подвязывать ему хвост; оперировать (лучше) весной и рано утром; делать широкие разрезы общей влагалищной оболочки.