Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
рунге-_2-20~1.PDF
Скачиваний:
749
Добавлен:
25.02.2016
Размер:
13.32 Mб
Скачать

Лекция 26. Дизайн социалистических стран Восточной Европы

293

свойства, экономичность, надежность, безопасность и, конечно, высокое качество изготовления, эстетическое совершенство формы и ее элементов. Именно в такой последовательности - начиная с технико-экономических характеристик.

Помимо предметной экспозиции «Хороший дизайн» показал организационные особенности государственной системы, внимание правительственных органов, впе­ чатляющий рост количеств дизайнеров-профессионалов (с 72 человек в 1960-м, до 2763 к 1990-му). Были продемонстрированы также методика обучения и повы­ шение квалификации дизайнеров, а также традиции легендарного Баухауза.

Важным дополнением к экспозиции выставки стал научно-практический сим­ позиум, показавший органичность дизайна для экономической политики ГДР. Вел симпозиум профессор Мартин Кельм, руководитель Комитета технической эсте­ тики, Государственный секретарь. В симпозиуме приняли участие не только мно­ гие московские, но и дизайнеры из других городов Советского Союза. В это же время прошли переговоры между Комитетом технической эстетики ГДР, с одной стороны, и ГКНТ СССР, ВНИИТЭ и Союзом дизайнеров СССР, с другой сторо­ ны, о дальнейшем расширении и углублении сотрудничества, проведении совмест­ ных работ и мероприятий. Журнал «Техническая эстетика» (1989, № 1), посвя­ тивший этому событию обширные материалы, с полным основанием отметил, что можно говорить о ГДР как о «республике дизайна».

Национальная выставка ГДР, ее раздел «Хороший дизайн», симпозиум, со­ ветско-германские контакты тех лет стали «лебединой песней» дизайна Восточ­ ной Германии, да и всего социалистического лагеря. В конце 1980-х годов внут­ риполитическая и экономическая ситуация в восточноевропейских социалисти­ ческих странах, международная обстановка менялись резко и быстро. Произош­ ли кардинальные изменения в общественно-политической системе, сменился го­ сударственный строй этих стран, самоликвидировались все межгосударственные органы и сотрудничество между ними прекратилось.

Литература

26.1.Арямов В.И. Художественное конструирование на автозаводе «Татра» / / Техни­ ческая эстетика, 1973, № 1 и № 2.

26.2.Бегенау З.Г. Функция, форма, качество: Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.

26.3.ГДР - республика дизайна / / Техническая эстетика, 1989, № 1.

26.4.Гордеева М.Н. и др. Социалистические страны / / Художественное конструирова­ ние за рубежом, 1970, № 4. - М.: ВНИИТЭ.

26.5.Дизайн в ЧССР / / Техническая эстетика, 1979, № 4.

26.6.«,Дизайн - социалистическому обществу» / / Техническая эстетика, 1985, № 9.

26.7.Мостовая Л. Подготовка дизайнеров в ЧССР. Работы чехословацких художни­ ков-конструкторов / / Художественное конструирование за рубежом, 1968, № 7. - М.: ВНИИТЭ.

26.8.Мостовая Л.Б. и др. Организационные формы дизайна в социалистических стра­ нах / / Художественное конструирование за рубежом, 1977, № 4. - М.: ВНИИТЭ.

26.9.Мытарева К.В. Современный польский плакат. - Л.: Искусство, 1968.

26.10.

Пузанов В. Дизайн и социалистический образ жизни / / Декоративное искусст­

во СССР,

1985, № 10.

26.11. Художественное конструирование ГДР / / Техническая эстетика, 1969, № 12.

Лекция 27

ТЕЧЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ В ДИЗАЙНЕ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

С СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ОБЩЕСТВЕ

От модернизма к постмодернизму (1950—1970-е). Функционализм и эргономика

Практика и теория дизайна десятилетия перед Второй мировой войной и, в еще большей степени, после ее окончания до начала 1960-х годов развивались фактически только в русле функционализма. Дизайн рассматривался как про­ ектная деятельность по созданию практически полезных и эстетически совер­ шенных вещей промышленного изготовления с учетом человеческих факторов на основе системного подхода.

Функционализм формировался и набирал силу в условиях художественно­ эстетической системы модернизма, который складывался еще в начале XX века как совокупность авангардных творческих течений и направлений в различных видах искусства, архитектуры, дизайна. На фоне неприятия канонизированных форм реализма и романтизма XIX века появились воинствующие антитрадиционалистские течения в искусстве: экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм и т.д. Ар­ хитектурный модернизм, формировавшийся В. Гропиусом, Л. Корбюзье, Мис ван дер Роэ, также не был однороден и имел, наряду с основным центральным на­ правлением, крайние, резко различавшиеся проявления. В «органической архи­ тектуре и дизайне» Ф.Л. Райта, И.Р. Макинтоша, А. Аалто и др. особое значение придавалось уникальности и неповторимости с учетом индивидуальности заказ­ чика, особых условий проекта, естественной, «органической» связи здания с ок­ ружающей природной средой. Отдельные элементы (мебель, светильники, тек­ стиль и пр.) должны были визуально и функционально вписываться как в ин­ терьер, так и в общую концепцию здания. Экспрессионистические же здания X. Шаруна, X. Холляйна, М. Сафди и других в большей степени представляли личную манеру архитекторов. В частности, пластику, опирающуюся на геомет­ рию непрямых углов и кривых линий, сложное сцепление различных структур - например, построенная Хансом Шаруном филармония в Берлине (1960-1963) с возвратом к экспрессионизму 1920 годов.

Функционализм как формальное (формообразующее) проявление модерниз­ ма в дизайне и архитектуре, получивший международное распространение осо­ бенно после эмиграции в США (1930-е) ведущих деятелей Баухауза, начал ас­ социироваться с понятием интернационального стиля. Это словосочетание по­ явилось благодаря директору Музея современного искусства в Нью-Йорке Аль­ фреду Г. Барру-младшему, когда в 1932 году для выставки Рассела Хичкока и Филиппа Джонсона был издан каталог «Интернациональный стиль: архитекту­ ра с 1922 года».

304

История дизайна, науки и техники

Синонимом понятия интернационального стиля практически стал термин «хороший дизайн», концепция которого возникла в Европе (в первую очередь Северной) и США сразу после Второй мировой войны. «Хороший дизайн» пред­ полагал следование «формальным, техническим и эстетическим принципам мо­ дернизма» без активного проявления личности дизайнера. Так, Дитер Рамс, один из создателей «Браун-стиля», поставил заключительным пунктом перечня при­ знаков этого термина для промышленной продукции сентенцию: «Хороший ди­ зайн - это, по мере возможности, минимум дизайна» (см. Лекцию 21).

Для дизайна 1960-х годов были характерны, с одной стороны, дальнейшее развитие функционализма, а с другой, - резкие, взрывные явления в теории и практике, связанные с формированием постмодернизма как новой идеологии ху­ дожественного творчества и культуры.

Врусле функционализма происходило расширение и углубление использо­ вания в дизайн-проектировании эргономики. Вслед за пристальным вниманием

кэргономике в военной технике (1950-е) учет человеческих факторов все боль­ ше становится одним из определяющих моментов не только на транспорте, в машиностроении, но и в дизайне потребительских товаров. О роли Генри Дрей­ фуса в этих работах речь шла в Лекции 17.

Вначале 1960-х годов выходят несколько изданий (постоянно уточняемых и дополняемых) Справочника по учету характеристик человека-оператора при конструировании оборудования американских специалистов У.Е. Вудсона и Д.В. Коновера. Книга была издана в нашей стране под названием «Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов». - М.: Мир, 1968. О внимании к эргономике за рубежом (в первую очередь для нужд армии) можно было судить по изданному у нас капитальному коллективному труду «Инженерная психология в применении к проектированию оборудова­ ния». - М.: Машиностроение, 1971; на титульном листе указано: «Разработано и составлено объединенным координационным комитетом сухопутных, военноморских и военно-воздушных сил США».

В1960 году Британский совет по дизайну организовал проведение курса «Введение в эргономику», который читали одиннадцать зарубежных специа­ листов. Дизайнеры, особенно молодое поколение, с энтузиазмом использова­ ли эргономику при проектировании кроватей, посуды, оборудования для ку­ хонь и туалетов, и пр. При создании «хорошей кровати» были выполнены тысячи фотографий человека в пижаме, катающегося по кровати во сне, что определило «идеальные размеры матраца». Были приняты во внимание труд­ ности уборки под слишком низкой кроватью и при застилании слишком вы­ сокой, неудобство «сесть-лечь» и т.д. Было рекомендовано «устранить скрип» кровати [17].

Учет человеческих факторов (эргономики) к концу 1960-х годов становится не­ пременным элементом новейших системных методик инженерного проектирования, которые разрабатывались и пропагандировались англичанином Дж. К. Джонсом, американцем П. Хиллом, чьи книги были изданы и в Москве (начало 1970), и другими специалистами в области системотехники.