Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы современной социальной психологии / литература / янчук_введение в социальную психологию 2005 сокр.pdf
Скачиваний:
225
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
10.3 Mб
Скачать

Социальные предубеждения

677

расположены к совершению каких-либо позитивных действий в отношении других незнакомыхпредставителейэтойэтническойгруппы. Болеетого, этотэффектактивировалнегативный стереотип в отношении темнокожих американцев, например, идентификации их кактемнокожихпопрошаек(нищих).

Токенизм или символическая благотворительность, подачки может использоваться организациями и обществами в целом. В Соединенных Штатах, например, критикуется символическое привлечение к работе представителей меньшинств (темнокожих, женщин, испаноязычных), организациями, которые впоследствии не предпринимают никаких действий в отношении обеспечения их подлинного равноправия. Создается впечатление, что эти организации могут использовать меньшинства в качестве символической защиты от возможных обвинений в предубеждениях. Токенизм на этом уровне может иметь крайне вредные последствия для самооценки тех меньшинств, которые используется в качестве такогородасимволов.

Стигматизация

Многим из нас приходилось сталкиваться с крайне необычным и морально нечистоплотным явлением – глумлением, третированием, издевательством над личностью другого человека. Это явление часто приводит к весьма трагичным последствиям для него. Необычность явления связана с тем, что это предвзятое отношение возникает неизвестно на каком основании. Третируемый может быть сильным и слабым, внешне привлекательным инепривлекательным, способныминедалеким и т.п. третирующиетакженеоднородны. Это могут быть с виду интеллигентные люди и явно выраженные подонки, слабые и сильные, отличникиидвоечники. Необычнаиреакцияокружающих– онолибонезамечает актов глумления над личностью другого, либо иногда принимает участие в травле. Это странное явление обозначается загадочным термином – стигматизация. С особенностями егомыипопытаемсяразобраться.

Древние греки использовали слово «стигма» для описания телесных знаков, которые имели своим предназначением указать на нечто необычное, неестественное, постыдное, «плохое» в человеке, его социальном, психологическом или моральном статусе. Это были выжженные или вырезанные на теле человека знаки, которые свидетельствовали о том, что этот человек – раб, преступник, изменник. Это было своего рода клеймо позора, гласившее: «Этого человека следует сторониться». В последующем в эпоху Христианства ситуация несколько поменялась. Так, сыпь на коже стала восприниматься как проявление божьеймилости. Следуетвспомнитьиотакомявлениикак«стигматы» нателе.

В настоящее время стигма употребляется в первом значении, хотя это уже не некое клеймо на теле, а любой знак, указывающий на «постыдный» статус человека, его неполноценность, порочность, опасностьит.д.

Стигма (греч. stigma – укол, пятно) – «любой недостаток или дефект, или знак таковых, который оказывает серьёзное негативное воздействие на социальное принятие затронутого индивида» (Шефер, Шледер, 1993, с. 190). Это знак, служащий для того, чтобы мы могли увидеть что-то необычное или плохое в нравственном облике носителя этого знака. Стигма представляет собой некий атрибут, дискредитирующий человека в глазах окружающих, этокачество, выдающеенекое «постыдное» свойствоиндивида, егоущербность,

Стигматизация

678

дефект, нежелательное отличие от нормы. Стигма наделяет индивида статусом неполноценногочеловека(«невполнечеловека»), вызываетегонепринятиеили, поменьшеймере, отсутствиеготовностивзаимодействоватьсним«наравных».

Стигматизация, таким образом, предстает как процесс «клеймения», навешивания негативного ярлыка (стигмы), вызывающего предубежденное отношение к его носителю, непринятие, отвержение, дискриминацию, осуждение. В ярлыках выражается наиболее абстрактная и общая информация об объекте и, по очень точному замечанию Г. Олпорта, они«действуюткаксирены, заставляянасзабыватьобовсехболеетонкихразличиях».

Стигма настойчиво привлекает к себе внимание, заставляя игнорировать информацию, которая свидетельствует о возможности полноценного социального контакта с ее носителем и обладании последними какими-то другими характеристиками. Носителю стигмы приписывается целый ряд других недостатков, «дефектов», обусловливающих его восприятие в качестве неполноценного, опасного, ненормального, специфического, нетрадиционного, особенного, «не такого», человека «другой природы». А это, в свою очередь, затрудняетилидажеисключает возможностьосуществлениявзаимодействиясостигматизируемымнаравных.

Стигма рассматривается как особый тип отношений между качеством и стереотипом. Стигмавыдаетнекоепостыдноекачество, нохарактерэтогокачестваопределяетсяне имсамим, аскорееотношениямипоповодунего.

Социальный мир разнообразен. Существуют принятые в обществе способы разбиения социальных субъектов и объектов на группы, установленные способы социальной категоризации. При этом набор качеств, которыми должен обладать данный класс объектов, которые считаются нормальными и естественными, является достаточно жестко определенным. Относячеловекактойилиинойсоциальнойкатегории, индивидприписываетему набор этих характеристик иобщается с ним как суже знакомым, не задумываясь о природе этого знакомства, имея некоторые нормативные ожидания и требования в отношении его поведения. Субъектопределяеттем самым его «социальнуюидентичность». Эту предписанную социальную идентичность И. Гоффман обозначил как «виртуальную социальнуюидентичность», атехарактеристики(социальныеиличные) которымииндивидвдействительности обладает были обозначены автором как «истинная социальная идентичность». Привстречеснезнакомымчеловекомстигматизацияимеетместовслучаенежелательного, воспринимаемого в крайних вариантах даже как опасного, расхождения истинной и виртуальной идентичностей. Иными словами, стигматизируемый – это человек, который не соответствует в каком-то отношении нормативным требованиям и ожиданиям, при чем это несоответствие является нежелательным. В сознании стигматизатора он «превращается из цельного обычного человека в неполноценного, обладающего каким-то дефектом(подпорченного)» (Майерс, 1998, с. 60]. Вэтомаспекте стигмавыступает вкачествеособоготипанесоответствияистиннойивиртуальнойсоциальнойидентичностей.

Таким образом, стигматизация выступает как социально-психологическое явление, состоящее в навешивании негативных ярлыков, дискредитирующих индивида в глазах окружающих и вызывающих их стойкую социальную изоляцию и нежелание, отсутствие готовности взаимодействовать сним на равных. Стигма свидетельствует о нежелательном отклонении от нормы, воспринимаемом как признак неполноценности, ущербности, специфичностиееносителя.

Социальные предубеждения

679

Стигматизации могут также способствовать особенности реагирования стигматизированногонанегативноеотношениекнему. Мыможемвоспринятьегозащитныйответна ситуациюкакпрямоевыражениеегонедостатка.

И Гоффман выделяет три типа таких характеристик, обозначаемых в используемой иминамитерминологии«стигма»:

физическийдефект; недостатокхарактера, воспринимаемыйкакслабостьволи;

родовая стигма (раса, национальность, вероисповедание и др.), которая может передаватьсяизпоколениявпоколение(Goffman, 1986, с. 14).

Наиболее полно природа феномена стигматизации, его специфики, динамики анализируется в рамках интеракционистского направления в психологии, центральной объяснительнойкатегорией вкоторомявляетсявзаимодействие, котороестимулируетформирование качества стигматизированности и явление вторичной стигматизации. Символический интеракционизм представлен в следующих основополагающих идеях: индивид и общество неотделимы друг от друга; индивиды представляют собой рефлексивную и интерактивную сущность, обладающую самостью; индивиды реагируют на объекты окружающегомиравсоответствиисозначениями, которымиониобладаютдляних. Подчеркиваяактивнуюрольчеловекавформированииегоокружения, интеракционистыприходятк выводуотом, чтозначениеобъектапредставленовповедении, направленном нанего, ане вобъектесамомпосебе. Врамкахтеориистигматизации, предложеннойГ. Беккером, анализируется явление вторичной девиации. В частности Г. Беккер отмечает, что отклонение представляет собой результат определенного воздействия на поведение индивида со стороныдругихлюдей.

Предубеждения выступают в качестве систем значений значения, которыми обладают социальные объекты, взаимодействие с которыми осуществляется на основе этих значений. В процессе социального взаимодействия реализуется трансформация социального объекта. Таким образом, природа социального объекта может конструироваться предубеждениями, имеющимися у людей по отношению к нему. Р. Мертон предложил термин самодостаточность пророчества, которым он обозначал степень вклада, вносимого людьми всоздание таких жизненных обстоятельств, которые подтвердят ихранее существовавшиегипотезыобокружающеммире.

Стигматизацияестьакт навешивания ярлыка. Любой ярлык содержитминимальное количество упрощенной, схематизированной информации о его носителе. Ярлык актуализируетустановкипоотношениюктойсоциальнойкатегории, которуюонназывает. Кроме того, ярлык затмевает собой все другие характеристики субъекта. В силу этого можно говорить о том, что стигматизация как акт навешивания ярлыков представляет собой актуализациюпредубежденийипредрассудков, т.е. установкипредвзятости.

Ярлык содержит минимум информации, практически всегда основан на личном мнении и предрассудках ярлыкодателя и зачастую направлен на то, чтобы вызватьу человека стойкую негативную эмоциональную реакцию. Нередко ярлык появляется раньше, чем то качество, на которое он указывает. Навешивание ярлыков приводит к выработке соответствующих этому ярлыку ожиданий от человека и определенной линии поведения по отношению к нему. В результате имеет место самореализующееся пророчество. То, во что человек верит (ярлык) в отношении другого человека или группы людей, служит фор-

Стигматизация

680

мированию реальности, подтверждающей эту веру. Предубеждение, негативное представлениеостигматизируемом, такимобразом, можетнайтиврезультатеподтверждение вего поведении.

Ярлык принимается без конкретного доказательства и объяснения и уже неважно, каков человек (носитель ярлыка) на самом деле. Причем принимается любая информация, подтверждающая ярлык, и игнорируется противоречащая ему. Предубеждения, таким образом, приводят к избирательности восприятия (замечается в человеке прежде всего плохое) и однобокости интерпретаций (все поступки, поведение человека видятся через призму негативного отношения к нему, в соответствии с уже сформировавшимися стереотипныминегативнымипредставлениямионем).

Явление стигматизации, таким образом, неразрывно связано с предубеждениями. Предубеждения могут выступать в качестве предпосылок стигматизации и в качестве ее результата, служа целям рационализации, оправдания негативных чувств и негативного поведения к стигматизированному. Стигматизация есть акт «клеймения», навешивания ярлыка, предубеждения естьустановкапоотношениюкносителю ярлыка. Распространенные в той или иной социальной среде предубеждения и предрассудки задают соответствующиестигматизирующиеатрибуты.

Особый вопрос представляют причины выбора в качестве стигматизируемого определенного человека. Первое, что приходит в голову – этот человек обладает какими либо «дефектами», обусловливающими обретение статуса изгоя. Однако специальные исследованиепоказализначительноболеесложнуюприродувопроса, заключающуюся всложном сочетанииличностныхиситуативныхпеременных.

В качестве ведущего фактора, определяющего потенциальную жертву стигматизации Дуглас выделил видимое, наблюдаемое отличие человека от большинства (Douglas, 1993, c. 135). Это основной способ выбора кого-то из членов группы на роль козла отпущения. Жертвойстигматизаторовстановитсячеловек, непохожийнаних, нетакой, каквсе. Вообщеиндивидуальныеразличиявыполняютадаптивнуюфункцию, составляютресурсы группы, способствуют её развитию, расширяют и углубляют её возможности, повышают продуктивностьприрешениигрупповыхзадачидостижениипоставленныхцелей, являясь при этом приемлемым и значимым. Неординарность и индивидуальность ценятся высоко и приветствуются окружающими. Но отличие, которое было приемлемым в обычных обстоятельствах, когда дела шли хорошо, рассматривалось как полезное, может достаточно быстро стать фрустрирующим, раздражающим, вызывающим неприязнь, предубеждение, враждебностьпоотношениюкегоносителю, особенноеслигруппанаходитсянапереходномэтапесвоегоразвития, когдаонанаиболееуязвима. Человек, ставшийжертвойстигматизации, рассматривается как препятствующий дальнейшему существованию группы, её прогрессу, достижению поставленных целей, особенно если он мало участвует в делах группы, является некомпетентным. Отличие может касаться самых разнообразных характеристик человека, особенностей его поведения. Оно может быть связано с внешностью, возрастом, половой, расовой, национальной принадлежностью, религиозными и другими убеждениями, социальным положением и т.д. Здесь немаловажную роль играют имеющиеся у стигматизаторов предубеждения. Отличие может касаться как негативных сторон человека, например его некомпетентности, так и позитивных, например, более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с остальными может быть раздра-

Социальные предубеждения

681

жающим, вызывающим неприязнь и предубеждённое отношение. В периоды отчаяния, сильногонапряжениядажецветволосможетпослужитьпредпосылкойдлястигматизации человека. Степень отличия стигматизируемого от стигматизаторов служит своего рода мерой интенсивности напряжения последних, заставляющего культурных людей вести себя неэтично и несправедливо по отношению к своему коллеге, делая изнего козла отпущения.

В качестве ещё одной предпосылки, определяющей выбор человека на роль козла отпущения, Фельдман и Водарски выделяют социальное бессилие. Оно предполагает низкую значимость человека для стигматизаторов, невлиятельность, низкий статус, некомпетентность, изолированность, а также неспособность отплатить, постоять за себя, дать отпор. Существует гипотеза, согласно которой с целью обезопасить себя от ответных агрессивных актов, в качестве козла отпущения выбирают “безобидный объект”. Но наличие социального бессилиянеявляетсяобязательным условием дляосуществления стигматизации. Наролькозлаотпущенияиногдавыбираютсяисильные, обладающиевластьючлены группы. Стигматизированным может стать лидер, руководитель. Этот тип решения связан скультурноймоделью, согласнокоторой, еслигруппа“действуетплохо”, этовинаруководителя. Важно отметить, что, становясь козлом отпущения, человек приобретает ценность изначимостьдля стигматизаторов, таккакпозволяетимизбавитьсяотнеприятногочувствавины, ответственности, разрядитьнапряжение, выместитьобидыит.д. Поэтомувомногих случаях имеет место неосознанное стремление стигматизаторов удержать человека, ставшегодлянихкозломотпущения, рядом.

Социальное бессилие не является абсолютно надёжным критерием выбора жертвы, когда в качестве индикаторов слабости используются молчаливость и необщительность, которые также могут выступать мерой независимости и личностной силы. Берковитц и Грин критиковали гипотезу “безопасности”. Они утверждали, что фрустрация вызывает враждебность, только если задевает чувство самоуважения, поддержать которое можно, обвиняявсвоихнеудачахнеслабых, аболеесильныхизначимыхлиц.

По отношению к своей потенциальной жертве стигматизаторы испытывают неприязнь, антипатию. Среди характеристик, вызывающих неприязнь различные авторы также выделили: сходство сфрустратором, отличиеотбольшинства, провоцирующееповедение, раздражительность, повышенная тревожность, стремление продемонстрировать своё превосходство, удачливость, хвастливость, непринятие социальных норм, пренебрежение общими правилами, недисциплинированность, агрессивность, выражение неудовлетворённости своей группой и позицией в ней, болезненность и слабость, чувство вины, низкий уровень самоуважения, некоммуникабельность, а также наличие какого-то физического дефекта, психического расстройства. Антипатияк стигматизаторам может привести в действие принцип взаимности, в соответствии с которым людям несимпатичны и неприятны те, кому они ненравятся. Л.Я. Гозман указывает нанемаловажную рольвнешнего облика, показывая, что часто некрасивый ребёнок рассматривается как «плохой». «Не случайно именно некрасивым или страдающим каким-то физическим недостатком детям нередко приписывают дурные мысли и поступки» (1988, с. 11). От менее «симпатичных» детей ждутплохогоповедения. И, возможно, чувствуяпристрастностьвзрослых, ребёнокпойдёт им навстречу, оправдывая их ожидания по механизму самоподтверждающегося пророчества.