Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы современной социальной психологии / литература / янчук_введение в социальную психологию 2005 сокр.pdf
Скачиваний:
225
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
10.3 Mб
Скачать

Атрибутивная терапия

417

фицита представлений, порождаемого опытом взаимодействия с не контролируемыми событиями, детерминируеткаузальнаяатрибуция, совершаемаяиндивидом(Peterson, 1982: 100). Если субъект приписывает причинность неконтролируемых событий интернальным, стабильным и глобальным факторам (Abramson и другие) происходит генерализация беспомощности, появляется депрессия и снижается самоуважение. При отсутствии такого рода атрибутирования генерализация не наступает и беспомощность носит ограниченный временнойипространственныйхарактер.

Преодоление наученной беспомощности, таким образом, становится возможным через атрибутивное реструктурирование интернальности, стабильности и глобальности причинности. Peterson предлагает четыре возможные стратегии такого рода реструктурирования:

1.Обогащение окружения. Суть этой стратегии сводится к тому, что ожидание неотвратимых негативных последствий может быть изменено посредством изменения окружения, в котором живет человек. Если социальное окружение примет участие в оказании помощи, то депрессия может быть быстро преодолена.

2.Обучение личностному контролю. В данном случае предполагается изменение отношения к событиям как не контролируемым на контролируемые.

3.Научение смирению. В этом случае при невозможности радикального преодоления неотвратимости негативных последствий имеет место научение человека столкновению с ними с наименьшими издержками.

4.Переучивание атрибуции или атрибутивное реструктурирование. Преодоление депрессии достигается посредством перестраивания сложившейся атрибутивной схемы или заменой ее на другую.

Перечисленные стратегии, конечно же, неисчерпывают всех возможностей преодолениянаученнойбеспомощностиидепрессии, однакоониотражаютсутьобщихподходов к проблемной области. Более же общие вопросы, связанные с когнитивным реструктурированиембудутрассмотренывразделе, посвященноматрибутивнойтерапии.

Атрибутивная терапия

Понятие атрибутивной терапии

Значимость стиля атрибутирования, в частности, и процесса атрибутирования, в целом, определяется тем, что фактически вся ситуация взаимодействия человека с самим собойиокружающимегосоциальнымифизическиммиромбуквальнопронизанапоиском причинных оснований отражаемых событий и фактов. Неоднократно фиксировавшаяся вышелогикасубъективностичеловекавеговзаимодействии свнешнимивнутренниммиром создает основания для утверждения о том, что фактически он живет в самим собою созданном мире, а точнее в опосредованной индивидуальностью субъективной интерпретацииэтогомира. КакподчеркиваютКанториЗиркель– «несамопосебесобытиевжизни людей является значимым; более значимым для понимания личности является ее интерпретациясобытия» (Cantor, Zirkel, 1990: 137). Человекинтерпретируетокружающийисоб-

Социальное объяснение

418

ственный мир, выстраивая либо частные, либо глобальные картины представлений и, самое главное, в своем взаимодействии с ними опирается не на некую абстрактную «объективную» реальность, а на конкретную субъективную интерпретацию этой реальности. Отражая индивидуальное своеобразие конкретной личности, эти картины представлений могутбытьискаженными, неадекватнымиидетерминирующимипроблемноеполеиндивида, причем, проблемное поле, воспроизводящееся в каждом последующем цикле. Более того, в основе данных искаженных картин представлений лежат конкретные причинные основания и определяющие специфику атрибутирования. Например, в качестве причинного основания собственной неудовлетворенности характером взаимоотношений и статусом в социальныхотношенияхслюдьмиможетвыступитькакая-либодетальвнешности(курно- сый нос, оттопыренные уши и т.п.). Приобретя статус значимого элемента схемы самости, он может определять специфику интерпретации происходящего в межличностных взаимоотношениях( развеможноначто-либорассчитыватьстакойвнешностью), атакжевыступать в качестве значимого мотива, определяющего направленность и характер поведения(сделаюпластическуюоперациюиэтоткошмарзакончится).

Перечисленные особенности задают специфику стиля атрибутирования, часто, определяющие наличие тех или иных личностных предубеждений, коррекция которых являетсяобъектоматрибутивнойтерапии. Атрибутивная терапияилиреструктурированиестиляатрибутированияявляетсяоднимизсамыхинтенсивноразвиваемыхнаправлений соци- ально-психологическихисследованийврамкахприкладногоаспектатеорииатрибуции.

В наиболее общем понимании под атрибутивной терапией понимают изменение структуры представлений клиента о причинных основаниях его проблемной ситуации. Не вызывает сомнения тот факт, что разрешение проблемного поля человека предполагает выявление причинных оснований, закладываемых им в основание собственных объяснительных версий анализируемых фактов или процессов. Часто эти объяснительные версии являются ложными, в том числе и по причине ограниченности наличной информации, влияния собственной тенденциозности и т.п. Задачей психолога является коррекция этой неадекватности и замена ложного атрибутирования на более адекватное. Я сознательно подчеркиваюаспектбольшей, анеполнойадекватностипотойпричине, чточастоформируется некая иллюзия обладания психологом полностью «объективной» картиной представлений об особенностях атрибутирования клиента. Это иллюзия, психолог, в силу разных причин, в том числе, обусловленных невозможностью выхода за пределы собственной субъективности, отсутствия возможности объективных измерений и т.п., так же оперирует приближенной картиной представлений и его основной задачей является по возможностиповышениеееадекватности.

Стиль атрибутирования

На протяжении жизнедеятельности у человека формируются определенные стилевыеособенностиватрибутировании. Подстилематрибутированияпонимаетсяустойчивая тенденция возложения ответственности за совершенные действия либо на себя, либо на сложившиеся обстоятельства или социальное окружение. Причем эта стилевая тенденция проявляется в том, что человек либо «не видит» собственных заслуг в «очевидном» для других, либо «видит» собственную вину и ответственность во всем происходящем. Такая

Стиль атрибутирования

419

стратегия «самоедства» или «самовыгораживания» достаточно распространена и практически не имеет возрастных границ. Так маленький ребенок стремится возложить ответственность за собственные неудачи на окружающих. В то же время и у взрослых людей эта тенденция проявляется довольно часто. Другое дело, что у них в большей степени проявляетсяитенденцияксамоедству, особенно, вслучаенизкойожидаемойэффективности.

Исследованиеиндивидуальныхразличийвобластиатрибутирования, атакжетипов атрибутирования, совершаемых людьми в процессе оценки наблюдаемого привели к необходимости определения присущих стилевых особенностей. Первенство в постановке и исследования данного аспекта проблемы атрибутирования принадлежит Роттеру (Rotter), которыйсчитал, что люди различаются поуровнюконтролязапоощрениями инаказаниями, поступающими извне. Интерналырассматривают себякакконтролирующие свои действияисвоюсудьбу, экстерналыболеефаталистичны– считая, чтовозможностьконтроля надсобытиямивесьмаограничена.

Для диагностики уровня интернальности и экстернальности им была разработана специальная двадцати девятипунктная шкала, предназначенная для определения локуса контроля по отношению к различным типам поведения, включая политические представления, поведение, связанное с достижениями, реакции на болезни и т.п. Сложность использования данной шкалы связана с тем, что при ее посредстве трудно выделить какуюлибо отдельную область (отдельное измерение личности) из измеряемого ряда относительнонезависимыхпредставленийконтролируемыхсубъектом.

Ряд других опросников был предназначен для определения стилевых особенностей атрибутирования – присущих людям тенденций совершать определенные причинные выводы в различных ситуациях и времени. Одним из самых известных опросников является разработанныйЛейденомопросникASQ (Layden, 1982:63-82) иегомодификации(Peterson 1982). Он измеряет типы объяснений, которые люди дают вызывающим антипатию событиям по трем измерениям: интернальное \ экстернальное, стабильное \ нестабильное, глобальное \ специфическое. Люди, проявляющие тенденцию оценивать вызывающие антипатию события как обусловленные интернальными, стабильными и глобальными факторами обладают «депрессивным атрибутивным стилем», отражающим склонность к беспомощностиидепрессиииприводящимквозможностизаболевания.

Опросникатрибутивногостиля(вариантASQ Layden, 1982) предполагаетвыборряда причин по отношению к гипотетической ситуации, в которой присутствует либо положительный, либо отрицательный исход в таких плоскостях как интеллектуальная компетентность, межличностные взаимоотношения, ситуации морального выбора, а так же ситуации, связанные с настроением. В каждой ситуации предлагается четыре варианта причин: внутренняя стабильная, внутренняя нестабильная, внешняя стабильная и внешняя нестабильная. В качестве примера используемых шкал можно привести следующую ситуацию: «В автобусе вы замечаете, что понравились другому человеку». Эта ситуация сопровождается перечнем следующих возможных причин: «Вы являетесь такого типа человеком, который легко нравится людям» (внутренняя стабильная); «Вы пытались понравиться этому человеку» (внутренняя нестабильная); «это такого рода человек, которому нравится большинство людей» (внешняя стабильная); «этот человек просто находится сегоднявлирическомнастроении» (внешняянестабильная).

Социальное объяснение

420

Использование опросника ASQ позволило установить, что лица с высоким уровнем самоуважения реагировали напозитивныйисход, ориентируясьнавнутренниепричины, в случае же негативного исхода - на внешние. Лица же с низким уровнем самоуважения реже ориентировалисьна внутренние причины вслучае позитивного исхода и чаще выбирали внутренние причины в случае негативного исхода. Выявленные различия в когнитивных стратегиях связаныи споведенческими различиями (Layden, 1982: 66). В целом висследованиях установлена тенденция людей с низким уровнем самоуважения к поддержанию негативного образа самих себя. Информация, противоречащая негативному самоотношению, либоигнорируется, либотрансформируетсятакимобразом, чтобысоответствоватьобщемунегативномуобразу.

Не смотря на очевидную полезность определения атрибутивного стиля, в том числе и для терапевтической практики, использование опросника ASQ дает ограниченные возможности для фиксации кросс-ситуационных различий в каузальном атрибутировании. В этой связи была предпринята попытка его модификации, предпринятая Fletcher и коллегами (1986), разработавшими опросник ACS, который измеряет различия в комплексности атрибутирований, совершаемых вотношенииразличных событий. Непреувеличивая роли опросных методов в диагностике атрибутивного стиля, следует отметить их полезность в выявлении экстернальности-интернальности клиентов. На мой взгляд, для повышения точности диагностики необходимо привлечение самоописаний собственного поведенческого опыта людей, которое, в случае привлечения различных ситуаций и измерений, позволяетполучитьболееадекватнуюинформацию.

Техники атрибутивной терапии

Существуют различные подходы и техники атрибутивной терапии, подробный об-

зор которых представлен Layden (1982), Hewstone и Fincham (1996), Woolfe и Dryden (1996). Различают терапию ложной атрибуции, терапию соответствующей действительности атрибуции специфического события и терапию общего стиля атрибутирования. Терапияложнойатрибуциипредполагаетубеждениеклиентавтом, чтовосновеегонегативного эмоционального состояния лежат причины, отличные от тех, которым он его приписывает. Терапия соответствующей действительности атрибуции специфического события, предполагаетубеждениесубъектавтом, чтоегонеудачавконкретномслучаесвязанасего промахами, а не является внутренне стабильной. Терапия общего стиля атрибутирования предполагает научение субъекта пересмотру типичного для него стиля атрибутирования посредством нахождения внутренних оснований для более успешных действий. Клиента просят просмотреть внутренние причины собственных успешных действий в различных ситуациях, концентрируясь на наличных способностях и позитивных качествах, которые игнорируются при доминировании негативного самоотношения. Подобная же процедура применяется и в отношении анализа причинности неуспешных действий. Находя неадекватности в атрибутировании, демонстрируя их деструктивную роль, предлагая возможностиизмененияатрибутивногостилязасчетналичныхиприобретенныхресурсовпсихолог получаетвозможностьпозитивноговлияниянасамоактуализациюклиента.

Отмечаетсярядсложностей, связанныхсизменениемстиляатрибутирования:

клиент часто отрицает наличие у него данного стиля атрибутирования;

Техники атрибутивной терапии

421

доказательство клиентом верности его стиля атрибутирования;

недоверие к возможностям и позитивным последствиям изменения стиля атрибутирования;

противодействие изменению стиля атрибутирования в силу его возмож-

ной критической оценки значимыми другими.

Перечисленные трудности могут быть преодолены только при условии достаточно скрупулезной работы с применением различных процедур. Абстрагируясь от частностей, можно определить ряд необходимых этапов переатрибутирования: диагностика уровня самооценки, депрессивности и особенностей стиля атрибутирования; обсуждение возможностей выработки адекватного стиля атрибутирования; демонстрация возможных неадекватных и адекватных стилей атрибутирования; демонстрация деструктивных последствий наличногостиляатрибутирования; наконецформированиеболееадекватногостиля.

Позитивные самоизменения стиля атрибутирования, прежде всего, связаны с изменением самоатрибуции. Лишь наличие позитивного самоотношения, осознание позитивных ресурсов и возможностей их актуализации создает необходимые предпосылки для последующих изменений. Процесс изменения самоатрибуции, стиля атрибутирования и поведения предполагают решение двух задач: 1) укрепление веры клиента в собственной целостности и позитивном потенциале; 2) укрепление его ощущений о свободе поступков

(Brehm, 1976; Kopel иArkowitz, 1975; Sonne иJanoff, 1982).

Наиболее оптимальным путем укрепления представлений о собственной целостности и активной роли в происходящем вокруг является самообозрение или своеобразная самоинвентаризация. Включение механизмов самоанализа позволяет человеку поставить ряд значимых для себя вопросов и попытаться найти исчерпывающие ответы на них. В этом процессе существенная роль принадлежит психологу, помогающему преодолеть шорызацикленностиврамкахсобственнойсубъективности, подсказатьвозможныеальтернативные решения. Самость начинает предстоять перед ним как некоторая диспозиционная структура, связанная с самоатрибутирование. Включение самообозрения в рамках терапевтической практики достигается двумя возможными путями: (1) посредством предоставления средств и инструментов самоконтроля и (2) техники аудио и видеозаписи. Брем (Brehm, 1976) рекомендует привлечение к процессу самообозрения возможно большего числа источников информации. Другим непременным условием эффективности переатрибутирования является стимулирование собственной инициативы клиента, ограждение его от возможности ощущения какого-либо внешнего давления. В интересах избавления от последнего, рекомендуется поддержка самоинициации действий, научение самопоощрению и т.п. Типичная программа ускорения процесса переатрибутирования включает формирование способности самоконтроля (ведение дневников и т.п.); расширение знаний о явлении; формированиепрограммыупражнений, направленных наразвитиенеобходимых качеств и оказание помощи в разработке ее индивидуального варианта; обучение контролю сигналов состояния и поведения, показывающих изменения в них; обучение технике релаксации и самостимулирования; обеспечение семейной поддержки предпринимаемым усилиям; наконец, предоставлениестандартовсовершенства(Sonne иJanoff, 1982: 84-92).

Во многом процесс атрибутивного реструктурирования направлен на повышение ожидаемойэффективности (Bandura, 1977). Бандураотмечает, что обучение технике самообозрения и самоанализа позволяет клиенту существенно ускорить процесс самоизмене-