Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы ЭП.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
1.55 Mб
Скачать

86. Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

Административная ответственность за нарушение водного законодательства регулируется ст. 7.6—7.8, 7.10 КоАП РФ.

Все административные проступки в данной области подразделяются на два вида:

1) нарушение правил водопользования;

2) нарушение правил охраны вод.

Перечень составов административных проступков, состоящих в нарушении правил водопользования, зак¬реплен в ст. 8.14 КоАП РФ. В соответствии с данной нор¬мой административно наказуемыми признаются:

1) забор воды с нарушением планов водопользования, что может выражаться в превышении объемов заби¬раемых и сбрасываемых вод, сроков изъятия или сброса сточных вод;

2) самовольное производство гидротехнических работ, т. е. осуществляемое без специального разрешения;

3) бесхозяйственное использование воды в производ¬ственной и иной деятельности, что выражается, в частности, в использовании добытой воды или от¬веденного водного объекта с нарушением целевого режима водопользования;

4) нарушение правил ведения первичного учета коли¬чества забираемых из водного объекта и сбрасыва¬емых в него вод.

Субъектом данного правонарушения могут являться только должностные лица предприятий и организаций, осуществляющих как общее, так и специальное водо-пользование.

Состав административного правонарушения, выража¬ющегося в нарушении правил охраны водных ресурсов, закрепляется в ст. 8.13 КоАП РФ.

Объективную сторону данного деяния составляют действия или бездействия, повлекшие загрязнение и за¬сорение вод, нарушение водоохранного режима на водо¬сборах, вызывающие их загрязнение, водную эрозии почв и другие вредные явления.

Признаки данного правонарушения во многом совпа¬дают с признаками объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ.

Отграничение названных составов проводится в пер¬вую очередь по предмету противоправного посягатель¬ства. В ст. 250 УК наряду с водным объектом выделен до-полнительный предмет преступного посягательства, к которому относятся животный либо растительный мир, рыбные запасы, лесное и сельское хозяйство, которым причинен существенный вред в результате загрязнения, засорения, истощения поверхностных или подземных вод и источников питьевого водоснабжения либо иное изме¬нение их природных свойств.

Характеристика таких признаков экологического пре¬ступления и административного проступка, как загрязне¬ние, засорение, истощение водного объекта, в обоих слу¬чаях осуществляют в соответствии со ст. 1 ВК РФ, содер¬жащей определения названных понятий.

Квалифицирующие признаки преступления, состоя¬щего в загрязнении вод, определяются в ст. 250 УК РФ посредством определения места совершения преступления.

Такими признаками являются совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной эколо¬гической ситуации, а также совершение деяния на терри¬тории заповедника или заказника.

Формальный состав правонарушения, предусмотрен¬ного ст. 8.13 КоАП РФ, проявляется в совершении дей¬ствий, связанных с вводом в эксплуатацию предприятий и объектов без сооружений и устройств, предотвращаю¬щих вредное воздействие на водные объекты. В отличие от составов уголовных преступлений для наступления административной ответственности по данному составу наступления последствий не требуется. Административ¬ное правонарушение считается оконченным в момент его совершения.

Данное деяние может быть осуществлено как в фор¬ме действия, так и в форме бездействия.

Действия, составляющие объективную сторону дан¬ного проступка, могут выражаться, в частности, в форме отключения очистных сооружений, разлива нефтепро¬дуктов, неправильной эксплуатации нефтепроводов и пр.

Бездействие проявляется в неустановке водорегулиру¬ющих и водоочистных устройств при строительстве, вво¬де в эксплуатацию и эксплуатации производственных и иных объектов.

Превентивный характер имеют нормы, содержащие¬ся в ст. 8.15 КОАП РФ, предусматривающей ответствен¬ность за повреждение водохозяйственных сооружений и устройств и нарушение правил их эксплуатации, и ст. 8.16, устанавливающей ответственность за невыполнение капитаном судна морского, внутреннего водного плава¬ния или другого плавучего средства правил регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими такие вещества свыше,установленных норм, а равно внесение в судовые документы неверных записей об этих операциях.

Статьи 8.17-8.19 КоАП РФ имеют специальный ха¬рактер и устанавливают ответственность за нарушение режима водопользования в пределах территории конти-нентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских водах и территориальном море.

В ст. 7.6—7.8 и 7.10 содержатся смежные составы вод¬ных правонарушений, непосредственным объектом кото¬рых выступает правопорядок в других сферах обществен-ных отношений, включая отношения по поводу охраны собственности.

Данные статьи обеспечивают административно-пра¬вовыми средствами охрану водохозяйственных сооруже¬ний и устройств, порядок учета вредных воздействий на водные объекты, как условие рационального использова¬ния водных объектов, а также безопасность населения.

В качестве самостоятельного предмета уголовно-пра¬вовой охраны выделена морская среда.

В соответствии со ст. 252 УК РФ уголовная ответ¬ственность наступает в случае загрязнения морской сре¬ды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения и сброса с транспортных средств или возведенных в море сооружений веществ, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

Предметом данного преступления являются внутрен¬ние морские воды, территориальные морские воды, воды, покрывающие континентальный шельф, открытое море, а также живые ресурсы моря.

Охрана морской среды от загрязнения регламентиру¬ется не только внутренним законодательством РФ, но и международно-правовыми актами, которые составляют нормативно-правовую основу при квалификации деяния в соответствии со ст. 252 УК РФ.