Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы риторики.rtf
Скачиваний:
158
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
37.02 Mб
Скачать

Искусственная хрия, особенности ее структуры и использования

§ 109. ОБРАТНАЯ ХРИЯ: ИНДУКТИВНЫЙ ОБРАЗЕЦ. Схема строгой хрии всегда требует того, чтобы формули­ровка и разъяснение самой темы (предложения, те­зиса) предшествовали всевозможным причинам, след­ствиям или частным выводам из тезиса. Значит, эта схема предполагает рассуждение от общего к част­ному, от целого к частям, от рода к виду. Это способы рассуждения дедуктивный и аналити­ческий (см. выше, топы «целое— части», «род и вид» в главе 2). Однако существует и успешно используется, как мы узнали из главы 2, и обратный ход мысли — от частей к целому, от видов к роду, от частного к об­щему (индуктивный, синтетически й). Эти раз­ные способы мысли диктуют и разные способы расположения «идей» в речи-рассуждении, определяют различие структуры последней. Кроме той разновидности хрии, о которой шла речь выше (так называемой простой хрии или «простого» рас­суждения), в риторике практикуется и иная, обратная схема. Такая хрия, в которой расположение «идей» идет от частного к общему, от доводов к тезису, называется «обратной» или «искусственной» хрией (рассуждением) — chria inversa. «В простом рассуждении предлагается прямо истина и постепенно доказывается, объясняется <...>, — пишет Н. Ф. Кошанский, — в искусственном сперва привлекают чи­тателя (слушателя. — А. М.) приступом; потом предлагают причины, аргументы>, далее посредством искусной связи приводят нечувствительных к <...> к своей истине, которую не может не признать он, если согласится на преды­дущее» (Общая реторика. С. 61). «Своя истина» и есть настоя­щий тезис, доказываемый в речи-рассуждении. Почему в ци­тированном из «Реторики» Кошанского фрагменте мы выде­лили слово нечувствительные? Да потому, что простая хрия и хрия искусственная традиционно используются в аудитори- пк, по-разному настроенных по отношению к оратору или к мнению, которое он собирается доказать. Недаром Сократ ис­пользовал в своих беседах именно образец расположения «от доводов к выводу (тезису)», т. е. структуру искусственной (об­ратной) хрии.

227

Если аудитория не склонна принимать благожелательно оратора и его мнения или если она плохо подготовлена к вос­приятию речи, более выгодным оказывается именно способ расположения «доводы — тезис», а не «тезис — доводы». Та­кой способ даже получил название «сократического», в отли­чие от «прямого» — «аристотелевского» (от тезиса — к дово­дам). Мудрость Сократа и века последующей риторической практики свидетельствуют о том, что не стоит не расположен­ную к вам, а особенно враждебную аудиторию сразу (с самого начала речи) огорошивать категорически высказанным тези­сом. Лучше подвести к нему постепенно, предложив слушате­лям сперва убедительные доводы, которые могут заставить аудиторию прислушаться к оратору, а затем и благосклонно принять сам тезис, который он защищает.

Таким образом построена и первая речь Цицерона против заговорщика Катилины, цитированная нами в предыдущих разделах книги. Основной ее тезис — Катилина должен быть изгнан — является в этой речи, обращенной к сенато­рам, отнюдь не в начале ее, а ближе к концу, после многочис­ленных доводов. Так строится большинство речей, в которых доказывается нечто особенно важное, имеющее серьезные по­следствия.

Возьмем еще краткую политическую речь Козьмы Минина — образец искусственной хрии, приведенный в «Об­щей реторике» Кошанского.

Приступ: Сограждане! Отечество гибнет!

Доказательство тезиса: Свирепость врагов не­имоверна, они заняли Москву.

Связь: Если падет Москва, падем и мы.

Тезис: Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к Победе.

Заключение: Сограждане! Решите, что ожидает нас — рабство или свобода. — Тут сограждане вооружаются и приносят свое «имение». Речь убедительна.

[См. задания и упражнения для работы над речью-рассуж­дением № 12—17.]

228

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

И РАЗМЫШЛЕНИЯ

  1. Каков порядок расположения содержания в описании «схематическом»? В каких речевых ситуациях используются такие описания? Каковы риторические требования к удачно­му «схематическому» описанию?

  2. Назовите требования к хорошему описанию, сформули­рованные в «Общей реторике» Н. Кошанского, и порядок рас­положения частей в нем. Что вам кажется приемлемым в ре­комендациях Н. Кошанского, а что — нет? Почему?

  3. Почему работу ритора при создании описания мы назва­ли «режиссурой»?

  4. Сформулируйте и покажите на собственных примерах принципы создания творческого описания.

  5. Какие варианты начала повествования рекомендуют ри­торики? Какие из этих вариантов вы предпочитаете? В каких речевых ситуациях? Почему?

  6. Каковы две основные «модели» режиссуры середины (ос­новной части) повествования? Приведите примеры реальных речевых ситуаций, в которых вы предпочтете ту или другую модель.

  7. Постарайтесь припомнить лучшего рассказчика, которо­го вам довелось слышать (из своих знакомых, из выступав­ших по радио, по телевидению). Чем вам запомнилась его речь? Как определить ее особенности, используя сведения и рекомендации о риторике повествования?

  8. Что такое хрия? Почему она так важна? Каково проис­хождение термина? Как определяют хрию Ломоносов и Ко­шанский?

  9. Какие части структуры строгой хрии, с вашей точки зре­ния, совершенно необходимы, а какие — необязательны? Как вы думаете, какие из частей классической (строгой) хрии об­разуют ее «начало», какие— «середину», какие— «конец»? Докажите.

  10. Чем отличается структура «обратной» («искусствен­ной») хрии? В каких речевых ситуациях она чаще применяет­ся? Почему?

229

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Обратившись к приведенным в § 1 и 2 примерам описаний, продумайте речь-описание любого предмета из мира вещей, окру­жающих нас в быту, — того, что дорог вам или интересен. Восполь­зуйтесь также помещенным ниже материалом из сказок X. К. Андерсена, проанализировав его как образец.

а) Смотрите, смотрите, что вы держите! — сказала она <штопальная игла> пальцам, когда они вынимали ее. — Не уроните меня! Упаду на пол — чего доброго, затеряюсь: я слишком тонка! — Будто уж! — ответили пальцы и крепко обхватили ее за талию. — Вот видите, я иду с целой свитой! — сказала штопальная игла и потянула за собой длинную нитку, только без узелка... — Позвольте спросить, вы из золота? — обратилась она к соседке — булавке. — Вы очень милы, и у вас собственная головка... Только маленькая! Постарай­тесь ее отрастить, — не всякому ведь достается сургучная го­ловка! <...> — Я слишком тонка, я не создана для этого мира! — сказала она, лежа в уличной канавке... — Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, — так я тон­ка! («Штопальная игла».)

Обратите внимание на то, как автор подчеркивает одно характер­ное свойство этого предмета — тонкость; оно и определяет всю исто­рию иглы, о которой повествуется в сказке.

б) Видал ли ты когда-нибудь настоящие старинные шкафы, все почерневшие от старости, с деревянными завитушками и резным растительным орнаментом? В одной жилой комнате стоял как раз такой шкаф, доставшийся своим хозяевам по наследству от прабабушки. Шкаф был сверху донизу покрыт резьбой — деревянными розами и тюльпанами; маленькие олени высовывали свои рогатые головки из причудливых за­витушек, а на самом видном месте мастер вырезал фигуру че­ловека. Забавно было смотреть на него: он скорчил гримасу и осклабился; однако никак нельзя было сказать, что он смеет­ся... («Пастушка и трубочист».)

Древность, а значит — загадочность, скрытая тайна, заключен­ная в предмете, — вот что делает описание его интересным, привле кает внимание, рождает ожидание чуда.

cj> 2. Попробуйте составить собственный текст для рекламы любого предмета быта или продукта: выберите сами. Основой текста должно быть описание вещи; целью — представить самые привлекательные стороны этой вещи как товара, показать: а) ее необходимость для бу

230

дущего покупателя; б) выгодность покупки. Прослушайте и проана­лизируйте готовые рекламные тексты, включенные в телевизионную рекламу. Какие топы («общие места») в них употреблены? Что в этих текстах удачно, а что — нет? Какой рекламный текст вам ка­жется самым лучшим из тех, что регулярно передаются по телевиде­нию?

    1. Подготовьте речи-описания следующих животных: мыши, акулы. Выделяя характерные свойства их, вспомните: «жизни мышья беготня» (А. Пушкин); название фильма об акулах — «Челюсти». Продумайте расположение в описании: где, в какой си­туации можно встретиться с этими животными («место»; «время»; «обстоятельства») и т. д. — см. § 102—103. Дайте сравнительные описания: «мышь и крыса», «акула и крокодил» (общее; различное).

    2. Прочитайте и проанализируйте описания животных.

а) В сухой листве под оградой из фуксий жили паучки со­вершенно иного рода — маленькие злые охотники, ловкие и свирепые, как тигры. Сверкая на солнце глазами, они разгу­ливали по своей вотчине среди листвы, останавливались по временам, подтягиваясь на волосатых ногах, чтобы оглядеть­ся вокруг. Заметив какую-нибудь присевшую погреться муху, паук замирал, потом медленно-медленно, прямо-таки не пре­вышая скорости роста былинки, начинал переставлять ноги, незаметно пододвигаясь все ближе и ближе и прикрепляя по пути к поверхности листьев свою спасительную шелковую нить. И вот, оказавшись совсем близко, охотник останавли­вался, слегка шевелил ногами, отыскивая опору понадежней, затем бросался вперед, прямо на задремавшую муху, и заклю­чал ее в свои волосатые объятья.

(Дж. Д а р р е л л. Моя семья и другие звери.)

б) Даже я, при всей своей восторженной любви к птенцам, не мог бы назвать его красивым. У него был толстый короткий клюв с желтыми складками по углам, лысая голова и полу­прикрытые мутные глаза, придававшие ему вид пьяного или, скорее, слабоумного субъекта. Морщинистая кожа складками болталась по всему телу, словно наспех и кое-как пришпилен­ная к мясу черными обрубками перьев. Между худыми длин­ными ногами торчал обвислый живот. Кожа на нем была такая тонкая, что сквозь нее просвечивали внутренности. Птенец сидел на моей ладони, выставив живот, будто напол­ненный водою шар, и беспомощно попискивал. Поискав вну-

231

три гнезда, я обнаружил там еще трех птенчиков, таких же безобразных, как и тот, что сидел у меня на ладони.

(Дж. Д а р р е л л. Моя семья и другие звери.)

Подумайте, какова цель этих описаний. Что делает их интерес­ными? Выберите сами любого зверя, или птицу, или растение и со­ставьте их описание. Представьте его в риторическом классе; дайте также описание своих домашних любимцев — кошки, собаки, пти­цы (если они у вас есть).

    1. Составьте дома и произнесите в риторическом классе описание любого памятника архитектуры, который вы видели сами. Готовясь к речи, пойдите и взгляните на него еще раз. Используйте основные принципы риторики описания и правила расположения идей. Какой образ вы положите в основу своей речи? Какую «режиссуру» вы предпочтете: от «общего плана» к деталям или от крупно поданной, яркой, определяющей детали — к целому? В заключение не забудьте сказать о роли именно этого памятника в отечественной культуре; начните с топов «место» и «время» (см. § 102—103).

    2. Дайте портрет любимого или чем-то для вас особенно интерес­ного актера. Сделайте это так, чтобы портрет «ожил» и чтобы слуша­тели могли узнать этого человека по вашему портрету. Не забудьте об определяющей детали, об образном сравнении.

    3. Опишите любимого эстрадного певца как явление в музыкаль­ной культуре. Обратитесь к образцам, данным в тексте главы (Цвета­ева о Бальмонте и Брюсове как поэтах). Подумайте, как можно опре­делить их творческое лицо: выделите самое существенное, характер­ное. Что делает их именно такими, каковы они в творчестве? Если вас больше интересует история или литература, выполните то же за­дание для описания крупной исторической фигуры, писателя или поэта. Как вы о них узнали («встретились» с ними)? Как и почему заинтересовались именно ими? Какова их роль в истории, культуре?

    4. Выберите: а) греческий миф; б) басню; в) историческое собы­тие, которые вам интереснее всего было бы рассказать своим товари­щам. Продумайте структуру вашего повествования (составьте схему расположения топов в частях) и его «режиссуру». Постарайтесь ис­пользовать риторические рекомендации из § 105 (схему расположе­ния) и соблюдать принципы риторики повествования, указанные там. Рассказ не должен занимать больше 5 минут.

[=> 9. Придумайте и расскажите сказку. Приводим материал, кото­рый можно использовать для этого {см. ниже), если хотите, обрати­тесь к литературным или фольклорным образцам: прочитайте не сколько коротких сказок любого автора или сказок народов мира. Подумайте, как они «сделаны». Воспользуйтесь такой моделью для

232

собственной сказки. Она, как и речь (рассказ) в упражнении № 8, не должна быть слишком длинной: не более чем на 7 минут, а еще лучше — меньше.

Судьба одной шашки Материал.

Произвел меня на свет один горский мастер на Кавказе. Ножны и украшения. У абрека (см. «Кинжал» Лермонтова). Достаюсь казаку, когда мой прежний хозяин пал в битве с ним. Новая жизнь и новые отношения: уже нет той воли, что прежде, но больше покою. Принесена на Дон. В казачьей свет­лице, как трофей, висит на видном месте; знатоки любуются ею, причем хозяин иногда повторяет историю приобретения шашки, и военные воспоминания роятся, и льются рассказы из боевой, удалой жизни. Хозяин гибнет во время усмирения польского восстания, шашка переходит к повстанцу, кото­рый, не понимая цены оружию, по замирению края, снимает с ножен серебряные и золотые украшения и продает их на вес, а из клинка, переломленного надвое, делает два косаря (боль­ших ножа). (Стилистические задачи. Рассказы, описание, сравне­ние, периоды и хрии. 1874.)

dj> 10. Проанализируйте повествовательную структуру (расположе­ние) в следующем анекдоте (сравните со схемой расположения, при­веденной в § 3); составьте схему расположения топов в частях текста.

Есть лгуны, которых совестно называть лгунами: они свое­го рода поэты, и часто в них более воображения, нежели в присяжных поэтах. Возьмите, например, князя Ц<ициано- ва>. Во время проливного дождя является он к приятелю:

  • Ты в карете? — спрашивают его.

  • Нет, я пришел пешком.

  • Да как же ты вовсе не промок?

  • О, — отвечает он, — я умею очень ловко пробираться между каплями дождя. (Вяземский П. А. Старая записная книжка // Полн. собр. соч. СПб., 1883. Т. VIII.)

11. Никакой стране никогда не пожелаю «великой револю­ции» — вот главный тезис речи А. И. Солженицына, произнесенной и 1993 г. при открытии памятника Вандейскому восстанию в Вандее (Франция). Проанализируйте расположение «идей» в этом выступ­лении, текст которого в сокращенном виде мы приводим ниже. Эта речь-рассуждение посвящена доказательству тезиса. Какие части

233

структуры строгой хрии в тексте обнаруживаются? Докажите это. Составьте перечень частей в порядке их расположения в речи. Какие топы используются в каждой части? Какая это хрия — простая или искусственная (обратная)? Учтите, что Вандейское восстание против революционеров-якобинцев летом 1793 г. было жестоко подавлено.

Две трети века назад, еще мальчиком, с восхищением чи­тал я в книгах о мужественном и отчаянном Вандейском вос­стании, но никогда бы не могло мне и пригрезиться, что в ста­рости доведется мне честь самому открывать памятник героям и жертвам того восстания <... >

<...> Долго не хотели услышать и признать того, что кри­чало голосами погибающих и даже сжигаемых заживо: что крестьяне трудового края, ради которых будто бы и делалась революция, — доведенные именно ею до крайности притесне­ния и унижения, — восстали против нее!

Что всякая революция выпускает из людей темные инс­тинкты первобытного варварства, темную стихию зависти, жадности и ненависти, — было слишком видно и современни­кам. <...> Отдаляясь на полувека и века, люди стали все боль­ше убеждаться на своих же бедах, что революции развалива­ют органичность общества; разоряют естественность жизни; уничтожают лучшие элементы населения и открывают про­стор худшим; что никакая революция не может обогатить страну, лишь немногих бессовестных ловкачей, своей же стра­не в целом несет она многие смерти, широкое обнищание, — а в самых тяжелых случаях и долговременное вырождение на­рода <... >

<...> Теперь мы все более понимаем, что страстно желае­мый нами социальный эффект, но с неизмеримо меньшими потерями и без всеобщего одичания, достигается нормальным эволюционным развитием. Надо уметь терпеливо улучшать то, что у нас есть в каждом «сегодня».

И тщетно было бы надеяться, что революция может изме­нить к лучшему человеческую природу, — а ваша революция, и особенно наша, российская, сильно надеялись на это<... >

<... > Никакой стране никогда не пожелаю «великой рево­люции». Революция XVIII в. лишь потому не погубила Фран­цию, что в ней состоялся Термидор. А вот в российской рево­люции не было останавливающего Термидора, — и она без из­лома докатила наш народ до конца, до пропасти, до пучины гибели.

234