Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы риторики.rtf
Скачиваний:
158
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
37.02 Mб
Скачать

ват каждый! Это «тотальный» намек оратора тоталитарного общества, средство речевого запугивания, террора. Не повто­ряйте этих штампов в новых социальных условиях: они зву­чат зловеще, а смысла в них, кажется, нет никакого.

Общие рекомендации к использованию тропов в речи

§ 118. Принципы употребления тропов и практиче­ские советы. Несколько замечаний и рекомендаций к использованию тропов в речи.

    1. Возможно, понять главный принцип использова­ния тропов поможет именно метафора. Говорящий не столько автор словесного текста, сколько его иллюстратор. Представь­те себе, что ваша задача как оратора или как собеседника — создать последовательный ряд картин, как это делает рисо­вальщик комиксов. Это задача художника. Но рисовать при­дется словами.

Представьте себе, что ваш слушатель — ребенок, листаю­щий книгу, даже если на самом деле перед вами аудитория, состоящая из взрослых ученых людей.

Этот принцип справедлив даже в такой строгой к отбору языковых средств области, как научная речь. Лучшие лек­ции, научные доклады сочетают академизм изложения, стро­гость и точность терминологии с зримыми, образными карти­нами, вызывающими не только интеллектуальный, но и эмо­циональный отклик аудитории. Итак, и в ораторской речи, и вообще в речевом общении «голые» рассуждения не должны вытеснять образные картины.

    1. Однако и здесь необходимо, как и всюду, чувство меры. П. Сергеич сравнивал «цветы красноречия» с крас­ными чернилами и курсивом в рукописи. Если весь текст на­писан красным или курсивом, он так же теряет выразитель­ность, как и вовсе их лишенный. Следовательно, яркость речи должна сочетаться с ее естествен­ностью. По словам Аристотеля, украшая речь, «это следует делать незаметно, делая вид, что говоришь не искусственно, а естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное — напротив. (Люди) недоверчиво относятся к такому (оратору), будто он замышляет (что-нибудь против них), точно так же, как к подмешанным винам».

264

3. Чтобы говорить блестяще, ритор должен обладать не только хорошей подготовкой, но и определенной смелостью, позволяющей находить нужные картины в процессе самой ре­чи ине бояться употребить пришедший на ум образный оборот. Вот как об этом говорил Квинтили- ан: «Всякая мысль сама дает те слова, в которых она лучше всего выражается; эти слова имеют свою естественную красо­ту; а мы ищем их, как будто они скрываются от нас, убегают; мы все не верим, что они уже перед нами <... > Красноречие требует большей смелости; сильная речь не нуждается в бели­лах и румянах. Слишком старательные поиски слов часто пор­тят всю речь. Лучшие слова являются сами собою». Беда толь­ко, что «лучшие слова» являются «сами собой» отнюдь не всем, а только тем, кто подготовился к их появлению и сам умеет их вызывать. Это доступно тем, у кого развито от приро­ды или воспитано образное восприятие мира. Как же воспи­тать это редкое теперь, но столь полезное качество? Прежде этим занимались в риторских школах; ведь речевое мастерст­во формируется не механическим накоплением и уместным употреблением готовых выразительных средств языка — это творчество, а не запоминание.

Некоторые практические рекомендации и советы:

1) Как говорил П. Сергеич, «мы слишком требовательны к нашей публичной речи и слишком небрежны к речи в быту». Для того чтобы выработать необходимую любому культурно­му человеку, а особенно оратору, «изящную простоту» речи, обратите внимание на свое повседневное речевое общение. Вот вы отвечаете на реплику собеседника — до­ма, среди друзей, коллег — постарайтесь воспользоваться не той фразой, которая автоматически пришла в голову, извлече­на из вашего привычного запаса — она наверняка «штампо­ванна», «стерта», слишком обычна и для вас, и для окружаю­щих. Придумайте что нибудь поинтересней: взгляните на си­туацию со стороны, сравните ее с чем-нибудь, посмотрите, что получится. Вы рассказываете о чем-то — сделайте то же. Сравнивайте! Сопоставляйте! Рисуйте картины словами! Это поможет вам по-новому, глубже понять себя, свою жизнь, ок­ружающее, а тем самым сделает яркой и вашу речь.

Вначале это трудно, потом становится увлекательным и ин­тересным. Вы почувствуете, что говорить с вами, слушать вас людям приятно. И это побудит вас работать дальше — всю

265

жизнь. Постепенно вы заметите, что стали хорошим рассказ­чиком и собеседником.

2) Избегайте стертых, штампованных обо­ротов. Вы знаете, что существуют метафоры языковые, «словарные»; нам нужны «индивидуально-авторские» — ре­зультат творчества. Постарайтесь не пользоваться штампами и клише (особенно публицистической и официально-деловой речи). Даже обычные языковые метафоры типа проницатель­ный взгляд, грозный призрак войны, внутренние убеждения (как будто могут быть «внешние»), выражения-клише ничего не прибавят вашей речи, а только ухудшат ее. Тропы должны быть непривычными, тогда они выразительны. П. Сергеич приводит для примера такой «образец» из одной судебной ре­чи: Убийство произошло на политико-экономической почве. (Хотелось крикнуть: На мостовой!) Оратор не чувствует игры прямого и переносного смысла употребленного им штампа в данном контексте, и это обнаруживает общий недостаток язы­кового чутья. А вот пример тропа у Цицерона: замечая при­знаки старости, знаменитый оратор выразил это так: Моя речь стала седеть. Свежо, ярко, потому что метко и необыч­но. Еще Аристотель заметил, что «в прозе хороши только са­мые точные или самые простые слова или метафоры». Их, кстати, в изобилии предоставляет народная речь. Поэтому ес­ли бы все, кто учится риторике и заинтересован в успехе, чи­тали словарь В. И. Даля, то много преуспели бы.

ПОНЯТИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ

§ 119. ФИГУРЫ РЕЧИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. Слово фигура в составе термина «риторические фигуры» («риториче­ская фигура») соответствует латинскому слову figura, что оз­начает «оборот речи; очертание; изображение; вид» и грече­скому слову schema — схема.

Фигуры речи —это особые формы («фигуры») синтаксических конструкций, с помощью кото­рых усиливается выразительность (экспрессив­ность) речи, увеличивается сила ее воздейст­вия на адресата. Такие «узоры», по которым можно «выши­вать» отдельную фразу или целостное объединение фраз в ре­чи, складывались тысячелетиями в практике риторической деятельности, теоретически осмысливались риторами, описы-

266

вались в специальных трактатах. «Во всяком практическом рассуждении, — пишет П. Сергеич, — важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Риторика указывает неко­торые искусственные приемы усиления мыс­лей формой их изложения» (Искусство речи н а суде. М., 1988. С. 222). О них мы сейчас и будем говорить.

Насчитывается несколько десятков риторических фигур; все они очень интересны и реально полезны в речи. Нам же придется ограничиться только теми риторическими формами, которые абсолютно необходимы, потому что: 1) встречаются и сейчас почти в любой публичной речи, а у культурных и образованных собеседников — ив любом разговоре (заметим: а если не встречаются — значит, речь плоха и недостойна того, чтобы ее принимать во внимание); 2) эффективны и просты в употреблении; 3) представляют со­бой тот minimum minimorum — минимальный минимум, без которого ни о какой риторике не может быть и речи.

За два тысячелетия истории риторики создано много раз­личных классификаций риторических фигур. Мы не будем специально останавливаться на этом вопросе (ведь набор на­ших риторических фигур очень невелик) и те несколько рито­рических форм, которые будем рассматривать, распределим на три группы.

Первая будет включать фигуры, при которых структура (конструкция, схема) фразы определяется соотношени­ем значений слов — понятий в ней. Это — антите­за и градация. Противопоставление понятий и соответ­ствующее построение фразы образует фигуру антитезы, расположение понятий в порядке нарастания или убывания значения — фигуру градации.

Вторая группа объединит синтаксические схемы (фигу­ры), закрепившиеся в речевой традиции (устной, а затем и письменной) как особые риторические средства потому, что <>ни обладают свойством облегчать ее слушание, понимание и запоминание. Это фигуры: повтор, < • д и н о н а ч а т и е, параллелизм и период.

И наконец, в третью группу войдут те риторические формы, которые используются как приемы диалоги- | и ц и и монологической речи, а следовательно, привлекают и оживляют внимание адресата, акти- нмпируют его, побуждают к «собственному внутреннему сло- иу», способствуют установлению гармонических отношений

267